Intercessio и Oratio Domini.




Сразу после преложения святых Даров, перед лицом Самого Иисуса Христа, священник ходатайствует за всю Церковь, небесную и наипаче же земную. «Святые воспоминаются при бескровной жертве потому, что она есть хвалебная и благодарственная. Православная Церковь через нее прославляет и благодарит Бога за то, что они по милости Его не только сами блаженствуют в общении с Ним, но и по близости своей к Богу могут ходатайствовать за нас перед Ним своими молитвами».[25] Это присуще обеим анафорам. Златоуст молится:

Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся.

Святитель Василий Великий говорит об этом почти одинаково со Златоустом:

Нас же всех от единаго хлеба и чаши причающихся, соедени друг ко другу, во единого Духа святого причастие. И на единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святого тела и крове Христа Твоего: но да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми и со всяким духом праведным в вере скончавшимся.

Приводя на память тех святых, которые уже предстоят перед престолом Божиим, обе анафоры во главу этого воспоминания ставят имя Богородицы:

Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице ней Богородице и Приснодеве Марии.

Это воспоминание Церкви небесной как и Златоуст, так и Василий Великий заканчивают молитвой о том, чтобы Господь их молитвами помиловал Церковь небесную.

(Златоуст) О святем Иоанне пророце, предтечи и крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святем…, егоже память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже.

(Василий Великий) Святого Иоанна пророка, предтечи и крестителя, святых славных и всехвальных апостол, святого..., егоже память совершаем, и всех святых твоих, ихже молитвами посети нас, Боже.

Далее идет воспоминание Церкви земной в лице ее представителей. Оно начинается со всех умерших ее членов, потом переходит к воспоминанию предстоятелей, правителей, того места, где совершается литургия. Заканчивается воспоминание «плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных…, плодоносящих и добротвороящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия» всеми православными христианами.

«Благодарение и жертвоприношение о всем мире иерей заключает славословием, прося Бога даровать всем единодушие к прославлению великого и достопоклоняемого имени Его: и даждь нам едиными усты, и единым сердцем, славити и воспевети...».[26] Также этими словами литургия плавно переходит к своей завершающей стадии – прославлению Единого Бога и Отца всех словами молитвы Господней.

Заключение.

Таково в основных своих частях богословие самой значительной по своему смыслу части святой Евхаристии. Необходимо отметить, что до конца невозможно выразить то величие бескровной жертвы, приносимой за литургией, совершаемой во имя спасения мира и человека. Но, к сожалению, величие богословской мысли евхаристических молитв, в том числе и анафоры, сокрыто от созерцания большей массы членов Церкви, являясь достоянием только священства. А ведь сегодня, когда Церковь опять окружена секуляризованным миром, христианам как никогда необходима наивысшая концентрация в Евхаристии. Ведь она, по слову профессора Н.Д.Успенского, «несет милость и мир секуляризованным, являясь своего рода противоядием эгоизму, гнездящемуся под покровом высоких гуманистических идей».[27] Стоит надеяться, что необходимость прочтения в слух всех молитв литургии, участие в принесении Бескровной Жертвы всего «царственного священства» (1Петр. 2,9) – всех присутствующих за ее совершением христиан станет необходимой потребностью Православной Церкви.


Библиография.

Источники:

1. Библия. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992.

2. Служебник. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1997.

Использованная литература:

1. Арранц М. Око церковное. Переработка опыта ЛДА 1978 г. История Типикона. М., 1999.

2. Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977.

3. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого СПб., 1895.

4. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. М., 1990.

5. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993.

6. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947.

7. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т.1. СПб.,1868.

8. Мень А., прот. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991.

9. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Церковь и Евхаристия в православном сопоставлении. // БТ. № 25. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984.

10. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1. М., 1992.

11. Священномуч. Ириней Лионский. Творения. Обличения и опровержения лжеименного знания. Кн.5., гл.2. СПб., 1900.

12. Собрание древних литургий, восточных и западных в переводе на русский язык. Т.3. М., 1998.

13. Успенский Н.Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа). // БТ. № 13.М., 1975.

14. Учение двенадцати апостолов. Гл. 9-10. М., 1996.

15. Шмеман А., прот. Евхаристия Таинство Царства. М., 1992.


Список сокращений.

Архиеп – архиепископ.

Архим. – архимандрит.

БТ – Богословские Труды.

Гл. – глава.

ЛДА – Ленинградская Духовная Академия.

М. – Москва.

Прот. – протоиерей.

Священномуч. – священномученик.

СПб. – Санкт-Петербург.

Т. – том.

Ук. соч. – указанное сочинение.

Ч. – часть.


[1] Михаил (Мудьюгин), архиеп. Церковь и Евхаристия в православном сопоставлении. // БТ. № 25. М., 1984. С.154.

[2] Мень А., прот. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991. С.31.

[3] Там же. С.32.

[4] Успенский Н.Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа). // БТ. № 13.М., 1975. С.41.

[5] К примеру см.: Св. Ириней Лионский. Творения. Обличения и опровержения лжеименного знания. Кн.5., гл.2. СПб., 1900. С.449.

[6] Анафора. //Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1. М., 1992. С.155.

[7] Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947. С.209-210.

[8] Там же, с.88-89.

[9]Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993. С.280-281.

[10] См.: Учение двенадцати апостолов. Гл. 9-10. М., 1996. С.68-70.

[11] Арранц М. Око церковное. Переработка опыта ЛДА 1978 г. История Типикона. М., 1999. С.7.

[12] Там же. С.7-8.

[13] Собрание древних литургий, восточных и западных в переводе на русский язык. Т.3. М., 1998. С.45-80,109-132.

[14] Успенский Н.Д. Анафора. Ук. соч. С.84.

[15] Там же. С.92.

[16] Там же. С.98.

[17] Киприан (Керн). Ук. соч. С.213.

[18] Весь текст молитв анафор приводится в русской транскрипции по Служебнику, издания «Международного издательского центра православной литературы», М.,1997.

[19] Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т.1. СПб.,1868. С.356.

[20] Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого СПб., 1895. С.216.

[21] Макарий (Булгаков), архиеп. Ук. соч. Т.2. СПб., 1857. С.13.

[22] Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. М., 1990. С.6.

[23] Шмеман А., прот. Евхаристия Таинство Царства. М., 1992. С.254.

[24] Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977. С.76.

[25] Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию. Ук. соч. С.226.

[26] Дмитриевский И. Ук. соч. С.321.

[27] Успенский Н.Д. Анафора. Ук. соч. С.147.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: