Очень важный, принципиальный аспект проблемы переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов – формирование рынков отходов и рынков изделий из отходов, что является основным ограничителем развития рециклинга. Не будет рынка вторичного сырья и материалов, - количество мусорных свалок, включая несанкционированных, будет только увеличиваться.
На сегодняшний день уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот нельзя оценивать как удовлетворительный. Средний объем утилизации отходов в Российской Федерации не превышает 35 %, что приводит не только к устойчивому росту объемов накапливаемых и в дальнейшем захораниваемых отходов, но и к безвозвратной потере до 90% полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке. При захоронении утильных фракций ежегодно безвозвратно теряется 9 млн. тонн макулатуры, 1,5 млн. тонн черных и цветных металлов, 2 млн. тонн полимерных материалов, 0,5 млн. тонн стекла.
В последнее время возник устойчивый предпринимательский интерес к проблеме обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, связанный прежде всего, с возможностью получения дешевых вторичных ресурсов. В тоже время, главная причина отсутствия предпринимательской активности в этой сфере – низкий уровень тарифов за сдачу на утилизацию и переработку, как от населения, так и от предприятий.
Таблица 2.
Оценка количества ТБО и извлекаемых вторичных ресурсов
для некоторых городов России
Наименования городов | Кол-во жителей | Кол-во всех отходов (тн/год) | Кол-во ТБО (тн/год) | Мукула тура (т/год) | Черный металл (тн/год) | ПЭТФ (тн/год) | ПЭНД+ПЭВД (тн/год) | Микс (тн/год) | Стек ло (т/год) |
Псков | |||||||||
Сыктывкар | |||||||||
Новгород Великий | |||||||||
Йошкар-Ола | |||||||||
Кострома | |||||||||
Вологда | |||||||||
Тамбов | |||||||||
Саранск | |||||||||
Белгород | |||||||||
Сочи | |||||||||
Владимир | |||||||||
Ставрополь | |||||||||
Орел | |||||||||
Калуга | |||||||||
Смоленск | |||||||||
Архангельск | |||||||||
Калининград | |||||||||
Курск | |||||||||
Тверь | |||||||||
Чебоксары | |||||||||
Брянск | |||||||||
Иваново | |||||||||
Киров | |||||||||
Липецк | |||||||||
Астрахань | |||||||||
Тула | |||||||||
Набережные Челны | |||||||||
Пенза | |||||||||
Рязань | 124 160 | ||||||||
Барнаул | 137 171 | ||||||||
Ярославль | |||||||||
Краснодар | 151 211 | ||||||||
Ижевск | |||||||||
Ульяновск | 157 739 | ||||||||
Саратов | 206 833 | ||||||||
Воронеж | 151 822 | ||||||||
Волгоград | 167 798 | ||||||||
Пермь | 1022 700 | 239 312 | 171 814 | ||||||
Казань | 1078 200 | 252 299 | |||||||
Уфа | |||||||||
Самара | |||||||||
Нижний Новгород | 319 223 | ||||||||
ИТОГО: |
Сбору и утилизации в качестве вторичного сырья подвергаются, главным образом, отходы, которые характеризуются высоким уровнем ликвидности в сложившихся рыночных условиях: лом, стекло, отходы черных и цветных металлов, а пластмасса, бумага, картон и алюминиевые банки, что по оценкам специалистов составляют более 40% бытовых отходов, оказываются на полигонах, загрязняя окружающую среду. Использование вторсырья дает возможность предприятиям, производящим упаковку, серьезно снижать издержки. Например, экономия от использования вторсырья при производстве упаковки составляет в среднем 20% от себестоимости. А снижение себестоимости при использовании стеклобоя для производства стекла может составлять до 50%.
Таблица 3.
Прогнозный годовой объем валовой выручки для некоторых городов России
Наименования городов | Годовая валовая выручка от реализации различных видов вторичного сырья | |||||
МС-11 | Черный металл | ПЭТФ | ПЭНД+ПЭВД | Микс | Стекло | |
Псков | 1 957 440р. | 346 630р. | 1 835100р. | 2018610р. | 336435р. | 1 549 640р. |
Сыктывкар | 2211840р. | 391 680р. | 2 073 600р. | 2280960р. | 380160р. | 1 751 040р. |
Новгород Великий | 2220480р. | 393210р. | 2081700р. | 2 289 870р. | 381 645р. | 1 757 880р. |
Йошкар-Ола | 2405760р. | 426 020р. | 2255400р. | 2480940р. | 413490р. | 1904560р. |
Кострома | 2769600р. | 490450р. | 2596500р. | 2856150р. | 476025р. | 2192600р. |
Вологда | 2880960р. | 510170р. | 2700900р. | 2970990р. | 495165р. | 2280760р. |
Тамбов | 3032640р. | 537 030р. | 2843100р. | 3127410р. | 521 235р. | 2400840р. |
Саранск | 3053760р. | 540770р. | 2862900р. | 3149190р. | 524865р. | 2417560р. |
Белгород | 3194 880р. | 565760р. | 2995200р. | 3 294 720р. | 549120р. | 2529280р. |
Сочи | 3 213120р. | 568 990р. | 3012300р. | 3313530р. | 552255р. | 2543720р. |
Владимир | 3226560р. | 571 370р. | 3024900р. | 3 327 390р. | 554565р. | 2554360р. |
Ставрополь | 3288960р. | 582420р. | 3083400р. | 3391740р. | 565290р. | 2603760р. |
Орел | 3293760р. | 583 270р. | 3087900р. | 3396690р. | 566115р. | 2607560р. |
Калуга | 3312000р. | 586500р. | 3105000р. | 3415500р. | 569250р. | 2622000р. |
Смоленск | 3387840р. | 599 930р. | 3176100р. | 3493710р. | 582285р. | 2682040р. |
Архангельск | 3541440р. | 627130р. | 3320100р. | 3652110р. | 608685р. | 2803640р. |
Калининград | 4085760р. | 723 520р. | 3830400р. | 4213440р. | 702240р. | 3234560р. |
Курск | 4236480р. | 750210р. | 3971700р. | 4368870р. | 728145р. | 3353880р. |
Тверь | 4337280р. | 768060р. | 4066200р. | 4472820р. | 745470р. | 3433680р. |
Чебоксары | 4380480р. | 775710р. | 4106700р. | 4 517 370р. | 752895р. | 3467880р. |
Брянск | 4406400р. | 780300р. | 4131 000р. | 4544100р. | 757350р. | 3488400р. |
Иванове | 4452480р. | 788460р. | 4174200р. | 4 591 620р. | 765270р. | 3524880р. |
Киров | 4467840р. | 791180р. | 4188600р. | 4607460р. | 767910р. | 3537040р. |
Липецк | 4467840р. | 791180р. | 4188600р. | 4607460р. | 767 910р. | 3537040р. |
Астрахань | 4 663 680р. | 825860р. | 4372200р. | 4809420р. | 801 570р. | 3692080р. |
Тула | 4 948 800р. | 876350р. | 4 639 500р. | 5103450р. | 850575р. | 3917800р. |
Набережные Челны | 5040960р. | 892670р. | 4725900р. | 5198490р. | 866415р. | 3990760р. |
Пенза | 5078400р. | 899 300р. | 4 761 000р. | 5 237100р. | 872850р. | 4020400р. |
Рязань | 5093760р. | 902020р. | 4775400р. | 5252940р. | 875490р. | 4032560р. |
Барнаул | 5 627 520р. | 996 540р. | 5 275 800р. | 5803380р. | 967230р. | 4455120р. |
Ярославль | 5940480р. | 1 051960р. | 5569200р. | 6126120р. | 1 021 020р. | 4702880р. |
Краснодар | 6 203 520р. | 1 098540р. | 5815800р. | 6 397 380р. | 1066230р. | 4911120р. |
Ижевск | 6 279 360р. | 1111970р. | 5886900р. | 6475590р. | 1 079 265р. | 4971160р. |
Ульяновск | 6471360р. | 1 145970р. | 6066900р. | 6 673 590р. | 1112265р. | 5123160р. |
Саратов | 8485440р. | 1 502 630р. | 7 955100р. | 8750610р. | 1458435р. | 6717640р. |
Воронеж | 8 675 520р. | 1 536290р. | 8133300р. | 8 946 630р. | 1 491105р. | 6868120р. |
Волгоград | 9 588 480р. | 1 697960р. | 8 989 200р. | 9888120р. | 1648020р. | 7590880р. |
Пермь | 9817920р. | 1 738590р. | 9 204 300р. | 10124730р. | 1687455р. | 7 772 520р. |
Казань | 10350720р. | 1 832940р. | 9703800р. | 10674180р. | 1 779 030р. | 8194 320р. |
Уфа | 10406400р. | 1 842800р. | 9756000р. | 10731600р. | 1788600р. | 8238400р. |
Самара | 11182080р. | 1 980160р. | 10483200р. | 11531520р. | 1 921 920р. | 8852480р. |
Нижний Новгород | 13096320р. | 2 319140р. | 12277800р. | 13505580р. | 2250930р. | 10367920р. |
Итого: | 218776320р. | 38 741640р. | 194817780р. | 225613080р. | 37602180р. | 173197920р |
Законодательное регулирование в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами. Региональная тарифная политика в сфере утилизации и переработки ТБО.
Деятельность хозяйствующего субъекта в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 №169-ФЗ), согласно которому определяются общие требования к обращению с отходами, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, нормирование, государственный учет и отчетность, экономическое регулирование, контроль и ответственность в области обращения с отходами. Порядок получения разрешения на размещение ТБО определяется «Временными правилами Охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ» от 15 июля 1994 года. Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов определяются в соответствии с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПин 2.1.7.1038-01». Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» планируется «….в 2002 – 2003 годах принять меры по этапному сближению тарифов… по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры».
Иными словами в российском законодательстве существуют правовые нормы ограничительного и запретительного характера, направленные на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, в то время как вопросам организации и управления потоками отходов не уделяется должное внимание.
Главная проблема при создании комплексов по переработке и захоронению ТБО заключается в низком уровне тарифов за сдачу отходов на утилизацию и переработку, как от населения, так и от предприятий. Этот вопрос является наиболее сложным в переговорах хозяйствующих субъектов с местными администрациями, так как повышение тарифов, прежде всего для населения, рассматривается как социально-политический вопрос.
Таблица 4.
Стоимость услуг по вывозу ТБО в некоторых регионах России
№ | Город | Тариф с человека в месяц | Тариф с человека в год | Население, чел. |
Москва | 15,62р. | 187,44р. | 10 101 500 | |
Санкт-Петербург | 11,50р. | 138,00р. | 4 668 400 | |
Белгород | 9,40р. | 112,80р. | 337 600 | |
Воронеж | 7,50р. | 90,00р. | 848 700 | |
Курск | 5,97р. | 71,64р. | 412 600 | |
Владимир | 16,00р. | 192,00р. | 316 300 | |
Ярославль | 6,08р. | 72,96р. | 613 200 | |
Кострома | 11,70р. | 140,40р. | 279 400 | |
Орёл | 15,00р. | 180,00р. | 333 600 | |
Тверь | 9,00р. | 108,00р. | 408 900 | |
Тамбов | 7,40р. | 88,80р. | 294 300 | |
Смоленск | 14,00р. | 168,00р. | 325 500 | |
Рязань | 8,60р. | 103,20р. | 521 700 | |
Липецк | 7,90р. | 94,80р. | 506 000 | |
В. Новгород | 9,30р. | 111,60р. | 217 200 | |
Архангельск | 8,20р. | 98,40р. | 355 500 |
До настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют реальные экономические стимулы вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Также необходимо отметить нерациональное распределение полномочий в области регулирования деятельности по обращению с отходами между государственными органами власти и органами местного самоуправления, концентрацией функций по организации практической работы по удалению отходов производства и потребления у муниципалитетов.
Как показала практика правоприменения, органы местного самоуправления оказались не способны обеспечить полноценное исполнение возложенных полномочий даже по обращению с коммунальными (бытовыми) отходами, что вызвало стихийный рост несанкционированных свалок практически у каждого населенного пункта, а вопросы удаления промышленных отходов, вообще, не могут решаться ими должным образом, в том числе из-за того, что собственниками ТБО являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной деятельности которых образуется эти отходы. Объективными причинами данных выводов являются: недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений выбора способа удаления образующихся отходов. Такие возможные решения, как создание полигона захоронения отходов, мусороперерабатывающего завода и инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям. В то же время, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают необходимыми ресурсами, позволяющими привлекать инвестиции, осуществлять выбор площадок для строительства и создавать межмуниципальные объекты по удалению отходов с учетом потребностей всего региона и соблюдением требований экологической безопасности.
Комплексные программы переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Пилотные проекты Росприроднадзора в Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, а также в Ставропольском крае.
В рамках исполнения п.14 перечня поручений Председателя Правительства в территориальные органы Росприроднадзора было направлено поручение подготовить с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по пилотным проектам переработки отходов в субъектах Российской Федерации.
Из представленных субъектами Российской Федерации пилотных проектов переработки отходов считаем целесообразным включить в целевую инвестиционную программу обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами проекты Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, в Ставропольском крае..
Цели проекта
5.1.1. повышение уровня благоустройства территорий населенных мест муниципальных образований в Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, в Ставропольском крае.
5.1.2. создание современной системы обращения отходов потребления, включая транспортировку, сортировку и захоронение;
5.1.3. вовлечение во вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах потребления.
Задачи проекта
5.2.1. проведение модернизации соответствующих предприятий коммунального комплекса с учетом разработанной комплексной системы обращения отходов потребления у населения;
5.2.2. организация проектирования и строительства эффективного мусоросортировочного комплекса, обеспечивающего глубокую переработку отходов потребления;
5.2.3. создание отвечающего современным санитарно эпидемиологическим требованиям порядка эксплуатации полигона по захоронению отходов потреблении условий работы персонала.
Источники дохода
Источниками дохода региональных компаний, эксплуатирующих комплексы по переработке и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов являются:
- оплата муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства приема и утилизации ТБО;
- оплата коммерческими предприятиями приема и утилизации ТБО;
- доход от реализации отсортированного вторичного сырья (макулатура, стекло, черные и цветные металлы, полиэтилен, пластмасса, текстиль и др.), а также от переработанных ТБО в полезную продукцию.
Пилотные проекты не имеют ограничений по источникам сырья, т.к. объем поступлений ТБО по каждому региону определяется исходя из среднестатистических данных на одного жителя. Стратегией развития предусматривается заключение договоров с местными муниципальными предприятиями на вывоз и переработку всего городского ТБО.