Порядок формирования результирующей отметки по учебной дисциплине




Вопросы к экзамену

По дисциплине К.М.01.01 Методология и методы научного исследования

  1. Методология научного исследования. Понятие, цель, задачи научного исследования, принципы, условия, особенности.
  2. Терминология научного исследования, определение темы исследования, научные категории.
  3. Фундаментальные и прикладные научные исследования.
  4. Определение проблемы, порядок ее реализации, объект и предмет исследования.
  5. Построение гипотезы исследования, концепция, программа, научная авторская теория, научное знание.
  6. Логика, процедуры научного исследования, субъект, объект, предмет, форма, средства, методы, результаты научного исследования.
  7. Уровни научного исследования, порядок проведения научного исследования.
  8. Формирование цели и задач научного исследования, содержание научной новизны исследуемой темы.
  9. Виды научных работ: статья, доклад, тезисы, выпускная квалификационная работа, диссертация.
  10. Научное прогнозирование и планирование.
  11. Моделирование как метод научного исследования. Проверка адекватности моделей.
  12. Средства и методы научного исследования.
  13. Порядок написания научной статьи.
  14. Планирование эксперимента и проектирование научного исследования.
  15. Содержание индивидуального плана, порядок его разработки.
  16. Организация коллективного научного исследования в энергетике.
  17. Этические основания методологии в научных исследованиях.
  18. Эксперимент как метод действия в научных исследованиях.
  19. Организация проведения процесса исследования.
  20. Оформление результатов научного исследования.

Уровень освоения компетенции УК-1, УК-5.

Критерии оценки:

«зачтено» (от 26 до 50 баллов за ответ на экзамене) - Даны правильные ответы на все/большую часть вопросов: 50…43 балла за полный правильный ответ, полностью соответствующий требованиям контролируемых компетенций; 42…35 баллов за неполный правильный ответ (степень полноты ответа более 60%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований контролируемых компетенций; 34…26 баллов за неполный правильный ответ (степень полноты ответа от 30 до 60%) или ответ, содержащий значительные неточности, т.е. ответ, имеющий значительные отступления от требований контролируемых компетенций;

 

«не зачтено» (0 баллов) - занятия не посещались, дан неполный правильный ответ (степень полноты ответа менее 30%), неправильный ответ (ответ не по существу вопроса или отсутствие ответа, т.е. ответ, не соответствующий полностью требованиям контролируемых компетенций.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Высшая школа энергетики, нефти и газа
Кафедра теплоэнергетики и теплотехники
  13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника  
     

вопросы для РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

По дисциплине К.М.01.01 Методология и методы научного исследования

Тема 1

  1. Понятие науки. Виды научного знания.
  2. Понятие методологии, метода и методики научного исследования.
  3. Основные этапы развития науки. Особенности древневосточной “преднауки”, античная, средневековая, новоевропейская наука.
  4. Перечислите функции, которые выполняет наука.
  5. Классификация наук и научных исследований.
  6. Перечислите научные организации, занимающиеся изучением вопросов теплоэнергетики и теплотехники.
  7. Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия.
  8. Сущность и многообразие видов познания. Особенности научного познания и его отличия от философского, художественного и обыденного познания.
  9. Понятия знания и познания, принципы научного познания. Мировоззрение как основа исследования.
  10. Функции науки в жизни общества. Роль науки в развитии современного образования, в формировании мировоззрения личности.
  11. Понятие научной революции. Виды научных революций. Научные революции как смена типов рациональности.
  12. Характеристика классической науки. Мировоззренческие и методологические основания классической науки.
  13. Понятие научного знания, его структура и основные типы.
  14. Основания научной теории. Научные законы и их классификация. Основные уровни научного познания.
  15. Модели, движущие силы и общие закономерности развития научного знания.
  16. Сближение естественнонаучного и социально-гуманитарного познания на современном этапе развития науки.
  17. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  18. Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука. Этические проблемы современной науки.
  19. Специфика научного языка, его роль в становлении научной картины мира и трансляции научного знания.
  20. Эволюция способов и форм трансляции научного знания. Компьютеризация науки и её социальные последствия.

Тема 2

1. Что такое методы научного исследования?

2. Что относят к общенаучным методам исследования?

3. Теория и ее структурные элементы.

4. Какие этапы выделяют при проведении научного исследования?

5. Особенность и структура эмпирического знания. Формы и методы эмпирического познания.

6. Специфика и структура теоретического знания. Формы и методы теоретического познания.

7. Использование математических методов в исследованиях.

8. Методы моделирования в научно-технических исследованиях.

9. Особенности объектов научных исследований в теплоэнергетике и теплотехнике.

10. Выбор темы научного исследования магистрантом.

Тема 3

1. Организация рабочего места экспериментатора. Основные правила проведения научного исследования.

2. Особенности методов исследований в теплоэнергетике и теплотехнике.

3. Организация работы с научной литературой и базами данных.

4. Правила вычисления статистических характеристик при небольшом числе наблюдений.

5. Особенности обобщения опытных данных при большом числе наблюдений.

6. Внедрение и эффективность научных исследований.

7. Организация работы в научном коллективе.

8. Научные школы, их роль в организации и динамике научного познания.

9. Основные принципы управления научным коллективом.

10. Формирование, методы сплочения и психологические аспекты взаимоотношений в коллективе.

Тема 4

1. Оформление результатов научной работы.

2. Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания.

3. Обработка результатов экспериментальных исследований. Методы подбора эмпирических формул.

4. Как структурно оформляется научная статья?

5. Правила оформления таблиц и рисунков.

6. Оформление списка использованной литературы.

7. Сокращение слов, обозначения в научной работе.

8. Структура доклада на научную тему.

9. Общие требования к написанию реферата и аннотации к статье.

10. Структура оформления магистерской диссертации.

 

Критерии оценки:

«зачтено» (от 7 до 14 баллов за контроль текущей успеваемости по теме 1 и от 6 до 12 – по темам 2, 3, 4) - работа выполнена, получены устные или письменные ответы на вопросы или индивидуальные задания. Даны правильные ответы на все/ большую часть вопросов; при этом максимальное количество баллов студент получает за свободное владение основным и дополнительным материалом, за глубокое и прочное знание содержания обсуждаемых вопросов;

 

«не зачтено» (0 баллов) - задания не выполнены, занятия не посещались, не даны ответы (даны неверные ответы) на заданные преподавателем вопросы.

Порядок формирования результирующей отметки по учебной дисциплине

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины в 1 семестре первого года обучения в магистратуре осуществляется преподавателем на основе реализации балльно – рейтинговой технологии в процессе проведения лекционных и практических занятий и сдачи экзамена в устной форме.

Элементы результирующей отметки Код контролируемой компетенции Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Экзамен Работа в семестре Ответ на экзамене УК-1, УК-5 УК-1, УК-5    
Итоговое количество баллов по учебной дисциплине 51 балл 100 баллов
         

Шкала перевода баллов в отметки

Отметка Количество баллов
«2» неудовлетворительно, не зачтено 0…50
«3» удовлетворительно 51…70
«4» хорошо 71…90
«5» отлично 91…100

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: