Требования к современному педагогу-музыканту




Личность современного педагога-музыканта.

а) Требования к современному педагогу-музыканту.

б) Специфика профессии педагога-музыканта.(Сочетание педагогической и исполнительской деятельности.)

в)Творческий характер деятельности педагога.

г) Пути совершенствования подготовки преподавателя

 

Требования к современному педагогу-музыканту

Профессия учителя требует

- всесторонних знаний, (экспертность, компетенция)

- безграничной душевной щедрости, (творческое мышление)

-мудрой любви к детям. (знание психологической особенности каждого возраста, индивидуальный подход к каждому ученику)

Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к музыке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности сможет приобщить нынешних школьников к музыкальному искусству.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе

- педагогическую,

-музыковедческую,

-музыкально-исполнительскую,

-исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.

 

Подготовка преподавателя непременно включает овладение навыками исполнительской и концертмейстерской деятельности. Постепенно выступая на уроке в роли исполнителя, иллюстратора, аккомпаниатора, учитель использует свое умение играть на инструменте.

Говоря об исполнительской деятельности учителя, следует подчеркнуть, что речь идет не об исполнении "вообще", о об исполнении для детей: играть надо ярко, образно, эмоционально.

 

В современном мире компьютерные возможности очень помогают и значительно расширяют применения своих знаний(в том числе и творческих) преподавателей.

 

Отдельной строкой хотелось бы выделить знание компьютерных технологий!

С появлением программно-ориентированного обеспечения для совершенствования работы педагогу-музыканту предлагается осваивать и практиковаться в применении ряда программ:

  • Нотно-издательские программы (нотный редактор);
  • Музыкальные программы-конструкторы, мультимедийные площадки
  • Виртуальные синтезаторы и так далее.

Возможности современных информационных и музыкально-компьютерных технологий помогают формировать информационную культуру педагогов-музыкантов, которая является необходимой составляющей эффективной профессиональной деятельности современного учителя музыки, музыкального руководителя и одним из важнейших условий для достижения уровня жизненной позиции в условиях творческой информационно-образовательной среды.

 

Специфика профессии педагога-музыканта.

Специфика педагога-музыканта в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими.

Все виды деятельности и формы работы в школе требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога.

Иногда учитель не всегда воспринимает свою специальность комплексно, порой выражая себя в какой-то одной области музыкально-педагогической деятельности (например, хорошо знает историю музыки, но слабо - теорию, умеет дирижировать, но плохо владеет инструментом).

В соответствии же с современными требованиями учитель должен быть разносторонне образованным.

Практика показывает, что учитель владеющий всем комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально – педагогической деятельности сможет квалифицированно проводить уроки музыки.

 

Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей.

Творя замысел урока, важно представлять себе основы его драматургии, формировать особое учительское чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия.

Следует - об этическом попробовать рассказывать неспешно и величаво, о смешном живее, используя в этом случае другой стиль речи и т.д.

концепция урока:

- изучаемая тема урока + учебный материал, с помощью которого раскрывается тема.

- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

- психология учебно-музыкального процесса

- творческие и исполнительские задатки учащихся;

- искусство педагогического перевоплощения.

 

Творческий характер деятельности педагога.

Урок музыки – урок искусства.

На уроках должна звучать музыка, которая помогает развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, взаимодействуют чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся.

Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен лично учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.

Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей.

Здесь, как и в любой деятельности, есть момент призвания.

В связи со спецификой музыкального творчества можно выделить вид мышления, характерный для всех видов музыкальной деятельности – это творческое мышление. В него входит проблема понимания произведения искусства, музыкального произведения.

Способность слышания музыки рождается от плодовитости и содержания личности, души. Это база – умение слышать музыку. Восприятие музыки, слышание музыки, также как сочинение и ее исполнение, следует считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве.

«Слушают музыку все, а слышат – немногие» (Б. Асафьев).

Преподаватель -музыкант обязан владеть грамотной музыкальной подготовленностью, высоким уровнем культуры.

Поэт Василий Жуковский (он был учителем детей императорской семьи) писало том, что Вдохновение жизни - вера в великое и прекрасное, вдруг объемлющее душу нашу. Методика же - спесивая убежденность во всесилье мертвого ума. Она напрягает не те силы души, которые требуются для адекватного постижения серьезного искусства. Потому в методику надо пролить " живую воду".

Каждое музыкальное произведение - это определенное художественное сообщение, заложенное в нотах композитором, прочувствованное педагогом и интерпретированное учеником во время исполнения!

Чтобы постоянно держать интерес ребенка в фокусе, творческая деятельность учителя предполагает импровизацию. Это способность быстро и правильно оценивать ситуацию, поведение учащихся, оперативно находить решение.

Важным направлением в художественно-музыкальном образовании ребенка является внеклассная работа. Она строится на добровольных началах!

К формам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся массовые музыкально-просветительские формы, проводимые школой или внешкольным учреждением. Это

- разнообразные музыкальные праздники,

-лекции-концерты,

- музыкальные игротеки

-посещение выставок

-экскурсии

- участие в специальных конкурсах и др.

Они ориентированы на всех без исключения детей. Такие формы работы, как правило, нерегулярны, за исключением всякого рода «абонементов». Цель

таких занятий — пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора.

 

Исходя из всего сказанного можно понять, что комплекс знаний педагога-музыканта огромен и сложен. А еще он постоянно должен развиваться. Гибкость, самомотивация и стремление идти на опережение - важные составляющие деловых качеств современного педагога!

Какие способы освоения новых знаний ему предлагаются в современных условиях?

Это

- участие и проведение методических семинаров,

-участие в научно-практических конференциях по проблемам исследования,

- апробация инновационных форм уроков,

- выявление творческого потенциала учеников в ходе проведения исполнительских конкурсов,

-личное участие в конкурсах педагогического мастерства,

-выявление соответствия теоретической и практической подготовки учеников в ходе прохождения ими различных этапов практик и др

 

 

Д/З

- внимательно изучить и проанализировать материал.

Какие навыками вы уже владеете, какие хотите приобрести?

Какие инновационные методы на уроке или внеклассной работы вы хотели бы употребить в своей педагогической деятельности?

Еще предложите свои варианты инновационных технологий или интересные темы внеклассных занятий!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: