Методы контроля за окружающей природной средой




Существуют различные виды методов контроля за качеством окружающей среды. По методам исследований – химический, биологический, физический и другие. По

используемым методам – наземный, авиационный и космический. Контроль за качеством окружающей среды производится с целью выявления ее загрязнения и состояния ее вообще по всем параметрам. По территориальному признаку контроль за качеством окружающей среды бывает локальный, региональный и глобальный.

Локальный контроль обычно проводят применительно к отдельным объектам, например лесным, водным, горным, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии хозяйствования, при которой концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения не выходят за допустимые пределы, т. е. ПДК (предельно допустимые концентрации). Разновидность локального контроля – импактный контроль – осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах. При составлении прогноза влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу проводится специальная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза – оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей, т. е. на все компоненты биосферы. Экологическая экспертиза или прогноз хозяйственной деятельности человека на биосферу предусматривают оценки хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия экологической безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе. Экологическое право –это совокупность экологоправовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны природы, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы:

1) Конституция Российской Федерации;

2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны природы;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Меры материального поощрения:

1) установление налоговых льгот;

2) освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

3) применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

4) применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

Меры материального наказания:

1) введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции,

выпускаемой с применением экологически опасных технологий (т. е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

2) штрафы за экологические правонарушения.

Практические занятия

Тема 1. Определение количества загрязняющих веществ, выбрасы­ваемых автомобильным транспортом.

Вопросы Определение количества загрязняющих веществ, выбрасы­ваемых автомобильным транспортом. Цель: познакомить студен­тов с расчетным методом определения количества выхлопных га­зов, выделяемых автомобильным транспортом. (2 час)

Тема 2. Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении различного вида топлива.

Вопросы Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении различного вида топлива. Цель: познакомить студен­тов с методом удельных показателей выбросов вредных веществ, поступающих в атмосферу, при сжигании топлива.

Тема 3. Определение благоприятных условий для проживания в зависимости от уровня загрязнения атмосферы (ИЗА индекса загрязнения атмосферы).

Вопросы Определение благоприятных условий для проживания в зависимости от уровня загрязнения атмосферы (ИЗА индекса загрязнения атмосферы). Цель: позна­комить студентов с методами определения загрязняющих веществ выбросов вредных веществ и их влияния на человека, растительный и животный мир.

Тема 4. Определение предельно - допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) в окружающую природную среду.

Вопросы Определение предельно - допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) в окружающую природную среду. Цель: познако­мить студентов с методами определения ПДВ и ПДС, и способа­ми их нормирования.

Тема 5. Оценка промышленно - урбанистических территорий.

Вопросы Оценка промышленно - урбанистических территорий. Цель: познакомить студентов с способами оценки воздействия го­родов и промышленных объектов на природную среду. Произве­сти оценку экологического состояния территории Белгородской области, сделать выводы по снижению вредного воздействия предприятий на окружающую природную среду.

Тема 6. Определение загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников почв.

Вопросы Определение загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников почв. Цель: познакомить студентов с одним из методов определения загрязнённости атмосферного воздуха оксидами серы, фтора, хлора, азота, тяжелыми металлами.

Тема 7. Определение эколого - экономического ущерба от загряз­нения.

Вопросы Определение эколого - экономического ущерба от загряз­нения. Цель: познакомить студентов с методом эколого - эконо­мической оценки загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы промышленными предприятиями города.

Тема 8 Определения шума и его влияния на здоровье человека с помощью номографического метода.

Вопросы Определения шума и его влияния на здоровье человека с помощью номографического метода. Цель: познакомить студентов с одним из методов определения шума и его влияния на здоровье человека с помощью номографического метода, рассмотреть способы его снижения.

Основная литература:

Пендюрин, Е.А. Экологическая культура личности [Текст] / Е.А. Пендюрин Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ. Белгород: БелГИК, 2004. – 28 с.

Медведев, В.И. Экологическое сознание [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по пед., психол. и эколог. направл. и специальностям / В. И. Медведев, А. А. Алдашева; рец.: А.В. Брушлинский, Н.П. Лаверов. - 2-е изд., доп. - М.: Логос, 2001. - 384 с. - (Учебник для XXI века). - Библиогр.: с. 378-382.

дополнительная литература

Прохоров, Б.Б. Экология человека [Текст]: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. 013100 "Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б. Б. Прохоров; рец.: С.М. Семенов, А.Г. Вишневский, Ю.А. Веденин. - М.: Академия, 2003. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 315-318.

Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев; рец.: А.Ю. Евдокимов, В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 450 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование). - Прил.: с. 439-471.-Библиогр.: с. 472-475.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: