I уровень
1.1. Укажите, какие предложения определяют высказывание:
1) Пусть всегда будет солнце!
2) Минск – столица Болгарии.
3) Число 7 больше числа 5.
4) Ты идешь сегодня в школу.
5) Выражение принимает значения больше нуля или равно нулю.
1.2. Среди приведенных высказываний назовите простые и сложные:
1) Если сумма углов четырехугольника равна 3600, то четырехугольник является квадратом.
2) Квадрат является ромбом.
3) Треугольник является равносторонним тогда и только тогда, когда сумма двух его сторон больше третьей стороны.
4) Если высота треугольника проведена к основанию и она является медианой, то треугольник – равнобедренный.
5) Число 15 делится нацело на 7.
6) Если в четырехугольнике стороны попарно параллельны или попарно равны, то такой четырехугольник является параллелограммом.
1.3. Даны высказывания:
А: Развернутый угол равен 1800.
В: Число 7 является четным.
С: Беларусь – европейская страна.
D: Минск – столица Беларуси.
Сформулируйте высказывания:
1.4. Определите тип теоремы:
1) Четырехугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда две его противоположные стороны параллельны и равны.
2) Если корни квадратного трехчлена , то .
3) Числа являются корнями квадратного трехчлена тогда и только тогда, когда
4) Если окружность вписана в четырехугольник, то суммы противоположных сторон равны.
5) Для того, чтобы окружность была вписана в четырехугольник, необходимо и достаточно, чтобы суммы противоположных сторон были равны.
1.5. Для теоремы «Если треугольник прямоугольный, то сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы» сформулируйте:
1) обратную;
2) противоположную;
|
3) противоположную к обратной;
4) необходимые и достаточные условия.
Определите значение И или Л сформулированных утверждений.
1.6. Докажите справедливость равенств для всех n Î N:
1) ;
2) ;
3) .
II уровень
Введите обозначения буквами всех простых высказываний, приведенных в примере 1.2. Запишите символически сложные высказывания с помощью операций над высказываниями. Определите их значение (И или Л).
Установите, равны ли по значению пары высказываний:
1) ; 2) ; 3) .
Приведите пример конкретных математических высказываний A, B, C, которые соответствовали бы содержательно высказываниям:
1) ; 2) .
Докажите, что сумма первых n чисел натурального ряда равна .
Докажите, что для всех n, n Î N верно равенство:
1) ;
2) ;
3) .
Докажите неравенство:
1) , если n Î N;
2) , если n Î N, n ³ 5.
III уровень
3.1. Докажите, что высказывания равны при всех возможных значениях высказываний A, B.
3.2. На вопрос, кто из трех студентов сдал экзамен на «отлично» был получен правдивый ответ: «когда сдал первый, то сдал и третий, но неправда, что если сдал второй, то сдал и третий». Определите, какой студент сдал экзамен на «отлично».
3.3. Выясните истинность высказывания:
1) , если В и С истины;
2) , если A, B – ложны, C – истинно.
3.4. Докажите, что при всех n Î N выполняется:
1) кратно 3;
2) кратно 7.
3) кратно 19;
4) кратно 37.
3.5. Докажите, что
1) кратно 8, если нечетное;
2) кратно 8, если четное.