Вопросы к экзамену
По дисциплине К.М.01.01 Методология и методы научного исследования
- Методология научного исследования. Понятие, цель, задачи научного исследования, принципы, условия, особенности.
- Терминология научного исследования, определение темы исследования, научные категории.
- Фундаментальные и прикладные научные исследования.
- Определение проблемы, порядок ее реализации, объект и предмет исследования.
- Построение гипотезы исследования, концепция, программа, научная авторская теория, научное знание.
- Логика, процедуры научного исследования, субъект, объект, предмет, форма, средства, методы, результаты научного исследования.
- Уровни научного исследования, порядок проведения научного исследования.
- Формирование цели и задач научного исследования, содержание научной новизны исследуемой темы.
- Виды научных работ: статья, доклад, тезисы, выпускная квалификационная работа, диссертация.
- Научное прогнозирование и планирование.
- Моделирование как метод научного исследования. Проверка адекватности моделей.
- Средства и методы научного исследования.
- Порядок написания научной статьи.
- Планирование эксперимента и проектирование научного исследования.
- Содержание индивидуального плана, порядок его разработки.
- Организация коллективного научного исследования в энергетике.
- Этические основания методологии в научных исследованиях.
- Эксперимент как метод действия в научных исследованиях.
- Организация проведения процесса исследования.
- Оформление результатов научного исследования.
Уровень освоения компетенции УК-1, УК-5.
Критерии оценки:
«зачтено» (от 26 до 50 баллов за ответ на экзамене) - Даны правильные ответы на все/большую часть вопросов: 50…43 балла за полный правильный ответ, полностью соответствующий требованиям контролируемых компетенций; 42…35 баллов за неполный правильный ответ (степень полноты ответа более 60%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований контролируемых компетенций; 34…26 баллов за неполный правильный ответ (степень полноты ответа от 30 до 60%) или ответ, содержащий значительные неточности, т.е. ответ, имеющий значительные отступления от требований контролируемых компетенций;
«не зачтено» (0 баллов) - занятия не посещались, дан неполный правильный ответ (степень полноты ответа менее 30%), неправильный ответ (ответ не по существу вопроса или отсутствие ответа, т.е. ответ, не соответствующий полностью требованиям контролируемых компетенций.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа энергетики, нефти и газа | ||
Кафедра теплоэнергетики и теплотехники | ||
13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника | ||
вопросы для РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
По дисциплине К.М.01.01 Методология и методы научного исследования
Тема 1
- Понятие науки. Виды научного знания.
- Понятие методологии, метода и методики научного исследования.
- Основные этапы развития науки. Особенности древневосточной “преднауки”, античная, средневековая, новоевропейская наука.
- Перечислите функции, которые выполняет наука.
- Классификация наук и научных исследований.
- Перечислите научные организации, занимающиеся изучением вопросов теплоэнергетики и теплотехники.
- Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия.
- Сущность и многообразие видов познания. Особенности научного познания и его отличия от философского, художественного и обыденного познания.
- Понятия знания и познания, принципы научного познания. Мировоззрение как основа исследования.
- Функции науки в жизни общества. Роль науки в развитии современного образования, в формировании мировоззрения личности.
- Понятие научной революции. Виды научных революций. Научные революции как смена типов рациональности.
- Характеристика классической науки. Мировоззренческие и методологические основания классической науки.
- Понятие научного знания, его структура и основные типы.
- Основания научной теории. Научные законы и их классификация. Основные уровни научного познания.
- Модели, движущие силы и общие закономерности развития научного знания.
- Сближение естественнонаучного и социально-гуманитарного познания на современном этапе развития науки.
- Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
- Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука. Этические проблемы современной науки.
- Специфика научного языка, его роль в становлении научной картины мира и трансляции научного знания.
- Эволюция способов и форм трансляции научного знания. Компьютеризация науки и её социальные последствия.
Тема 2
1. Что такое методы научного исследования?
2. Что относят к общенаучным методам исследования?
3. Теория и ее структурные элементы.
4. Какие этапы выделяют при проведении научного исследования?
5. Особенность и структура эмпирического знания. Формы и методы эмпирического познания.
6. Специфика и структура теоретического знания. Формы и методы теоретического познания.
7. Использование математических методов в исследованиях.
8. Методы моделирования в научно-технических исследованиях.
9. Особенности объектов научных исследований в теплоэнергетике и теплотехнике.
10. Выбор темы научного исследования магистрантом.
Тема 3
1. Организация рабочего места экспериментатора. Основные правила проведения научного исследования.
2. Особенности методов исследований в теплоэнергетике и теплотехнике.
3. Организация работы с научной литературой и базами данных.
4. Правила вычисления статистических характеристик при небольшом числе наблюдений.
5. Особенности обобщения опытных данных при большом числе наблюдений.
6. Внедрение и эффективность научных исследований.
7. Организация работы в научном коллективе.
8. Научные школы, их роль в организации и динамике научного познания.
9. Основные принципы управления научным коллективом.
10. Формирование, методы сплочения и психологические аспекты взаимоотношений в коллективе.
Тема 4
1. Оформление результатов научной работы.
2. Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания.
3. Обработка результатов экспериментальных исследований. Методы подбора эмпирических формул.
4. Как структурно оформляется научная статья?
5. Правила оформления таблиц и рисунков.
6. Оформление списка использованной литературы.
7. Сокращение слов, обозначения в научной работе.
8. Структура доклада на научную тему.
9. Общие требования к написанию реферата и аннотации к статье.
10. Структура оформления магистерской диссертации.
Критерии оценки:
«зачтено» (от 7 до 14 баллов за контроль текущей успеваемости по теме 1 и от 6 до 12 – по темам 2, 3, 4) - работа выполнена, получены устные или письменные ответы на вопросы или индивидуальные задания. Даны правильные ответы на все/ большую часть вопросов; при этом максимальное количество баллов студент получает за свободное владение основным и дополнительным материалом, за глубокое и прочное знание содержания обсуждаемых вопросов;
«не зачтено» (0 баллов) - задания не выполнены, занятия не посещались, не даны ответы (даны неверные ответы) на заданные преподавателем вопросы.
Порядок формирования результирующей отметки по учебной дисциплине
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины в 1 семестре первого года обучения в магистратуре осуществляется преподавателем на основе реализации балльно – рейтинговой технологии в процессе проведения лекционных и практических занятий и сдачи экзамена в устной форме.
Элементы результирующей отметки | Код контролируемой компетенции | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | |
Экзамен | Работа в семестре Ответ на экзамене | УК-1, УК-5 УК-1, УК-5 | ||
Итоговое количество баллов по учебной дисциплине | 51 балл | 100 баллов | ||
Шкала перевода баллов в отметки
Отметка | Количество баллов |
«2» неудовлетворительно, не зачтено | 0…50 |
«3» удовлетворительно | 51…70 |
«4» хорошо | 71…90 |
«5» отлично | 91…100 |