Образование терминов происходит следующими способами:
а) переосмысление, б) использование корней слов, в) присвоение имени, г) словосложение.
Кроме образования новых используются термины, заимствованные из смежных областей деятельности и из прежних терминологических систем. Например, в гимнастике официально употребляются такие цирковые термины, как рондат, курбет, мост, твист.
Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам, — наиболее распространенный способ образования терминов. Например: шпагат, вход, выход, переход, круг.
Использование корней слов родного языка — способ, применявшийся при создании гимнастической терминологии. Корнями слов являются термины: мах, сед, вис, хват, кач, шаг, бег. На основе этих и других корней слов образуются производные термины, например: замах, присед, спад, подъем, раскачивание, перехват, шагом, углом и т. д.
Присвоение имени первого исполнителя. Как правило, новые сложные элементы поначалу имеют сложное терминологическое описание. Использование имени известного спортсмена делает удобным частое употребление данного нового термина. Например, термин «диомидовский» означает: махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку.
Словосложение — способ, при котором из двух слов образуется сложное или составное слово — термин. Например: (сальто) сгибаясь-разгибаясь, разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). Чаще всего гимнастические упражнения обозначаются е помощью двух и большего числа терминов, т. е. образуются путем составления из нескольких однословных терминов.
Термины, обозначающие статические положения, образуются, как правило, с учетом условий опоры (упор на предплечьях, стойка на руках, сед на пятках и т, п.) и взаимного расположения звеньев тела (упор углом, вис, согнувшись и т. п.).
|
Движения или положения тела в полете, например: прыжок ноги врозь, соскок углом, переворот назад, подъем махом вперед, подъем разгибом.
Гимнастическую терминологию применяют с учетом квалификации занимающихся. При проведении занятий оздоровительными или прикладными видами гимнастики используются лишь основные термины общеразвивающих упражнений с добавлением слов разговорного и литературного языка. Например, говорят: стоя ноги врозь (вместо «стойка ноги врозь»), положение сидя (вместо «сед»). На занятиях с детьми используются яркие образные наименования, например «как самолет», «как зайчики». В процессе обучения педагог знакомит учащихся с терминологией, постепенно заменяя прежние образные выражения терминами.
Термины, обозначающие гимнастические упражнения, разделяются на две основные группы: обобщающие и конкретные термины.
Обобщающие термины используются для обозначения общих понятий, групп и типов упражнений, например: элемент, соединение, вольные упражнения, разноименные круги. Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений. В свою очередь, они подразделяются на основные и дополнительные.
Основные термины определяют главные смысловые признаки упражнения, принадлежность его к той или иной группе упражнений, например: подъем, спад, переворот, оборот, круг, мах.
Конкретные элементы описываются сочетанием основного и дополнительного терминов. Однако некоторые основные термины: упор, вис, мост, шпагат, присед, полуприсед — сами по себе описывают конкретные элементы.
|
Дополнительные термины дают уточняющую информацию, указывая направление движения, способ выполнения, условия опоры, характер исполнения, некоторые количественные характеристики. Например: вперед, боком; переворотом, разгибом, махом; на предплечьях, на лопатках, на животе; медленный (переворот), расслабленно; двойное, с поворотом на 540°.
Некоторые термины могут быть как основными, так и дополнительными, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — присев, круг — круговой, оборот — оборотом, переворот — переворотом.
В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:
- «спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед);
- указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;
- «туловище» — при наклонах
- «нога» — при перемахах, выставлениях ее на носок;
- «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;
- «продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;
- «хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);
- «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;
- «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;
|
- «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;
- «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (вправо);
- «дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются движением вперед.
Исходное положение (и. п.) указывается только в начале упражнения.
Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.
3. Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания.
В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи:
- обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания.
Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.
К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила.
Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:
1. Исходное положение (и. п.), из которого начинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и и др.).
3. Направление (вправо, назад и т. п.).
4. Конечное положение (если необходимо),
Например:
и. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам.
1 - Сгибая правую, наклон влево, руки вверх.
2 - И. п.
Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».
Например:
и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 - Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце наклона (как бы акцентируя его).
Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».
Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи.
Например:
руки плавно вперед, кисти расслаблены и т. д.
Составить комплекс упражнений, употребляя изученную терминологию и запись вольных упражнений!