Множества и операции над ними. Числовые множества. Некоторые обозначения




 

Множество – первичное неопределяемое понятие. Обозначают множества большими латинскими буквами A, B, C, X, …. Под множеством понимают совокупность (группу, набор и т.д.) элементов, которые характеризуются одинаковыми свойствами.

Множества изображают диаграммами (кругами) Эйлера-Венна (рис.1).

Рис. 1

Если элемент а принадлежит множеству А, то пишут a Î A; если элемент а не принадлежит множеству А, то пишут a Ï A.

Множество может задаваться с указанием его характеристического свойства. Например, если A состоит из элементов x, для которых выполняется свойство P(x), то пишут .

Если каждый элемент множества A есть элемент множества B, то множество A называется подмножеством множества B (или говорят, что A включено в B), пишут A Ì B (или B É A) (рис. 2). Два множества A, B называются равными (A = B), если они состоят из одних и тех же элементов: A = B тогда и только тогда, когда A Ì B и B Ì A. Множество, которое не имеет элементов, называется пустым и обозначается Æ.

К основным операциям над множествами относят пересечение, объединение, разность, дополнение.

Пересечением множеств A, B называется множество A Ç B, состоящее из всех тех элементов, которые принадлежат и множеству A и множеству B (рис. 3).

Объединением множеств A, B называется множество A È B, состоящее из всех тех элементов, которые принадлежат или множеству A, или множеству B (хотя бы одному из множеств A, B) (рис. 4).

Разностью множеств A \ B называется множество, состоящее из всех тех элементов, которые принадлежат множеству A и не принадлежат множеству B (рис. 5).

Дополнением множества A до конкретного (универсального) множества U называется множество , которое определяется равенством (рис. 6).

A Ì B A Ç B A È B

Рис. 2 Рис.3 Рис.4

 

Рис. 5 Рис. 6

Для произвольных множеств A, B, C справедливы свойства:

1) коммутативность объединения;

2) коммутативность пересечения;

3) ассоциативность объединения;

4) ассоциативность пересечения;

5) ,

дистрибутивность;

6) ;

7) ;

8) ;

9) .

 

Пусть – количество элементов множеств А и В соответственно, тогда справедлива формула

(8)

 

Рассматривают следующие числовые множества.

множество натуральных чисел.

множество целых чисел.

Qмножество рациональных чисел: это множество всех обыкновенных дробей, т.е. чисел вида , где .

Множество Q определяется также, как множество всех бесконечных десятичных периодических дробей.

I – множество иррациональных чисел: это множество всех бесконечных десятичных непериодических дробей.

R – множество действительных чисел: .

Верны соотношения:

, , .

 

Произведение первых n натуральных чисел называется факториалом, для него введен специальный символ:

.

По определению принимают 0! = 1.

 

 

Для всякого определены следующие понятия:

целая часть (антье) числа x, определяется как целое число такое, что

;

дробная часть (мантисса), определяется равенством

;

знак числа (сигнум), определяется следующим образом:

Если некоторые действительные числа, то сумму этих величин обозначают с использованием знака суммы:

,

где kиндекс суммирования.

 

 

Свойства суммы:

1) – сумма не зависит от того, какой буквой обозначен индекс суммирования;

2) ;

3) ;

4) – свойство сдвига индекса суммирования.

 

Пример 1. Доказать равенство

(9)

Доказательство. Пусть . Согласно определению разности, получаем и . Поскольку выполняются оба эти условия, то это возможно только в случае . Получаем, что и , т.е. . Этим мы доказали, что

. (10)

Допустим, что . Тогда и , но это означает, что .

Два условия и , которые имеют место, означают, что , т.е.

. (11)

Равенство (9) доказано, поскольку установлена справедливость включений (10) и (11).

 

Пример 2. На первом курсе учатся 200 студентов. Из них своевременно сдали зачет по математике 175 человек, а по физике – 185 человек. Не сдали зачет ни по математике, ни по физике 10 человек. Сколько студентов сдали оба зачета?

Решение. Пусть A – множество всех студентов курса; B – множество студентов, которые сдали зачет по математике, C – по физике (рис.7).

Рис. 7

 

Согласно условию задачи, , , , и надо найти .

Находим, сколько человек сдали хотя бы один зачет:

.

Используем далее формулу (8), из которой выражаем

.

Получаем

.

Ответ: 170 человек.

Пример 3. Сократить дробь

.

Решение. Выделим общий множитель в числителе и в знаменателе. Очевидно, что

;

.

Поэтому

.

Пример 4. Вычислить сумму

.

Решение. Получим последовательно слагаемые, придавая :

Вычисляя, приходим к ответу

.

 

 

Задания

 

I уровень

1.1. Пусть , , . Найдите множество:

1) A È B; 2) A Ç B; 3) B È C; 4) B Ç C;

5) (A È B) Ç C; 6) A È (B Ç C); 7) A / (B Ç C).

 

1.2.Пусть А – множество натуральных делителей числа 15; В – множество простых чисел, меньших 10; С – множество четных чисел, меньших 9. Найдите множество:

1) A È B; 2) A Ç B; 3) B Ç C;

4) (A È C) Ç B; 5) A È (C Ç B); 6) A Ç B Ç C.

 

1.3. В группе учатся 28 студентов, каждый из которых умеет кататься на лыжах или коньках. При этом 20 человек умеют кататься на лыжах, 15 человек – на коньках. Определите, сколько студентов умеют кататься и на коньках, и на лыжах?

Ответ: 7.

 

1.4. Задано некоторое количество натуральных чисел, которые кратны или числу 2 или числу 3. Известно, что числу 2 кратны 10 чисел; числу 3 кратны 7 чисел; и числу 2 и числу 3 кратны 4 числа. Определите общее количество заданных чисел.

Ответ: 13.

 

1.5. Все 25 человек класса сходили в театр или кино. Известно, что 20 человек были в кино, 10 человек – и в театре, и в кино. Сколько человек было в театре?

Ответ: 15.

 

1.6. Вычислите:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

 

1.7. Сократите дробь:

1) ; 2) .

 

1.8. Определите целую и дробную части числа:

1) 1,02; 2) –1,2; 3) ;

4) ; 5) –5,2; 6) 3,25.

 

1.9. Вычислите:

1) ; 2) .

 

1.10. Запишите сумму, указав каждое слагаемое, и вычислите ее:

1) ; 2) ; 3) .

 

II уровень

 

2.1. Запишите, с помощью каких операций над множествами A, B, C получено заштрихованное множество на рис.8:

1) 2) 3)

4) 5) 6)

Рис. 8

2.2. Пусть – подмножества универсального множества U = R. Найдите множество:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

 

2.3. Заданы множества , . Найдите множество:

1) A È B; 2) A Ç B; 3) B / C;

4) A / B; 5) A Ç B Ç C; 6) A È B È C.

 

2.4. В школе 1400 учеников. Из них 1250 умеют кататься на лыжах, 952 – на коньках. Ни на лыжах, ни на коньках не умеют кататься 60 учащихся. Сколько учащихся умеют кататься и на лыжах, и на коньках?

Ответ: 862.

 

2.5. В группе из 100 туристов 70 человек знают английский, 45 французский и 23 человека знают оба языка. Сколько туристов в группе не знают ни английского, ни французского языка?

 

2.6. В штучном отделе магазина посетители обычно покупают любо один торт, либо одну коробку конфет, либо один торт и коробку конфет. В один из дней было продано 57 тортов и 36 коробок конфет. Сколько было покупателей, если 12 человек купили и торт, и коробку конфет?

Ответ: 81.

 

2.7. В первом туре олимпиады участвовали 100 студентов, из них 70 человек получили право участвовать во втором туре олимпиады по физике, 45 – по математике. Известно, что 23 человека могут участвовать во втором туре и по физике и по математике. Сколько студентов не допущено ко второму туру ни по физике ни по математике?

 

2.8. Сравните дроби:

1) и ;

2) и .

 

2.9. Сократите дробь и упростите полученное выражение:

1) ; 2) ;

3) ; 4) .

 

III уровень

 

3.1. Для универсального множества R рассматриваются подмножества , . Найдите множество:

1) ; 2) ; 3) .

 

3.2. Докажите включение:

1) ;

2) .

 

3.3. Докажите равенство:

1) ;

2) .

 

3.4. Среди абитуриентов, которые успешно выдержали вступительные экзамены в университет, отметку «отлично» получили: по математике – 48 человек; по физике – 37; по белорусскому языку – 42; по математике или физике – 75; по математике или белорусскому языку – 76; по физике или белорусскому языку – 66; по всем трем дисциплинам – 4. Выясните: 1) сколько абитуриентов получили хотя бы одну пятерку; 2) сколько человек получили только одну пятерку.

 

3.5. В школьной олимпиаде по математике участвовали 100 человек, по физике – 50, по информатике – 48. Когда учеников опросили, в скольких олимпиадах они участвовали, ответ «в двух» дали вдвое меньше человек, чем «в одной», а «в трех» - втрое меньше, чем «в одной». Сколько всего учеников участвовало в этих олимпиадах?

Ответ: 121.

 

3.6. В олимпиаде по математике принимало участие 40 учащихся, им было предложено решить одну задачу по алгебре, одну – по геометрии и одну – по тригонометрии. Результаты проверки работ представлены в таблице:

.

Решены задачи Количество решивших
по алгебре  
по геометрии  
по тригонометрии  
по алгебре и геометрии  
по алгебре и тригонометрии  
по геометрии и тригонометрии  

 

Известно также, что три человека не справились ни с одной задачей. Сколько учащихся решили все три задачи? Сколько решили ровно две задачи?

 

3.7. Из ста абитуриентов на первом экзамене получили отличные и хорошие оценки 80%, на втором экзамене – 72%, на третьем – 60%. Какое может быть наименьшее число абитуриентов, получивших отличные и хорошие оценки на всех трех экзаменах?

 

3.8. Выясните, при каком натуральном справедливо неравенство и докажите его методом математической индукции:

1) ; 2) ; 3) .



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: