СРСП-2: Методология социологического исследования – 2 ч.




ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА

РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ ФИЛОСОФСКО- ЭТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ (ПОЗИТИВНАЯ) ИЛИ НАУЧНАЯ СТАДИЯ

    Платон Аристотель Спенсер Вебер Сорокин Парсонс
    Мид Макиавелли Конт Дюркгейм Ковалевский Мертон
  Сократ Монтескье Дарендорф
      Маркс Парето Локк Лазерсфельд

 

 

1.7. Разработайте кроссворд «История социологии: от античности до современности» (не менее 10 слов, облюдение симметрии)

1.8. Подберите отрывки из первоисточников, классиков социологической мысли, для активного использования их на семинаре или для подготовки реферативной работы.

1.9. Согласитесь или не согласитесь с утверждениями:

Согласитесь или не согласитесь с утверждениями: ДА НЕТ
  Первым в истории социологическим трудом считают «Государство» Платона    
  Аристотель считал опорой порядка выступает средний класс    
  О.Конт выделял три уровня социологического знания    
  К. Маркс предлагал опираться на социальные фак­ты и изучать их статистически    
  Согласно Веберу, только индивид, обладает моти­вами, целями, интересами и сознанием    
  Изучение мотивов игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм    
  Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата    
  Э. Дюркгейм и М. Вебер застали начальную стадию капитализма.    
  М.Вебер превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества называл культурные ценности    
  Теория народного анархизма зародилась в США    
  Предмет социологии по П.Сорокину – общественная жизнь и ее процессы    
  Структурно-функциональный анализ разработан школой Т.Парсонса    
  Символический интеракционализм строится на идеи «социального порядка»    

3 Задание для СРСП:

 

Тема реферата срок сдачи ФИО студента
  Возникновение науки об обществе: доклассические теории      
  Проект науки об обществе О. Конта и Г.Спенсера      
  Социология как объективный анализ «социальных фактов» Эмиля Дюркгейма      
  Антипозитивизм и немецкая школа социологии    
  Теория «социального действия» Макса Вебера    
  Социологическая теория марксизма    
  Анархическая теория общества (М.Бакунина и П.Кропоткина)    
  Социологическая мысль дореволюционной России Чикагская школа социологии: опыт эмпирического исследования    
  Социологическая концепция Питирима Сорокина: жизнь и творчество в науке      
  Структурно-функциональный анализ: школа Т.Парсонса      
  Символический интеракционализм как научная теория      
  Феменологическая социология и этнометодология      
  Теория обмена Дж.Хоманса      
  Теории социального конфликта      
  Современная социологическая теория: от Т.Парсонса до Н.Лукмана    

Рекомендуемая литература:

1. Американская социология. –М.1972

2. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. С.Пб., 1997.

3. Забирова А.Т. Новейшие теории и концепции социологической науки. -Алматы, 2001

4. Социология: основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова. М., 1996. –С. 68-100

5. Социология: классические и современные парадигмы. Хрестоматия/. М.: Анкил, 1998

6. Кравченко А.И. Социология. –М: Логос., 2001.

7. Михнова С.А. Основы экономической социологии. –Астана: ИУ, 2000.

8. Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003.

9. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юрист, 1997

 

СРСП-2: Методология социологического исследования – 2 ч.

Общие положения о социологическом проекте

Учебным планом подготовки студентов КазГЮУ по юридическим специальностям предусмотрена НИРС, целями и задачами которых являются:

· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по социологии в рамках своей специальности;

· применение теоретических знаний в решении конкретных задач практики;

· развитие навыков самостоятельной работы;

· овладение методикой социологического исследования.

Выбор темы – первый весьма ответственный этап НИРС. От правильного выбора темы зависит успех всего исследования. Содержание курсовой работы по экономической социологии должно быть актуальным и соответствовать современному состоянию и перспективе развития науки. Междисциплинарный подход к исследованию осуществляется посредством ознакомления студентов, помимо собственно социологических источников, с работами, посвященными основным направлениям других сопряженных с проблемой наук. Так, например, рассмотрение проблемы социализации личности связано с изучением проблем общей и социальной психологии, генетики, физиологии, антропологии. Это поможет студентам разобраться в достаточно сложных дискуссионных вопросах социально-биологической природы человека, его структуры и механизма поведения и пуспешно провести процесс операционализации понятий.

Проведение самостоятельного социологического исследования требует от студентов умения правильно разработать его программу и план социологического исследования. Эта стадия работы следует сразу после выбора темы и разработки программы НИРС.

Программа исследования включает определение целей и задач исследования, формулирование подлежащей проверки гипотезы, определение круга исходных понятий и теоретических положений, предполагаемого объема исследования, принципов и методов исследования, а также направления практического его результатов. На основе программы составляется организационно-технический план, определяющий основные этапы и конкретные сроки их выполнения.

Поскольку выполнение программы и плана исследования являются важной стадией, от которой зависит результативность работы, студенты, прежде чем приступить непосредственно к сбору информации, должен согласовать все вопросы программы и плана исследования с научным руководителем.

При сборе материалов для курсового сочинения наиболее часто применяются два метода: обобщение (анализ) научной литературы по проблеме и проведение экономико-социологического исследования с последующей обработкой и интерпретацией данных. Качественно сделанный анализ эмпирического материала позволяет вскрыть причины (механизмы) и условия исследуемого явления и разработать рекомендации по совершенствованию его профилактики.

В курсовой работе должен быть правильно составлен план, который систематизирует материал, позволяет последовательно рассматривать основные проблемы исследования, обеспечивает взаимосвязь всех частей работы.

Планом каждой курсовой работы должны быть предусмотрены следующие разделы:

· Введение, которое служит для обоснования выбора темы, ее актуальности, практической значимости. В нем отмечается состояние разработки проблемы в литературе, определяется цель, задачи, излагается научный аппарат исследования.

· Теоретическая часть - операционализация базовых понятий по теме

· Практическая часть должна отражать методику и процедуру сбора данных, методологию анализа эмпирических данных, их интерпретацию. Конкретные результаты исследования необходимо отобразить в виде текста, таблиц и иллюстраций.

· Заключение – это краткие выводы по результатам исследования, разработка рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов.

· Список использованной литературы

· Приложения (анкеты и др. материалы, дополняющие работу).

Таким образом, своеобразие НИРС по социологии включает наличие самостоятельно выбранной эмпирической базы, методическую оснащенность исследования, ориентацию на реальную практику. Критериями оценки работы являются:

1. Степень актуальности темы НИРС

2. Четкость формулировки научного аппарата исследования

3. Степень самостоятельности, глубины и правильности обобщений и выводов, содержащихся в работе

4. Логика и стиль изложения изученного, проанализированного материала

5. Соответствие оформления работы существующим требованиям

6. Качетсво презентации результатов исследования

 

3.2. Требования к НИРС по социологии

 

3.2.1. Требования к оформлению работы:

· Объем курсовой работы должен быть не менее 20 страниц машинописного текста (компьютер, кегль №14), без библиографии и приложения.

· Текст должен быть напечатан только с одной стороны листа через 1,5 интервала с соблюдением стандартов отступа от края листа: левое поле – 30 мм, правое поле –10 мм, верхнее и нижнее поля – по 20 мм.

· Нумерация страниц курсовой работы – сквозная по всему тексту, в правом верхнем углу без точки в конце.

· Структура курсовой работы следующая:

Содержание (план)

Введение

Раздел 1. (теоретический)

Раздел 2. (практический)

Заключение

Список источников

Приложения

· Разделы, подразделы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Каждый раздел работы курсовой работы начинается с новой страницы и озаглавливается аналогично тому, как это сделано в «Содержании» (плане).

· Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц и размечать непосредственно после текста. На все таблицы и иллюстрации в работе должны быть ссылки.

Например:

Таблица 16

 

Социоматрица межличностных предпочтений студентов гр.21

 

Номер Респондента С у ж д е н и я итого
А Б В Г Д Е
  + - + + + +  
  + + - - - +  
  + + + + + +  
  - - - - - +  
  + + + + + +  
  + + - + + +  
  + + - + + +  
  + - - + - +  
  + + - + - +  
Итого              

 

· Титульный лист работы должен соответствовать установленному в КазГЮУ стандарту.

 

 

3.2.3. Требования к содержанию.

· Текст работы должен быть изложен на достаточно высоком научно-методическом уровне, сопровождаться ссылками на изученную литературу и сносками.

· Научный аппарат должен содержать актуальность (проблему) исследования, цель, гипотезу, задачи, методологическую основу и методы исследования.

· По результатам исследования автор должен разработать методические рекомендации для практики.

· Текстовой анализ данных исследования обязательно должен сопровождаться математической обработкой, иллюстрациями в виде таблиц, схем, графиков и т.п.

 

Таблица 1. Методика организации и проведения экономико-социологического исследования в оперативном режиме

 

Операции (методи- ческие процедуры) Содержание и последовательность методических процедур Примечание
1. Разработка, размножение и подготовка инструментария 1. Сплошная нумерация позиций по порядку 2. Включение в анкету и матрицу номеров для позиции – «не ответил» на каждый вопрос 3. Размещение в кодировочной матрице в колонках цифр-номеров позиций по порядку  
2. Процедура проведения анкет. опроса 1. Отбор и размещение респондентов для опроса, их методическая подготовка к опросу 2. Опрос респондентов по вопросам анкеты 3. Перенесение респондентами информации о своих выборах из анкет на кодировочные матрицы 4. Организационное обеспечение помощи исполнителям для обработки данных опроса   Кодировочные матрицы раздают- ся респондентам после заполнения ими анкет
3. Процедура редактирования анкет 1. Выявление и корректировка пропусков ответов в анкете 2. Заполнение позиции «не ответил» в анкете 3. Перенос исправлений из анкеты на кодировочную матрицу 4. Разделение массива анкет и массива кодировочных матриц  
4.Выделение раз- резов и классифи- кация по ним опросных документов 1. Выделение исходных разрезов 2. Определение производных разрезов (получаемых на основе исходных) 3. Классификация кодировочных матриц по исходным разрезам  
5. Процедура об- работки данных опроса. Процедура обобщения и представления результатов опроса 1. Цифровой контроль альтернативных ответов по разрезам 2. Получение производных разрезов на основании пар исходных разрезов 3. Получение процентных распределе- ний ответов внутри разрезов 4. Контроль процентных распределений по критерию «100%» 5. Представление промежуточного отчета в форме таблицы с разрезами и вопросами анкеты  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: