Развитие рынка переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов




Очень важный, принципиальный аспект проблемы переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов – формирование рынков отходов и рынков изделий из отходов, что является основным ограничителем развития рециклинга. Не будет рынка вторичного сырья и материалов, - количество мусорных свалок, включая несанкционированных, будет только увеличиваться.

На сегодняшний день уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот нельзя оценивать как удовлетворительный. Средний объем утилизации отходов в Российской Федерации не превышает 35 %, что приводит не только к устойчивому росту объемов накапливаемых и в дальнейшем захораниваемых отходов, но и к безвозвратной потере до 90% полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке. При захоронении утильных фракций ежегодно безвозвратно теряется 9 млн. тонн макулатуры, 1,5 млн. тонн черных и цветных металлов, 2 млн. тонн полимерных материалов, 0,5 млн. тонн стекла.

В последнее время возник устойчивый предпринимательский интерес к проблеме обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, связанный прежде всего, с возможностью получения дешевых вторичных ресурсов. В тоже время, главная причина отсутствия предпринимательской активности в этой сфере – низкий уровень тарифов за сдачу на утилизацию и переработку, как от населения, так и от предприятий.

 

Таблица 2.

Оценка количества ТБО и извлекаемых вторичных ресурсов

для некоторых городов России

 

 

Наименования городов Кол-во жителей Кол-во всех отходов (тн/год) Кол-во ТБО (тн/год) Мукула тура (т/год) Черный металл (тн/год) ПЭТФ (тн/год) ПЭНД+ПЭВД (тн/год) Микс (тн/год) Стек ло (т/год)
Псков                  
Сыктывкар                  
Новгород Великий                  
Йошкар-Ола                  
Кострома                  
Вологда                  
Тамбов                  
Саранск                  
Белгород                  
Сочи                  
Владимир                  
Ставрополь                  
Орел                  
Калуга                  
Смоленск                  
Архангельск                  
Калининград                  
Курск                  
Тверь                  
Чебоксары                  
Брянск                  
Иваново                  
Киров                  
Липецк                  
Астрахань                  
Тула                  
Набережные Челны                  
Пенза                  
Рязань   124 160              
Барнаул   137 171              
Ярославль                  
Краснодар   151 211              
Ижевск                  
Ульяновск   157 739              
Саратов   206 833              
Воронеж     151 822            
Волгоград     167 798            
Пермь 1022 700 239 312 171 814            
Казань 1078 200 252 299              
Уфа                  
Самара                  
Нижний Новгород   319 223              
ИТОГО:                  

Сбору и утилизации в качестве вторичного сырья подвергаются, главным образом, отходы, которые характеризуются высоким уровнем ликвидности в сложившихся рыночных условиях: лом, стекло, отходы черных и цветных металлов, а пластмасса, бумага, картон и алюминиевые банки, что по оценкам специалистов составляют более 40% бытовых отходов, оказываются на полигонах, загрязняя окружающую среду. Использование вторсырья дает возможность предприятиям, производящим упаковку, серьезно снижать издержки. Например, экономия от использования вторсырья при производстве упаковки составляет в среднем 20% от себестоимости. А снижение себестоимости при использовании стеклобоя для производства стекла может составлять до 50%.

Таблица 3.

Прогнозный годовой объем валовой выручки для некоторых городов России

Наименования городов Годовая валовая выручка от реализации различных видов вторичного сырья
    МС-11 Черный металл ПЭТФ ПЭНД+ПЭВД Микс Стекло
Псков 1 957 440р. 346 630р. 1 835100р. 2018610р. 336435р. 1 549 640р.
Сыктывкар 2211840р. 391 680р. 2 073 600р. 2280960р. 380160р. 1 751 040р.
Новгород Великий 2220480р. 393210р. 2081700р. 2 289 870р. 381 645р. 1 757 880р.
Йошкар-Ола 2405760р. 426 020р. 2255400р. 2480940р. 413490р. 1904560р.
Кострома 2769600р. 490450р. 2596500р. 2856150р. 476025р. 2192600р.
Вологда 2880960р. 510170р. 2700900р. 2970990р. 495165р. 2280760р.
Тамбов 3032640р. 537 030р. 2843100р. 3127410р. 521 235р. 2400840р.
Саранск 3053760р. 540770р. 2862900р. 3149190р. 524865р. 2417560р.
Белгород 3194 880р. 565760р. 2995200р. 3 294 720р. 549120р. 2529280р.
Сочи 3 213120р. 568 990р. 3012300р. 3313530р. 552255р. 2543720р.
Владимир 3226560р. 571 370р. 3024900р. 3 327 390р. 554565р. 2554360р.
Ставрополь 3288960р. 582420р. 3083400р. 3391740р. 565290р. 2603760р.
Орел 3293760р. 583 270р. 3087900р. 3396690р. 566115р. 2607560р.
Калуга 3312000р. 586500р. 3105000р. 3415500р. 569250р. 2622000р.
Смоленск 3387840р. 599 930р. 3176100р. 3493710р. 582285р. 2682040р.
Архангельск 3541440р. 627130р. 3320100р. 3652110р. 608685р. 2803640р.
Калининград 4085760р. 723 520р. 3830400р. 4213440р. 702240р. 3234560р.
Курск 4236480р. 750210р. 3971700р. 4368870р. 728145р. 3353880р.
Тверь 4337280р. 768060р. 4066200р. 4472820р. 745470р. 3433680р.
Чебоксары 4380480р. 775710р. 4106700р. 4 517 370р. 752895р. 3467880р.
Брянск 4406400р. 780300р. 4131 000р. 4544100р. 757350р. 3488400р.
Иванове 4452480р. 788460р. 4174200р. 4 591 620р. 765270р. 3524880р.
Киров 4467840р. 791180р. 4188600р. 4607460р. 767910р. 3537040р.
Липецк 4467840р. 791180р. 4188600р. 4607460р. 767 910р. 3537040р.
Астрахань 4 663 680р. 825860р. 4372200р. 4809420р. 801 570р. 3692080р.
Тула 4 948 800р. 876350р. 4 639 500р. 5103450р. 850575р. 3917800р.
Набережные Челны 5040960р. 892670р. 4725900р. 5198490р. 866415р. 3990760р.
Пенза 5078400р. 899 300р. 4 761 000р. 5 237100р. 872850р. 4020400р.
Рязань 5093760р. 902020р. 4775400р. 5252940р. 875490р. 4032560р.
Барнаул 5 627 520р. 996 540р. 5 275 800р. 5803380р. 967230р. 4455120р.
Ярославль 5940480р. 1 051960р. 5569200р. 6126120р. 1 021 020р. 4702880р.
Краснодар 6 203 520р. 1 098540р. 5815800р. 6 397 380р. 1066230р. 4911120р.
Ижевск 6 279 360р. 1111970р. 5886900р. 6475590р. 1 079 265р. 4971160р.
Ульяновск 6471360р. 1 145970р. 6066900р. 6 673 590р. 1112265р. 5123160р.
Саратов 8485440р. 1 502 630р. 7 955100р. 8750610р. 1458435р. 6717640р.
Воронеж 8 675 520р. 1 536290р. 8133300р. 8 946 630р. 1 491105р. 6868120р.
Волгоград 9 588 480р. 1 697960р. 8 989 200р. 9888120р. 1648020р. 7590880р.
Пермь 9817920р. 1 738590р. 9 204 300р. 10124730р. 1687455р. 7 772 520р.
Казань 10350720р. 1 832940р. 9703800р. 10674180р. 1 779 030р. 8194 320р.
Уфа 10406400р. 1 842800р. 9756000р. 10731600р. 1788600р. 8238400р.
Самара 11182080р. 1 980160р. 10483200р. 11531520р. 1 921 920р. 8852480р.
Нижний Новгород 13096320р. 2 319140р. 12277800р. 13505580р. 2250930р. 10367920р.
Итого: 218776320р. 38 741640р. 194817780р. 225613080р. 37602180р. 173197920р

 

 

Законодательное регулирование в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами. Региональная тарифная политика в сфере утилизации и переработки ТБО.

Деятельность хозяйствующего субъекта в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 №169-ФЗ), согласно которому определяются общие требования к обращению с отходами, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, нормирование, государственный учет и отчетность, экономическое регулирование, контроль и ответственность в области обращения с отходами. Порядок получения разрешения на размещение ТБО определяется «Временными правилами Охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ» от 15 июля 1994 года. Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов определяются в соответствии с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПин 2.1.7.1038-01». Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» планируется «….в 2002 – 2003 годах принять меры по этапному сближению тарифов… по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры».

Иными словами в российском законодательстве существуют правовые нормы ограничительного и запретительного характера, направленные на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, в то время как вопросам организации и управления потоками отходов не уделяется должное внимание.

Главная проблема при создании комплексов по переработке и захоронению ТБО заключается в низком уровне тарифов за сдачу отходов на утилизацию и переработку, как от населения, так и от предприятий. Этот вопрос является наиболее сложным в переговорах хозяйствующих субъектов с местными администрациями, так как повышение тарифов, прежде всего для населения, рассматривается как социально-политический вопрос.

 

Таблица 4.

Стоимость услуг по вывозу ТБО в некоторых регионах России

 

Город Тариф с человека в месяц Тариф с человека в год Население, чел.
  Москва 15,62р. 187,44р. 10 101 500
  Санкт-Петербург 11,50р. 138,00р. 4 668 400
  Белгород 9,40р. 112,80р. 337 600
  Воронеж 7,50р. 90,00р. 848 700
  Курск 5,97р. 71,64р. 412 600
  Владимир 16,00р. 192,00р. 316 300
  Ярославль 6,08р. 72,96р. 613 200
  Кострома 11,70р. 140,40р. 279 400
  Орёл 15,00р. 180,00р. 333 600
  Тверь 9,00р. 108,00р. 408 900
  Тамбов 7,40р. 88,80р. 294 300
  Смоленск 14,00р. 168,00р. 325 500
  Рязань 8,60р. 103,20р. 521 700
  Липецк 7,90р. 94,80р. 506 000
  В. Новгород 9,30р. 111,60р. 217 200
  Архангельск 8,20р. 98,40р. 355 500

 

До настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют реальные экономические стимулы вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Также необходимо отметить нерациональное распределение полномочий в области регулирования деятельности по обращению с отходами между государственными органами власти и органами местного самоуправления, концентрацией функций по организации практической работы по удалению отходов производства и потребления у муниципалитетов.

Как показала практика правоприменения, органы местного самоуправления оказались не способны обеспечить полноценное исполнение возложенных полномочий даже по обращению с коммунальными (бытовыми) отходами, что вызвало стихийный рост несанкционированных свалок практически у каждого населенного пункта, а вопросы удаления промышленных отходов, вообще, не могут решаться ими должным образом, в том числе из-за того, что собственниками ТБО являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной деятельности которых образуется эти отходы. Объективными причинами данных выводов являются: недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений выбора способа удаления образующихся отходов. Такие возможные решения, как создание полигона захоронения отходов, мусороперерабатывающего завода и инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям. В то же время, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают необходимыми ресурсами, позволяющими привлекать инвестиции, осуществлять выбор площадок для строительства и создавать межмуниципальные объекты по удалению отходов с учетом потребностей всего региона и соблюдением требований экологической безопасности.

 

Комплексные программы переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Пилотные проекты Росприроднадзора в Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, а также в Ставропольском крае.

В рамках исполнения п.14 перечня поручений Председателя Правительства в территориальные органы Росприроднадзора было направлено поручение подготовить с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по пилотным проектам переработки отходов в субъектах Российской Федерации.

Из представленных субъектами Российской Федерации пилотных проектов переработки отходов считаем целесообразным включить в целевую инвестиционную программу обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами проекты Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, в Ставропольском крае..

Цели проекта

5.1.1. повышение уровня благоустройства территорий населенных мест муниципальных образований в Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, в Ставропольском крае.

5.1.2. создание современной системы обращения отходов потребления, включая транспортировку, сортировку и захоронение;

5.1.3. вовлечение во вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах потребления.

Задачи проекта

5.2.1. проведение модернизации соответствующих предприятий коммунального комплекса с учетом разработанной комплексной системы обращения отходов потребления у населения;

5.2.2. организация проектирования и строительства эффективного мусоросортировочного комплекса, обеспечивающего глубокую переработку отходов потребления;

5.2.3. создание отвечающего современным санитарно эпидемиологическим требованиям порядка эксплуатации полигона по захоронению отходов потреблении условий работы персонала.

Источники дохода

Источниками дохода региональных компаний, эксплуатирующих комплексы по переработке и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов являются:

- оплата муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства приема и утилизации ТБО;

- оплата коммерческими предприятиями приема и утилизации ТБО;

- доход от реализации отсортированного вторичного сырья (макулатура, стекло, черные и цветные металлы, полиэтилен, пластмасса, текстиль и др.), а также от переработанных ТБО в полезную продукцию.

Пилотные проекты не имеют ограничений по источникам сырья, т.к. объем поступлений ТБО по каждому региону определяется исходя из среднестатистических данных на одного жителя. Стратегией развития предусматривается заключение договоров с местными муниципальными предприятиями на вывоз и переработку всего городского ТБО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: