Вид деятельности: Восприятие художественной литературы и фольклора.




Месяц Тема недели Тема ОД Цели Источник методической литературы
Сентябрь     1. День знаний   1. Литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского. Чтение детям: К.И.Чуковский «Краденое солнце».   Помочь детям вспомнить и назвать сказки К.И.Чуковского; познакомить всех воспитанников с еще одним произведением этого автора; развивать у дошкольников чувство юмора. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 3, с. 9.  
2. Мое здоровье – безопасность. «Мое тело».   2. Заучивание стихотворения И. Лешкевича «Светофор».     Помочь детям осмыслить и запомнить стихотворение И. Лешкевича «Светофор»; повторить правила дорожного движения; обогащать словарный запас детей; отрабатывать интонационную выразительность при чтении стихотворения наизусть.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 281.  
3. Транспорт, ПДД   3. Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа».     Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.   Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 22, с. 108.
4. Овощи   4. Чтение сказки Д.Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с Русской народной сказкой «Репка». Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 17, с. 101.
Октябрь 1. Фрукты   5. Пересказ художественного произведения. Л.Толстой «Косточка».   Познакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; учить связно, выразительно рассказывать текст без помощи воспитателя; упражнять в подборе определений, синонимов и антонимов; обогащать словарный запас детей.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 228.
2. Ягоды, грибы     6. Пересказ художественного произведения. Я. Таяц «По грибы».   Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.   Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 2, с. 19.
3. Одежда, обувь, головные уборы 7. Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».     Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 10, с. 93; «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 120.
4. Осень   8. Любимые стихи, рассказы и сказки про осень.   Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове; развивать устную речь, поэтический слух; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с.34; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 3, с.21.
5. Перелетные птицы   9. Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка»(обр. К. Шавровой)   Познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить ее идею; закрепить представление о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки; формировать нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к самостоятельной художественно – речевой деятельности.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 144; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 1, с. 120.
Ноябрь     1. День народного единства     10. Чтение глав из повести А.П.Гайдара «Чук и Гек».     Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми семье, составлять характеристики героев, изображать животных, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост); помочь осмыслить понятия «малая родина» и «Родина – родная страна»; воспитывать патриотизм.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 199.  
2. Домашние птицы   11. Пересказ украинской народ ной сказки «Колосок».     Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам; рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки.   Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 43, с. 134; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 6, с. 145.  
3. Домашние животные   12. Чтение отрывка произведения К.Паустовского «Кот –ворюга».     Продолжать формировать умение кратко пересказывать текст по опорным картинкам и словам; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности детей; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать, образное восприятие и представление.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 323; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 1, с. 64.  
4. Дикие животные России 13. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».   Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 6, с. 87.
Декабрь   1. Зима 14. Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза».     Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову; помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 136; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 13, с. 117.
2. Мой город. Елец – город воинской славы   15. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня».     Познакомить с творчеством И.Сурикова; помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание;развивать память, воображение, образное мышление; воспитывать любовь к своему родному городу, гордость за его жителей.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 104;
3. Зимующие птицы   16. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей».     Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию; понимать образные выражения; высказывать свое мнение. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 44, с. 135; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 2, с. 88.
4. Новый год   17. Заучивание наизусть: З.Александрова «Дед мороз».     Познакомить детей с новым поэтическим произведением, помочь понять и запомнить стихотворение, научить выразительно читать его; продолжать воспитывать избирательное отношение к произведениям художественной литературы; отрабатывать интонационную выразительность речи.   В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 9, с. 74.  
18. Чтение детям: С.Маршак «Двенадцать месяцев».     Познакомить детей с новым произведением С.Маршака; учить их, отвечая на вопросы, правильно строить предложения; учить находить нужные и точные слова для описания внешности героев, их поведения.   В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 13, с. 80.  
Январь 1. Каникулы
2. Зимние забавы. Рождество   19.Чтение рассказа Н.Носова «На горке».     Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.   Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 21, с. 106; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 3, с. 42.  
3. Дом, мебель     20. Чтение детям: С.Я.Маршак «Кошкин дом».   Помочь детям вспомнить произведения С.Я.Маршака и познакомить с новым; вызвать желание слушать их неоднократно; закрепить навыки речевого общения; вызвать у детей желание прочесть наизусть отрывки из его сказок.   В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 13, с. 134.  
Февраль 1. Умная техника     21. Отгадывание загадок о пред- метах быта.     Учить детей воспринимать образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; расширить познавательные интересы детей; воспитывать бережное отношение к предметам быта.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 1, с. 194; О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада: Конспекты занятий.», № 15 (апрель) – распечатка.  
2. Посуда   22. Чтение детям: К.И.Чуковский «Федорино горе».   Вспомнить с детьми произведения К.И.Чуковского, вызвать у них желание прочесть наизусть отрывки из его сказок; воспитывать чувство юмора; познакомить с новым произведением этого автора; закреплять навыки речевого общения.   В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 9, с. 129.  
3. Защитники Отечества   23. Рассказывание былины «Никита Кожемяка».     Познакомить детей с новым литературным жанром – былиной, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка былины; учить детей чувствовать и понимать характер образов произведения, взаимосвязь описанного с реальностью; воспитывать дружеские отношения между детьми.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 179.  
4. Профессии     24. Чтение детям: В.Маяковский «Кем быть?».     Пополнить знания детей о профессиях; познакомить дошкольников с новым литературным произведением; помочь за- помнить отрывок из него; учить правильно строить предложения при ответах на вопросы.     В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 5, с. 88.  
Март 1. Мамин праздник     25. Заучивание наизусть: Г. Виеру «Мамин день».   Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.   В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 5, с. 126.  
2. Моя семья   26. Чтение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В.Осеевой «Три сына».     Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 15, с. 99.
3. Дикие животные Севера     27. Рассказывание сказки П.Бажова «Серебряное копытце».     Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас, обратить внимание детей на слова типа запобаивалась, запокапывали; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; вызвать желание послушать его еще раз.   «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 52; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 5, с. 107.  
4. Дикие животные жарких стран   28. Чтение сказки Р.Киплинга «Слоненок».   Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; закрепить умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями; активизировать речь, обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе.     «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа», № 4, с. 344.  
Апрель 5. Народные (народные игрушки)   29. Чтение детям: «О народных промыслах (частушки)».     Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (песенки, частушки); учить пониманию переносного значения образных выражений; формировать выразительность, точность речи; развивать интерес к художественной литературе; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.   «Воспитательно – образовательный процесс: планирование на каждый день (март - май)», с. 101,333.
1.Весна   30. Чтение литературной сказки Б. Заходера «Серая звездочка».     Продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям и их героям.   «Воспитательно – образовательный процесс: планирование на каждый день (март - май)», с. 137.
2.Космос и далекие звезды     31. Чтение норвежской народной сказки «Пирог».     Познакомить детей с норвежской народной сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.   Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 11, с. 94.
3.Пасха     32. Заучивание стихотворения Я.Акима «Апрель».     Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к еще робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 32, с. 119.
4. Деревья и кустарники   33. Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха».   Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать напевность языка, развивать образную речь: понимание языковых выразительных средств, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», № 36, с. 123.  
Май Май 1. Продукты питания     34. Чтение стихотворений о войне: В.Лебедев – Кумач «Песня смелых», Т.Белозерова «День Победы», А.Смирнов «Кто был на войне?».     Обогащать знания детей о подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны; помочь осмыслить и запомнить стихотворение Т.Белозеровой «День Победы»; развивать память, интерес к художественной литературе; воспитывать храбрость и мужество, желание быть смелыми и отважными, стремление защищать свою Родину. «Воспитательно – образовательный процесс: планирование на каждый день (март - май)», с. 225; В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 7, с. 163.
2. День Победы     35. Пересказ художественного произведения. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».     Познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией; учить пересказывать текст. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.», № 2, с. 9.  
3. Насекомые   36.Заучивание стихотворения «Праздник Пасхи»   Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Воспитывать положительные эмоции к празднику «Светлой Пасхи» Автор Ирина Евдокимова Стихотворение прилагается.
4. Лето, цветы   37. Чтение детям: С.Аксаков «Аленький цветочек»     Познакомить детей с новой волшебной сказкой; продолжать развивать интерес к художественной литературе; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; воспитывать гуманные чувства. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», № 9, с. 165.
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: