П/П | Показатели | Виды турпродуктов | Итого | ||
I | II | III | |||
Объем реализации, шт. | |||||
Продажная цена, руб. | |||||
Выручка от реализации, тыс, руб. (п. 1 х п. 2) | 22,5 | 124,5 | |||
Переменные затраты по формированию турпродукта, тыс, руб. | |||||
Общая сумма переменных затрат, тыс. руб. | |||||
Средние переменные затраты, тыс. руб. (п. 4/п. 1) | |||||
Средняя величина покрытия*, руб. (п. 2 - п. 6) | |||||
Постоянные затраты за отчетный период, тыс, руб. | |||||
Постоянные затраты**, тыс, руб. (п. 4 х п. 8 / п. 5) | 3,4 | 11,2 | 3,4 | ||
Средние постоянные издержки, руб. (п. 9/п. 1) | |||||
Полная себестоимость единицы турпродукта, руб. (п. 10 +п. 6) | |||||
Валовые издержки, тыс, руб. (п. 4 + п. 9) 114 | 21,4 | 71,2 | 21.4 | ||
Прибыль от реализации, тыс, руб. (п. 3-п. 12) | 8,6 | 0,8 | 1,1 | 10,5 | |
Прибыль от реализации одной турпутевки(п.2 - п. 11) |
Средняя величина покрытия, или предельная прибыль, - это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы тур-продукта.
** Распределение постоянных издержек по видам турпродукта производится пропорционально переменным затратам.
Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает туристская организация, формируя и реализуя турпродукт, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.
Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или доля средней величины покрытия в цене турпродукта.
|
Коэффициент покрытия определяется следующим образом:
Коэффициент покрытия = | Сумма покрытия ------------------------------------- Сумма выручки от реализации | = | (124,5-96) тыс. руб. ------------------------------- 124,5 тыс. руб. | =0,229 |
Для того чтобы определить, при каком объеме реализации окупятся валовые издержки предприятия, необходимо рассчитать точку безубыточности, под которой понимается такая выручка от реализации или такой объем реализации турпродуктов, которые обеспечивают покрытие всех затрат и нулевую прибыль.
Выручка от реализации, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой, а объем реализации (продаж) в точке безубыточности - пороговым объемом реализации (продаж).
Воспользуемся формулой точки безубыточности:
Пороговая выручка = | Постоянные издержки ----------------- Коэффициент покрытия | = | Постоянные • Сумма выручки издержки от реализации -------------------------------------- Сумма покрытия | =18 тыс.руб./0,229 = 78,6 тыс. руб. |
Итак, точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитывается как отношение постоянных затрат к коэффициенту покрытия, а в натуральном выражении - как отношение постоянных затрат к средней величине покрытия.
Если туристская организация получает выручку от реализации больше пороговой выручки (124,5 тыс. руб. - 78,6 тыс. руб.), то она работает прибыльно. Чтобы оценить, насколько фактическая выручка превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас прочности (процентное отклонение фактической выручки от пороговой) по следующей формуле:
Запас прочности= | (Фактическая выручка-Пороговая выручка)х100% -------------------------------------------------- Фактическая выручка | = | (124,5 тыс. руб.-;78,6 тыс. руб.) х100% ----------------------------------------------------- 124,5 тыс. руб | =36,9% |
Для определения воздействия изменения выручки от реализации на изменение прибыли рассчитывают показатель операционного левеража (производственного рычага) по формуле:
|
Чем выше эффект производственного рычага, тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы. Поскольку фирма имеет в ассортименте тур-продукт II с низкой рентабельностью по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль организации, если отказаться от этого вида турпродукта. В случае отказа от формирования и реализации турпродукта II выручка от реализации сократится на объем выручки от реализации этого изделия: 124,5 тыс. руб. -- 72 тыс. руб. = 52,5 тыс. руб.
При этом также сократятся валовые издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для формирования турпродукта П, на величину 54 тыс. руб. (114 тыс. руб. - 60 тыс. руб.). Так как постоянные затраты не зависят от объема реализации, отказ от формирования турпродукта II не повлияет на их величину. Итак, в случае отказа от формирования турпродукта II туристская организация будет иметь убытки: -1,5 тыс. руб. (52,5 тыс. руб. - 54 тыс. руб.). А общие убытки будут равны 2,3 тыс. руб. (0,8 тыс. руб. + 1,5 тыс. руб.), где 0,8 тыс. руб. -прямая потерянная прибыль.
Таким образом, имея информацию только о полной себестоимости, можно принять неверное решение и потерять прибыль. Использование директ-костинга позволяет избежать подобных ошибок и принять разумные управленческие решения.
|
По данным табл. 3.3 средняя величина покрытия по турпродукту III даже ниже, чем по турпродукту П. Поэтому при сокращении спроса на туристском рынке фирме выгоднее отказаться от формирования турпродукта III, чем от других видов турпродукта.
Таковы основные положения затрат и оптимизации прибыли в системе "директ-костинг".
Идеальных систем, способов не бывает. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Главная задача - понять особенности каждого способа с тем, чтобы, нивелируя негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные их преимущества.
Отметим, что на большинстве западных предприятий система "директ-костинг" применяется параллельно с учетом полной себестоимости.
Современные отечественные компании, которые предпочитают учет на основе экономических показателей, в процессе работы обнаруживают, что калькуляция себестоимости по прямым затратам представляется лучшим способом, чем калькуляция с полным распределением издержек. Разделение затрат на постоянные и переменные позволяет контролировать статьи переменных издержек на основе их соотношения с каждой единицей продукции, а статьи постоянных издержек - на основе учета их фактической общей величины за отчетный период. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам позволяет контролировать и устанавливать уровень рентабельности и рассчитывать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Объединение методов калькулирования затрат, учета производственных результатов и их анализа позволяет принять разумные управленческие решения в условиях конкурентной борьбы.
Итак, по признаку полноты включения затрат в себестоимость существуют два способа группировки и включения затрат в себестоимость услуг. Рассмотрим их на примере.
Пример. Туроператор имеет следующие экономические показатели деятельности:
остаток сформированных туристско-экскурсионных путевок на начало месяца | - |
сформировано туристско-экскурсионных путевок в отчетном периоде, в натуральных единицах | 900 шт. |
остаток сформированных туристско-экскурсионных путевок на конец отчетного периода, в натуральных единицах | 1000 шт. - 900 шт. = 100 шт. |
выручка от реализации туристско-экскурсионных путевок без НДС | 810 тыс. руб. |
расходы основного производства по формированию туристско-экскурсионных путевок в отчетном периоде | 450 " " |
общепроизводственные расходы в отчетном периоде | 4 " " |
общехозяйственные расходы в отчетном периоде | 60 " " |
коммерческие расходы в отчетном периоде | 70 " " |
в том числе расходы на рекламу | 50 " " |
Группируем затраты способом полной себестоимости: | |
прямые затраты | 450 " " |
косвенные затраты | 4 тыс. руб. + 60 тыс. руб. = 64 " " |
полная себестоимость по формированию турпродукта | 450 тыс. руб. + 64 тыс. руб. = 514 " " |
себестоимость одной туристско-экскурсионной путевки за отчетный период | 514 тыс. руб./100 шт. = 514 руб./шт. |
Группируем затраты способом "директ-костинг": | |
переменные затраты | 450 тыс. руб. + 4 тыс. руб. = 454 тыс. руб. |
постоянные затраты | 60 " " |
сокращенная себестоимость по формированию турпродукта | 454 " " |
Себестоимость одной турпутевки за отчетный период 454 тыс. руб./1000 шт. =454 руб./шт.
Себестоимость реализации услуг за отчетный период, рассчитанная традиционным способом, составит: 514 руб/шт. х 900 шт. = = 462,6 тыс. руб.
Способом "директ-костанг": 454 руб/шт.-х 900 шт. = 408,6 тыс. руб.
Себестоимость туристско-экскурсионных путевок, которая будет отнесена на остаток годовой продукции на конец отчетного периода:
- способом расчета полной себестоимости: 514 тыс. руб.- 462,6 тыс. руб. = 51,4 тыс. руб.;
- способом "директ-костинг": 454 тыс. руб. - 408,6 тыс. руб. = = 45,4 тыс. руб.
Для целей налогообложения рассчитаем расходы на рекламу сверх нормы, не включаемые в себестоимость туристско-экскурсионных путевок. Отметим, что стоимость сформированного турпродукта I освобождена от уплаты НДС. 50 тыс. руб. - 810 тыс. руб. х 6 % = 50 тыс. руб. - 48,6 тыс. руб. = = 1,4 тыс. руб.
Прибыль от реализации, рассчитанная традиционным способом, составит: 810 тыс. руб. - 462,6 тыс. руб. - 70 тыс. руб. = = 277,4 тыс. руб.
Способом "директ-костинг": 810 тыс. руб. - 408,6 тыс. руб. - - 60 тыс. руб. - 70 тыс. руб. = 271,4 тыс. руб.
Валовая прибыль служит базой для формирования объекта налогообложения налогом на прибыль, в этом проявляется налоговый аспект понятия "себестоимость".
В нашем примере валовая прибыль состоит только из прибыли от реализации услуг.
При определении налога на прибыль предварительно корректируется налогооблагаемая база прибыли на величину расходов на рекламу сверх норм:
1. 277,4 тыс. руб. + 1,4 тыс. руб. = 278,8 тыс. руб.;
2. 278,8 тыс. руб. х 0,35 % = 97,58 тыс. руб.
При калькулировании способом "директ-костинг" налог на прибыль составит:
1. 271,4 тыс. руб. + 1,4 тыс. руб. = 272,8 тыс. руб.;
2. 272,8 тыс. руб. х 0,35 % = 95,48 тыс. руб.
Экономия фирмы по налогу на прибыль при использовании способа "директ-костинг" составит: 97,58 тыс. руб. - 95,48 тыс. руб. = = 2,1 тыс. руб.
Операционный рычаг
- Расчет операционного рычага
Экономический смысл показателя операционного рычага довольно прост – он показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства. В организации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли. Эффект операционного рычага можно определять как отношение маржинального дохода(разницы между объемом продукции и переменными затратами) к прибыли.
Значение этого показателя зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель имеет в случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, незначительно превышающих критический объем продаж. Тогда даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли. Причина подобного положения состоит в том, что базовое значение прибыли при этом близко к нулю. Пространственные сравнения уровней эффекта операционного рычага (левериджа) возможны лишь для организаций, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска. Более высокое значение этого показателя обычно характерно для организаций с более высоким уровнем технической оснащенности. Точнее, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше эффект операционного рычага. Таким образом, организация (предприятие), повышающая свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и эффект операционного рычага.
Рискованность операционной деятельности характеризует также уровень или сила воздействия операционного рычага, который измеряется как отношение темпа прироста балансовой прибыли к темпу прироста объемов продаж. Уровень операционного рычага характеризует степень чувствительности прибыли к изменению объемов продаж. Эффект операционного рычага проявляется в опережающих темпах наращивания прибыли при росте объемов продаж за счет экономии на условно-постоянных расходах, в ростерентабельности. В силу неизбежности постоянных затрат прирост прибыли всегда опережает прирост объема продаж.
Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.
Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкой безубыточности, в свою очередь, насколько может уменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запас финансовой прочности.
Операционный рычаг определяется способностью фирмы управлять постоянными эксплуатационными затратами. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией леверидж. Это фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Проявлением операционного рычага является влияние изменения объема продаж на прибыль.
Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Как только постоянные затраты возмещены валовой прибылью от минимального достаточного количества проданных единиц товара, прибыль растет быстрее, чем объем продаж. Однако тот же эффект сохраняется и для сокращения объема деятельности, из-за чего прибыль падает, а убыток растет ускоренными темпами.
Уровень операционного рычага характеризует степень чувствительности прибыли к изменению объемов продаж. Эффект операционного рычага проявляется в опережающих темпах наращивания прибыли при росте объемов продаж за счет экономии на условно-постоянных расходах, в росте рентабельности. В силу неизбежности постоянных затрат прирост прибыли всегда опережает прирост объема продаж.
При повышении спроса операционный рычаг действует положительно, а падение спроса вызывает негативное воздействие – прибыль снижается быстрее объемов продаж. Таким образом, постоянные затраты можно рассматривать как основной источник риска: чем выше доля постоянных затрат в структуре себестоимости, тем более рискованна операционная деятельность предприятия.
Уровень левериджа показывает, как может среагировать прибыль на управленческие решения, характеризует рискованность менеджмента.
Стремление повысить рентабельность собственного капитала при помощи дополнительных кредитов может привести к потере финансовой устойчивости. Высокая рентабельность активов может достигаться благодаря минимизации запасов, что чревато срывом операционных процессов и означает риск потери ликвидности. Чрезмерная запасливость неизбежно грозит оборачиваемости и рентабельности активов.