Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Многолетняя практика показывает, что готовиться к конкретному семинару или




Многолетняя практика показывает, что готовиться к конкретному семинару или практическому занятию следует заблаговременно. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, вопросами, выносимыми на практическое занятие и другими материалами по изучаемой теме, уяснить содержание занятия и цели его проведения. Рекомендуется составить план подготовки к семинару (практическому занятию), обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки и каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал.
Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника (учебного пособия). После этого можно приступить к изучению нормативного материала, специальной литературы. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарь и выучить термины, относящиеся к изучаемой теме.
Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студент должен быть готов к докладу по каждому вопросу плана семинара (8?10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3?5 минут).
Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради.
Следует помнить, что докладчики и содокладчики назначаются преподавателем — руководителем семинара заблаговременно и, как правило, из числа желающих. При необходимости с ними проводится дополнительная консультация. Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (нормативным правовым актам, материалам правоприменительной практики, конспекту, выпискам из книг, к первоисточникам и др.). Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи.
Поощряется подготовка слайдов (презентации) и их демонстрация во время доклада. При этом следует иметь в виду, что презентация не должна представлять собой лишь воспроизведение текста на экране; целесообразно использовать структурно-логические схемы, фотографии и рисунки, табличный материал и т.п.
Докладчику задаются вопросы, главным образом студентами. После ответов на них желающие излагают свои дополнения и комментарии к услышанному (до 5 минут). Руководитель семинара может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в виде дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы. Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателей, а также в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам.
Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.
Перед проведением семинара могут быть назначены консультации. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными. В консультациях могут нуждаться все студенты, в том числе и наиболее активные из них, желающие углубить свои знания по тому или иному вопросу. Но особенно потребность в них ощущают те студенты, которые встретились с затруднениями при изучении отдельных вопросов учебной программы курса, при написании курсовой работы, научного доклада, при подготовке к зачету, и т.д., а также те, кто отсутствовал на лекционном занятии по соответствующей теме.
При изучении литературы, нормативного и иного материала следует выделять вопросы, которые остались непонятными или требуют дополнительного усвоения. Практика показывает, что консультациями пользуются далеко не все, кто в них нуждается, поэтому иногда консультация проводится по инициативе преподавателя — тогда она становится обязательной для студента. Обязательная консультация заключается в индивидуальной беседе преподавателя с каждым вызванным студентом по тому кругу вопросов и проблем, которые вызвали трудности.
Консультации могут быть введены непосредственно в расписание занятий. В этом случае они являются общими для всей группы (нескольких групп) или всего курса в целом.
На групповых консультациях могут быть рассмотрены вопросы организации работы студентов (например, по подготовке курсовых работ) либо обсуждены конкретные проблемы.
В ходе консультации важно получить ответ на поставленные вопросы. Следует иметь в виду, что преподаватель может и не дать полного и исчерпывающего ответа, но в этом случае он обязательно порекомендует для самостоятельного изучения соответствующую учебную литературу, другие источники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: