СРСП -3: Социальная стратификация и социальная мобильность




 

  1. Тематика реферативных сообщений для СРС

· А.Смит и Э.Дюркгейм о разделении общественного труда

· Теория социальной стратификации Питирима Сорокина

· Основные стратификационные понятия Макса Вебера

· Э. Гидденс о социальной стратификации и классовая структура современного общества

· Современные теории стратификации

· Социальные отношения и типы социальных структур в казахстанском обществе

· «Старые» и «Новые» социальные группы постсоветского общества: проблемы отношений.

· Динамика социальной дифференциации в Казахстане: региональный аспект

· Маргинальные социальные группы в постсоветском обществе

· Возникновение новых нетрадиционных социальных групп в современном обществе.

· Молодежь как особый социальный слой.

· Экономическая депривация и бедность в Республике Казахстан

· Миграция, урбанизация и идентификация казахов

· Социальная мобильность: вчера, сегодня, завтра

· Социально-профессиональная карьера как фактор социальной мобильности

· Современные тенденции социальной мобильности казахстанской молодежи

· Проблемы социальной стратификации и мобильности в научной периодике: обзор печати

 

2. Задания для СРСП:

Без понятия о статусе невозможно дать целостную картину распределения населения по социаль­ным классам. Одним из важных моментов при обсужде­нии данной темы является престиж занятий (профессий). Известно, что одни занятия более оплачиваемы, более престижны и почетны, чем другие. Неравенство занятий влечет за собой социальное неравенство в целом.

Для развития навыков понимания темы профессио­нального престижа предлагается ряд упражнений.

Упражнение 1

Дается список занятий: бармен, репортер, полисмен, ди­ректор МЧП, сельскохозяйственный рабочий, юрист, банковский работник, врач, клерк, менеджер, научный работник, переводчик и др. Далее выполните следующие задания:

1. Каждому занятию присвоить один из 5 рангов — А, В, С, D, Е, где А — max, а Е — min. На одной ступеньке могут расположиться несколько занятий. Помните, что вас интересует статус, а не класс, т.е. то, какой уровень престижа вы присваиваете кон­кретному занятию.

2. Объясните, как вы ранжировали занятия, по каким критериям.

3. Сделайте то же самое, но представьте себе, что вы — преуспевающий бизнесмен. Объясните критерии своего ранжирования. Изменилось ли оно?

4. Проделайте то же самое с позиций другого заня­тия, менее престижного.

5. Приведите 5 примеров «статусных символов».

Упражнение 2

Проранжируйте данные специальности с точки зрения их престижности и возможности трудоустройства: юрист, экономист, менеджер, преподаватель вуза, слесарь, бухгалтер, полицейский, программист, журналист, врач, строитель, продавец, архитектор, фермер, государственный служащий, банковский работник, библиотекарь.

Порядок ранжирования следующий:

А) по престижу: №1 – самая престижная;

№2 – менее престижная;

№3 – не престижная работа.

Б) по возможности трудоустройства: №1 – легче всего найти работу;

№2 – намного труднее найти работу:

№3 – работу найти очень сложно.

Результатирующее мнение респондентов изобразите графически.[1]

Упражнение 3

Проведите пять или более интервью с работающими родственниками и друзьями. У них надо добыть информацию по следующим вопросам:

Каково их занятие (профессия)?

Каково нынешнее занятие их отца?

Каким было первое после окончания школы занятие их отца?

Собранная у опрошенных информация заносится в нижеследующую таблицу:

 

Занятие (профессия) Сына Нынешнее занятие (профессия) отца Самое первое (базовое) занятие отца
1.    
2.    
3.    
     
5.    
     

 

Упражнение 4

Это упражнение на тему социальной мобильности называется «Автобиография».

В нем используется статистика классового неравенства для отображения неравенства жизненных шан­сов, присущих различным слоям общества. Случайным способом студенты разбиваются на 2 группы – «рабочий класс» и «средний класс». Затем берутся статистические таблицы (их можно придумать самим, опираясь на реальные факты, но тенденции должны быть правдоподобными). Каждая таблица разыгрывается между двумя группами с помощью игральных костей – кому какая достанется. Кости решают, какие события из жизни или черты автобиографии с каким именно социальным классом связаны. Карты «шанс» и «кризис» – дополнительные деталь автобиографии.

В конце каждый игрок накапливает несколько разных автобиографии. Их надо проинтерпретировать с точки зрения «своего» класса, который был задан вначале. Цель игры – связать факты своей автобиографии с социально-классовой статистикой по стране, показать их сходство и различие.

Упражнение 5

Упражнение усложняется, для его реше­ния потребуется проведенное с 5 родственни­ками интервью о занятиях. Правда, теперь эта таблица должна быть расширена на две колонки — межпоколен­ная и внутрипоколенная мобильность.

Комментарий к домашней работе:

межпоколснная (intergeneration) — изменение от одного поколения к другому, т.е. движение между поколениями. Сын может находиться в более высокой или более низкой статусной категории, нежели отец;

внутрипоколенная (intrageneration) — перемещение индивида внутри собственного поколения или изменение статуса в течение жизни. Так, некто меняет одну профес­сию на другую, у которой более высокий или более низкий статус.

В том и другом случае мобильность может быть как восходящей, так и нисходящей.

Вспомните предыдущую таблицу, активно ис­пользуйте ее данные, пририсуйте еще две колонки, ко­торые заполняются вами в результате проведенных на основе трех первых колонок расчетов. Новая таб­лица должна выглядеть так:

Занятие (профессия) сына   Нынешнее занятие отца Первое занятие отца Межпоколениая мобильность Внутри­поколенная мобильность
1.                  
2.                
3.                
4.                  
5.                

 

Итак, данные по первым трем колонкам мы уже имеем. Приступим к четвертой. Она посвящена межпоколенной мобильности, которая рассчитывается по формуле:

Цифра в колонке 1 минус цифра в колонке 2 получаем циф­ру в колонке 4.

Где: Андеркласс – 1

Рабочий класс – 2

Средний класс – 3

Высший класс – 4

Например: отец-рабочий =2, сын-юрист =3, подставляя в формулу, получим 3 - 2 = +1.

Налицо восходящая межпоколенная мобильность. Еще пример:

Сын-электрик (рабочий класс) = 2, отец-врач (средний класс) = 3, подставляем в формулу, получим: 2 - 3 = - 1 (нисходящая мобильность).

Итак, нисходящая мо­бильность это «—», а восходящая «+».

А как быть с формулой внутрипоколенной мобиль­ности? Она такова:

Цифра в колонке 2 минус цифра в колонке 3 равняется цифра в колонке 5.

Внутрипоколенная мобильность касается не сына и отца, а двух видов занятий отца – первого и последнего. Проверим ее на примере: первое занятие отца-рабочий класс, нынешнее занятие—менеджер (средний класс). Попробуем подставить наши данные в получившую­ся формулу:

3 - 1 = +2, т.е. — восходящая внутрипоко­ленная мобильность с перемещением вверх на две ступень­ки. Представим себе, что менеджер спился и превратился в изгоя общества — бомжа. Тогда его индекс его мобиль­ности будет равен —2. Это уже нисходящая внутри поко­ленная мобильность.

Подведем итог. Межпоколенная мобильность — это срав­нение занятия сына (колонка 1) с первым занятием отца (колонка 3). Внутрипоколенная мобильность — это сравне­ние первого и нынешнего занятий отца, т. е. колонок 2 и 3.

Задание 1.

Оперируя вышеуказанными формулами, найти индексы меж- и внутрипоколенной мо­бильности для следующих ситуаций: 1) сын-дворник, отец-электрик; 2) первая профессия отца — врач, нынеш­няя — министр; 3) ваш вариант.

Задание 2.

Оперируя теми же формула­ми, по заданным индексам мобильности определить кон­кретные ситуации:

а) меж­поколенная —1,

б) внутрипоколенная 0,

в) межпоколенная +3,

г) межпоколенная +1,

д) внутрипоколенная +2

е) ваш вариант.

Например, задание гласит: «межпо­коленная восходящая мобильность +2». Надо подобрать ситуации. Это может быть отец-колхозник, сын-бухгал­тер. А возможны и иные сочетания.

Задание 3.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие факторы влияют на восходящую и нисходя­щую мобильность в армии (религиозной деятель­ности, светской жизни, в политике и т. п.)?

2. Какие факторы влияют на меж- и внутрипоколенную мобильность?

3. Почему мобильность отсчитывают по мужской, а не по женской линии?

4. В каком возрасте должны быть сын и отец, чтобы можно было сравнивать их продвижение и рассчи­тывать индекс мобильности?

 

Энциклопедия социологии СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Поскольку характеристики статуса могут быть представлены в терминах власти, доходов, престижа, образования и т.п., все эти основания стратификации могут использоваться в качестве базы для измерения социальной мобильности. Однако в связи с большей доступностью данных о профессиональном положении ее индикатором в большинстве исследований выступает социально-профессиональный статус. Вертикальная социальная мобильность - социальная мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающая изменение социального статуса. Горизонтальная социальная мобильность - социальная мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса.  

 


[1] См: Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003. – С. 58



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: