Месяц | Тема недели | Тема ОД | Цели | Источник методической литературы | |
Сентябрь | 1. День знаний | 1. Литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского. Чтение детям: К.И.Чуковский «Краденое солнце». | Помочь детям вспомнить и назвать сказки К.И.Чуковского; познакомить всех воспитанников с еще одним произведением этого автора; развивать у дошкольников чувство юмора. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 3, с. 9. | |
2. Мое здоровье – безопасность. «Мое тело». | 2. Заучивание стихотворения И. Лешкевича «Светофор». | Помочь детям осмыслить и запомнить стихотворение И. Лешкевича «Светофор»; повторить правила дорожного движения; обогащать словарный запас детей; отрабатывать интонационную выразительность при чтении стихотворения наизусть. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 281. | ||
3. Транспорт, ПДД | 3. Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа». | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 22, с. 108. | ||
4. Овощи | 4. Чтение сказки Д.Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с Русской народной сказкой «Репка». | Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 17, с. 101. | ||
Октябрь | 1. Фрукты | 5. Пересказ художественного произведения. Л.Толстой «Косточка». | Познакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; учить связно, выразительно рассказывать текст без помощи воспитателя; упражнять в подборе определений, синонимов и антонимов; обогащать словарный запас детей. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 228. | |
2. Ягоды, грибы | 6. Пересказ художественного произведения. Я. Таяц «По грибы». | Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 2, с. 19. | ||
3. Одежда, обувь, головные уборы | 7. Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа». | Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 10, с. 93; «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 120. | ||
4. Осень | 8. Любимые стихи, рассказы и сказки про осень. | Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове; развивать устную речь, поэтический слух; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с.34; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 3, с.21. | ||
5. Перелетные птицы | 9. Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка»(обр. К. Шавровой) | Познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить ее идею; закрепить представление о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки; формировать нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к самостоятельной художественно – речевой деятельности. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 144; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 1, с. 120. | ||
Ноябрь | 1. День народного единства | 10. Чтение глав из повести А.П.Гайдара «Чук и Гек». | Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми семье, составлять характеристики героев, изображать животных, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост); помочь осмыслить понятия «малая родина» и «Родина – родная страна»; воспитывать патриотизм. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 199. | |
2. Домашние птицы | 11. Пересказ украинской народ ной сказки «Колосок». | Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам; рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 43, с. 134; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 6, с. 145. | ||
3. Домашние животные | 12. Чтение отрывка произведения К.Паустовского «Кот –ворюга». | Продолжать формировать умение кратко пересказывать текст по опорным картинкам и словам; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности детей; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать, образное восприятие и представление. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 323; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 1, с. 64. | ||
4. Дикие животные России | 13. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты». | Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 6, с. 87. | ||
Декабрь | 1. Зима | 14. Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». | Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову; помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 136; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 13, с. 117. | |
2. Мой город. Елец – город воинской славы | 15. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня». | Познакомить с творчеством И.Сурикова; помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание;развивать память, воображение, образное мышление; воспитывать любовь к своему родному городу, гордость за его жителей. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 104; | ||
3. Зимующие птицы | 16. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей». | Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию; понимать образные выражения; высказывать свое мнение. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 44, с. 135; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 2, с. 88. | ||
4. Новый год | 17. Заучивание наизусть: З.Александрова «Дед мороз». | Познакомить детей с новым поэтическим произведением, помочь понять и запомнить стихотворение, научить выразительно читать его; продолжать воспитывать избирательное отношение к произведениям художественной литературы; отрабатывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 9, с. 74. | ||
18. Чтение детям: С.Маршак «Двенадцать месяцев». | Познакомить детей с новым произведением С.Маршака; учить их, отвечая на вопросы, правильно строить предложения; учить находить нужные и точные слова для описания внешности героев, их поведения. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 13, с. 80. | |||
Январь | 1. Каникулы | ||||
2. Зимние забавы. Рождество | 19.Чтение рассказа Н.Носова «На горке». | Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 21, с. 106; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 3, с. 42. | ||
3. Дом, мебель | 20. Чтение детям: С.Я.Маршак «Кошкин дом». | Помочь детям вспомнить произведения С.Я.Маршака и познакомить с новым; вызвать желание слушать их неоднократно; закрепить навыки речевого общения; вызвать у детей желание прочесть наизусть отрывки из его сказок. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 13, с. 134. | ||
Февраль | 1. Умная техника | 21. Отгадывание загадок о пред- метах быта. | Учить детей воспринимать образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; расширить познавательные интересы детей; воспитывать бережное отношение к предметам быта. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 1, с. 194; О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада: Конспекты занятий.», № 15 (апрель) – распечатка. | |
2. Посуда | 22. Чтение детям: К.И.Чуковский «Федорино горе». | Вспомнить с детьми произведения К.И.Чуковского, вызвать у них желание прочесть наизусть отрывки из его сказок; воспитывать чувство юмора; познакомить с новым произведением этого автора; закреплять навыки речевого общения. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 9, с. 129. | ||
3. Защитники Отечества | 23. Рассказывание былины «Никита Кожемяка». | Познакомить детей с новым литературным жанром – былиной, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка былины; учить детей чувствовать и понимать характер образов произведения, взаимосвязь описанного с реальностью; воспитывать дружеские отношения между детьми. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 179. | ||
4. Профессии | 24. Чтение детям: В.Маяковский «Кем быть?». | Пополнить знания детей о профессиях; познакомить дошкольников с новым литературным произведением; помочь за- помнить отрывок из него; учить правильно строить предложения при ответах на вопросы. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 5, с. 88. | ||
Март | 1. Мамин праздник | 25. Заучивание наизусть: Г. Виеру «Мамин день». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 5, с. 126. | |
2. Моя семья | 26. Чтение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В.Осеевой «Три сына». | Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 15, с. 99. | ||
3. Дикие животные Севера | 27. Рассказывание сказки П.Бажова «Серебряное копытце». | Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас, обратить внимание детей на слова типа запобаивалась, запокапывали; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; вызвать желание послушать его еще раз. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 52; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 5, с. 107. | ||
4. Дикие животные жарких стран | 28. Чтение сказки Р.Киплинга «Слоненок». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; закрепить умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями; активизировать речь, обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе. | «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 344. | ||
Апрель | 5. Народные (народные игрушки) | 29. Чтение детям: «О народных промыслах (частушки)». | Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (песенки, частушки); учить пониманию переносного значения образных выражений; формировать выразительность, точность речи; развивать интерес к художественной литературе; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. | «Воспитательно – образовательный процесс: планирование на каждый день (март - май)», с. 101,333. | |
1.Весна | 30. Чтение литературной сказки Б. Заходера «Серая звездочка». | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям и их героям. | «Воспитательно – образовательный процесс: планирование на каждый день (март - май)», с. 137. | ||
2.Космос и далекие звезды | 31. Чтение норвежской народной сказки «Пирог». | Познакомить детей с норвежской народной сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 11, с. 94. | ||
3.Пасха | 32. Заучивание стихотворения Я.Акима «Апрель». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к еще робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 32, с. 119. | ||
4. Деревья и кустарники | 33. Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать напевность языка, развивать образную речь: понимание языковых выразительных средств, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы. | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 36, с. 123. | ||
Май Май | 1. Продукты питания | 34. Чтение стихотворений о войне: В.Лебедев – Кумач «Песня смелых», Т.Белозерова «День Победы», А.Смирнов «Кто был на войне?». | Обогащать знания детей о подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны; помочь осмыслить и запомнить стихотворение Т.Белозеровой «День Победы»; развивать память, интерес к художественной литературе; воспитывать храбрость и мужество, желание быть смелыми и отважными, стремление защищать свою Родину. | «Воспитательно – образовательный процесс: планирование на каждый день (март - май)», с. 225; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 7, с. 163. | |
2. День Победы | 35. Пересказ художественного произведения. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». | Познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией; учить пересказывать текст. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 2, с. 9. | ||
3. Насекомые | 36.Заучивание стихотворения «Праздник Пасхи» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Воспитывать положительные эмоции к празднику «Светлой Пасхи» | Автор Ирина Евдокимова Стихотворение прилагается. | ||
4. Лето, цветы | 37. Чтение детям: С.Аксаков «Аленький цветочек» | Познакомить детей с новой волшебной сказкой; продолжать развивать интерес к художественной литературе; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; воспитывать гуманные чувства. | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 9, с. 165. | ||