Ведения, С ам одерж авия и Ро сии 44 глава




ЮДОЛЯ – несчастная судьба; нищета, болезни, унижения и т. д. След­ствие греховных деяний в предыдущ ем воплощении – викарма («ю» – ты, твоя, «доля» – судьба; т. е. сделавш ий себя несчастным).

ЮМОР – насмешливо- недоброжелательное отношение к чему- нибудь, переходящ ее в сатиру – злое высмеивание («ю» – ты, твоя, «мор» – смерть,


т. е. твоя смерть. О тсюда «юморист» – тот, кто морит, умертвляет; «са­тир» – демон, существо Тёмной Нави; «комедия» – деяние, вызывающее кому, т. е. предсмертное состояние). Именно поэтому юмористы, сатири­ки, комедианты – в основном, жиды.

Ю РОДИВЫЙ – блаженный, прозорливый, просветлённый человек, об­ладающий способностью прорицать (предсказывать, предвещать); облича­ющий несправедливость, говорящий правду в глаза «сильным мира сего» («ю» – ты, твой, «юр» – ур, свет, «род» – род, народ, «дивый» – дивный, божественный; т. е. человек, обладающий светом знания и делящийся им со своим народом).

Я – Ж ива, то есть истинное «Я» человека.

ЯВЬ – проявленный, видимый мир четырёх царств природы: минераль­ного, растительного, животного, человеческого.

ЯВЬЕ ТЕЛО – Плотское, явное тело человека.

ЯГЬЯ – обряд жертвопринош ения (отсюда – Баба Яга, т. е. выполняю-щ ая обряд).

ЯЗЫЧНИК – отступник от Веры (Ведения Ра – Изначального Света) и Ведической культуры Славяно- Ариев. В «Велесовой книге» (с.59, 61) говорится: «Мы...бы ли богам и хранимы от многих, назы ваемых язы -цам и»; «Мы враж довали с злы ми язы чниками».

ЯЙЦЕХОРЕ – оплодотворённая живатмой агга – частица праха; «семя дьявола» в каждом существе. Является источником саморазрушения и стра­даний. Яйцехоре, одухотворённое Ж ивой, преобразуется в Светье тело Живы. При этом Ж ива становится П араматмой. Если этого не происхо­дит, то яйцехоре преобразуется в каррох – демоническую материальность, т. е. таким образом увеличивает прах («яйце» – яйцо, сфера, «хоре» – центр, основа).

ЯН – сила (энергия) мужской сути Всевышнего: расширения, эволю­ции, созидания, света, огня, солнечного влияния и т. д. Способствует уве­личению Изначального Света.

ЯСНОВИДЕНИЕ – способность созерцать и прозревать миры Прави, Сла-ви и Нави, запечатлённое в Н ебесной Скрижали (Акаше Хронике) про­шлое и будущее.

ЯСНОСЛЫШАНИЕ – способность слышать звуки миров Прави,

 

Слави и Нави, а также – голоса существ этих миров.


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

АГАФИОС СХОЛАСТИК (Агафий М иринейский, 536-582) – византийс­кий учёный, адвокат, поэт. Описал походы против Готов, Вандалов, Ф ран-ков и Персов. Его труд – единственный источник сведений о событиях тех времён (552-558).

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ (после 1081) – северогерманский летописец. Сочинение «Деяния епископов Гамбургской церкви» – ценный источ­ник по славяно- германским отношениям. Описал храм Радегаста в древнеславянском городе Ретра.

АНЖУ Петр Ф едорович (1796 – 1869) – исследователь Арктики, адми­рал Русского флота. Описал северное побережье Сибири, сев.-вост. берег Каспийского и берега Аральского морей. Составил карту Новосибирских островов.

АНКЕТИЛЬ ДЮ ПЕРРОН (1731-1805) – французский востоковед. Изу­чал в Индии Зенд-Авесту и учение Зороастра. Привёз 180 восточных руко­писей. Осн. труды и переводы: «Зенд-Авеста», «Упаниш ады» и др.

АРИСТИЙ (Аристей, VII в. до н.э.) – древнегреческий писатель, поэт из Проконнеса. Написал повествовательную поэму об одноглазых Скифах-Аримаспах. Сохранились отрывки, содержащие ценные сведения о жизни северопричерноморских народов.

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384-322 до н.э.) – древнегреческий мысли­тель и учёный- энциклопедист. Ученик Платона, воспитатель Александра М акедонского. Его трактаты и сочинения охватывают почти все доступные для своего времени науки.

АРРИАН ФЛАВИЙ (между 95-175) – древнегреческий писатель, офицер. Автор дошедших до нас сочинений «Анабасис Александра» (походы Алек­сандра М акедонского, в 7-ми кн.) и «Индия» (научный труд). О ба произведе­ния – важный источник сведений времён Александра М акедонского.

АРЦИХОВСКИЙ Артемий Владимирович (1902-1978) – советский ар­хеолог. Член- коррепондент АН СССР, профессор и зав. кафедрой М осков-ского университета. Крупный знаток древнерусской археологии. Более 30 лет руководил раскопками в Новгороде, где были открыты берестяные гра­моты. Осн. труды посвящены новгородским и московским древностям: «Курганы вятичей» (1930), «Основы археологии» (1955), «Новгородские гра­моты на бересте» (1953-63) и др. Впервые в СССР ввёл университетское преподавание общего курса археологии.

АСОВ (Барашков) Александр Игоревич – закончил отделение геофизи­ки и аспирантуру М осковского университета. Член редколлегии журнала


«Наука и религия». Осн. труды: «Русские веды» (1992), «Велесова книга» (1994), «Звёздная книга Коляды» (1996), «Мифы и легенды древних славян» (1998).

АТТАР ФАРИД-АД-ДИН (ок. 1119) – персидский и таджикский поэт-суфий. Поэмы «Беседа птиц» (ок. 1175), «Мухтар- наме», «Книга назида­ния», «Книга восхождения»; лирические стихи; сборник «Жизнеописание ш ейхов».

АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826-1871) – знаменитый издатель русских народных сказок, исследователь русской народной культуры. О сн. труды: «Народные русские сказки» (1865), «Поэтические воззрения Славян на природу» в 3-х тт. (1868).

БОДЯНСКИЙ Осип М аксимович (1808-1877) – русский языковед. Один из основателей славяноведения в России. Профессор М осковского универ­ситета. Осн. труды: «О мнениях касательно происхождения Руси» (1835), «О народной поэзии славянских племён» (один из первых трудов, посве-щённых изучению славянской народной поэзии, 1837), «О времени про­исхождения славянских племён» (1855). П еревел книгу Ш афарика «Сла­вянские древности» и труды польских славистов. Издал ряд письменных памятников славянского наследия.

БОРИЧЕВСКИЙ Иван Петрович (1810-1870) – исследователь культуры Русского народа. Ныне незаслуженно забыт. Издал сборник «Повести и предания народов славянского племени» (1840).

БРАФМАН Яков А лександрович (1825-1879) – еврейский писатель. В 1858 г. передал записку по еврейскому вопросу Александру II. В 1869 году напечатал статью «Взгляд еврея, принявшего православие, на реформу быта еврейского народа в России», где доказывал вред еврейского самоуправле­ния. В 1869 г. издал книгу «Еврейское братство» и затем «Книгу Кагала».

БРЮСОВ Александр Яковлевич (1885-1966) – русский археолог, доктор исторических наук. Занимался археологией эпохи неолита и бронзы. О сн. труд: «История древней Карелии».

ВАВИЛОВ Николай Иванович (1887-1943) – биолог, генетик. Академик АН СССР. Основоположник учений о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. В годы Великой Отечествен­ной войны сохранил семенной запас лучших сортов злаков. Репрессиро­ван, восстановлен в правах посмертно.

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич (1800-1870) – русский писатель. Член-корреспондент П етербургской АН. Занимался вопросами археологии и древнерусского наследия. Был директором Оружейной палаты. Осн. труды: «Индо- Германе, или Сайване» (1856), «Атилла и Русь IV-V вв. » (1858), «Пер­вобытное верование и буддизм» (1864), роман- путеш ествие «Странник» (1831-32), романы «Кощей Бессмертный» (1833) и «Былина старого време­ни» (1833).


ВЕНЕЛИН (наст. фамилия – Хуца) Ю рий Иванович (1802-1839) – рус­ский языковед и исследователь- славист. Осн. труды: «Древние и нынешние бомаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к Россиянам» в 2-х тт. (1829-41), «Влахо- болгарские или дако-славянские исследования об истории Болгар» (1849).

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (Нарендранатх Датта, 1863-1902) – индийский мыслитель- гуманист, религиозный преобразователь и общественный дея­тель. Последователь Рамакришны. В 1893 г. выступал на Всемирном конг­рессе религий, затем совершил поездки с лекциями по Америке (1894). Позднее эти выступления были изданы: «Карма- йога», «Бхакти- йога», «Раджа-йога», «Джняна- йога». В 1897 г., после возвращения в Индию, со­здал М иссию Рамакришны. Осн. труды: «Разум и религия», «Дух и влия­ние Веданты», «Мой учитель».

ГАККЕЛЬ Яков Яковлевич (1901-1965) – советский океанограф, поляр­ник, доктор географич. наук, профессор, руководитель Отдела географии Арктич. и Антарктич. НИИ. Принимал участие в различных географичес­ких путешествиях. Один из крупнейших знатоков Арктики и очертаний дна Ледовитого океана. Открыл хребет Ломоносова, составил первую батимет­рическую карту Арктического бассейна.

ГЕЛЛАНИК (V в. до н.э.) – греческий писатель из М итилены. Пытался упорядочить собрание и описание греческих мифов и сказаний по родос­ловным, летописным и этнографическим изысканиям.

ГЕЛЬМОЛЬД (ок. 1125 – после 1177) – немецкий миссионер. Описал захват германскими феодалами земель Славян и их христианизацию в «Сла­вянской хронике». Э то один из важнейших источников по наследию По-лабских Славян. Описал древнеславянский город Винету.

ГЕОРГИЙ АРМАТОЛ – Грешник (сер. IX в.) – византийский монах. А втор Хроники в 4-х кн., в которой изложил события от «сотворения мира» до 842 г. Она была переведена в X-XI вв. на славянский язы к и использова­на русскими летописцами в качестве источника по мировым событиям.

ГЕРОДОТ (ок. 484-425 до н.э.) – древнегреческий исследователь, про­званный иудохристианами «отцом истории». Стремился к достоверному изложению событий, много путешествовал. Автор «Истории» в 9-ти кн., посвящённой описанию греко- персидской войны (500-449 до н.э.). В 4-й книге – первое в древней литературе упорядоченное описание жизни и быта Скифов.

ГЕСИОД (VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт. Его сочинения: «Теогония» («Происхождение богов» – попытка упорядочить мифологи­ческие представления Греков), «Труды и дни» (земледельческая поэма – источник сведений о календаре и технике сельского хозяйства в Древней Греции), «Щит Геракла», «Эойя» (сведения о женщинах- прародительницах знатных родов).


ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович (1831-1872) – русский славяно­вед, фольклорист. Председатель Отделения этнографии императорского гео­графического общества, член- корреспондент П етербургской АН. Крупней­ший собиратель былин в Онежской губернии (записал 318 текстов с боль­шой точностью). Осн. труды: «О сродстве языков славянского с санскритс­ким» (1853), «Об отношениях языков славянских к языкам родственным» (1853), «История Прибалтийских Славян» (1855).

ГИППОКРАТ (ок. 460 – 377 до н.э.) – выдающийся врач Древней Гре­ции, основоположник античного врачевания. Его труды объединены в «Гип­пократов сборник».

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Н азианзин (ок. 329-390) – арианин, деятель восточно- римской церкви, патриарх Константинополя. Один из «отцов церкви».

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ (538-594) – франкский писатель из галло- римской знати. С 573 года епископ г. Тура. Составитель «Истории франков» (до 591) – важнейшего источника сведений о политической жизни Франкского госу­дарства V-VI вв.

ГРИГОРЬЕВ Александр Дмитриевич (1874-1940) – русский исследова­тель народной культуры, собиратель древнерусских писаний. Записал бо­лее 400 былин, народных песен, духовных стихов на побережье Белого моря – «Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899-1901 гг. » (1904). Исследование «Повесть об Акире Премудром» (1913) охва­тывает временной отрезок в 2 тысячи лет. С 1922 г. был вынужден жить в Польше и Чехословакии.

ГРИНЕВИЧ Геннадий Станиславович – русский языковед- исследователь. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физи­ческого Общества. Занимался упорядочиванием и расшифровкой руни­ческих знаков и надписей Западных Славян, о. Крита, Этрусков, Древней Индии. Составил свод знаков славянской руницы. Осн. труды: «Праславян-ская письменность. Результаты дешифровки», т. 1 (1993), «Праславянская письменность. Результаты дешифровки», т. 2 (1999), «В начале было слово» (1997).

ГУМИЛЁВ Л ев Николаевич (1912-1989) – русский историк, географ, эт­нолог. Главная тема его исследований – история этногенеза. Осн. труды: «Древняя Русь и великая степь» (1992), «Древние тюрки» (1993), «Этноге­нез и биосфера Земли» (1993), «Этносфера. И стория людей и история при­роды» (1993).

ГУСЕВА Наталья Романовна – крупнейший знаток культуры Ин­дии. Доктор исторических наук, лауреат международной премии имени Дж. Неру, член СП СССР. А втор более 150 трудов, среди которых: «Ин­дуизм» (1977), «Художественные ремёсла Индии» (1987), «Раджастхан-цы» (1988), «Русские сквозь тысячелетия» (1998).


ДАЛЬ Владимир Иванович (1801-1872) – русский писатель, исследова­тель культуры Русского народа. Член- корреспондент Петербургской АН. За труд «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х тт. (1863-66) удостоен звания почётного академика. Другие книги: «Повести. Расска­зы. Очерки. Сказки» (1861), «Пословицы русского народа» (1861-62).

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (ок. 90-21 до н.э.) – древнегреческий учёный времён эллинизма. Сочинение «Историческая библиотека» в 40 тт., вклю­чает наследие Египта, Ассирии, Индии, М идии, островов Зап. и Вост. Сре­диземноморья. До наш их дней сохранилось 15 томов (события с древней-ш их времён до сер. I в. до н.э.), остальные – в отрывках.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (V или нач. VI в.) – христианский мысли­тель, первый епископ Афин, член Ареопага. Ему приписываю т появивши­еся в V в. в Сирии трактаты и послания с проповедью мистицизма, в кото­рых была попытка соединить христианство с неоплатонизмом Плотина, Прокла, Ямвлиха. Впервые в подлинности авторства усомнился итальян­ский гуманист сер. XV в. Лоренцо Валла. По мнению Ш. Нуцубидзе («Тайна Дионисия А реопагита», 1942) и Э. Хонигмана («Пётр Ивер и сочинения псевдо-Дионисия Ареопагита, 1952»), автором книг, приписываемых Д.А., является Петре Ивер (412-488) – грузинский мыслитель, деятельность кото­рого проходила главным образом в городе Газа в Палестине.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ (2-я пол. I века до н.э.) – древнегре­ческий оратор. Автор «Римских древностей» в 20-ти кн. (жизнь Рима с мифических времён до 264 до н.э.), где сохранены для потомков ранние римские сказания. Написал ряд сочинений по красноречию.

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Памфил (ок. 260-339) – римский церковный учёный и писатель, приверженец Оригена. Епископ Кесарии (Палестина). Труды: «Церковная история» (краткий обзор всемирной жизни, Римской империи и христианства до 324 г.), «Житие императора Константина».

ЕМЕЛЬЯНОВ Валерий Николаевич (1928-1999) – русский писатель, об­щ ественный и политический деятель, кандидат экономических наук. Осно­ватель ВАСАМФ «Память». Одним из первых выступил против Солжени­цына А. в 1971 г., обвиняя того в сионизме и русофобии. Его труды: «Де-сионизация», «Кто стоит за Джимми Картером» и др.

ЗУБОВ Николай Николаевич (1885-1960) – советский океанолог, исследо­ватель Арктики, доктор географич. наук. Окончил морской корпус и М орс-кую академию (1910), участник Ц усимского сражения. Инженер- контрадми­рал. Создатель и руководитель кафедры океанологии в Моск. гидрометеоро­логическом институте, руководитель нескольких научных походов. Выдвинул и разработал способ ледовых прогнозов в арктических морях. Осн. труды: «Льды Арктики» (1945), «Избранные труды по океанологии» (1955).

ИБН АЛЬ-ФАРИД А бу Хафс Омар ибн Али ас- Сади (1182-1235) – Егип­тянин. Крупнейший арабский поэт-мистик. Наиболее известны произведе­ния: «Винная песня» и «Больш ая таийя».


ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович (р. 1929) – российский языковед, фи­лолог, переводчик. Доктор филологических наук. Исследования по индоев­ропейскому, славянскому, общему языкознанию, по народной культуре Славян. Крупнейшее исследование (совместно с Т. В. Гамкрелидзе) – «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко- ти­пологический анализ праязыка и протокультуры» в 2-х тт. (1984). Осн. тру­ды: Иванов В.В., Топоров В. Н. «Славянские языковые моделирующие се­миотические систем ы (древний период) » (1965), «Мифологические геогра­фические названия как источник для реконструкции этногенеза и этничес­кой истории славян и восточных романцев» (1976), ст. «Славянская мифо­логия» в энциклопедии «Мифы народов мира» (1988).

ИЕРОНИМ Блаженный (340-420) – богослов. Перевёл Библию с гречес­кого на латинский язык, за это был причислен к лику святых.

ИННОКЕНТИЙ IV (1195-1254) – римский папа. Боролся за верховенство над светской властью. Идейно возглавил наступление католицизма и не­мецких феодалов на П рибалтику («Дранг нах Остен»). Поддерживал Тев­тонский орден в походах в Вост. Европу. Пытался толкнуть Александра Невского на поход против Злотой Орды в 1252 г., когда Киевская Русь была ослаблена. Одновременно посылал представительство в Орду для сотруд­ничества против Киевской Руси.

ИОАНН БОГОСЛОВ (I в.) – один из 12 апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Ему приписываю тся составление Евангелия от Иоанна, Апокалипсиса и трёх посланий (в действительности являющихся сочинени­ями различных авторов).

ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Хризостом (ок. 350-407) – византийский церков­ный деятель, константинопольский патриарх. Видный представитель вост. -христ. церкви. Прозвище Златоуст получил за своё красноречие. Состави­тель многих проповедей, псалмов, пояснений к Библии. Ошибочно счита­ют его автором литургий. Его труды интересны в культурно- историческом смысле. Причислен к лику святых.

ИОАНН КРОНШ ТАДТСКИЙ (Сергиев Иван Ильич, 1829-1908) – прото-ирей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Имел при жизни сла­ву «народного святого». Канонизирован Русской православной церковью.

ИОАНН МАЛАЛА – Ритор (491-578) – сириец, византийский хронист. Автор Хроники в 18-ти тт. (всемирная летопись от Египтян до 563), которая была известна русским летописцам и входила в Ипатьевскую летопись 1114 г. Содержит интересный м атериал о жизни Византии VI века.

ИОРДАН (VI в.) – Алан или Гот из знатного рода в М езии. Имел духов­ный сан и выступал посредником между Готами и Византией. Главное сочинение – «О происхождении и деяниях Готов» («Гетика») доведено до 551 г. Дополнил преданиями германских племён. Источник о жизни Готов времён их переселения и основания государств Вестготов и Остготов, со-


держащий важные сведения по наследию Славяно-Ариев, доказывающие их родовую связь с Венедами. Отмечает важную роль Славян в жизни Византии.

КАРАМЗИН Николай М ихайлович (1766-1826) – русский писатель. По­чётный член Петербургской АН. Много сделал для становления русского книжного языка. С 1803 г. занимался российским наследием, получил от царя звание правительственного историографа. В 1811 году подал Александру I «Записки о древней и новой России». С 1816 г. начали выходить первые тома «Истории государства российского», 12-й том вышел в 1821 году.

КИННАМ (ок. 1143 – неизв.) – византийский секретарь императора М а-нуила I Комнина. Сохранился в отрывках его труд о Византии (1118 – 1176).

КИРЕЕВСКИЙ Пётр В асильевич (1808-1856) – русский собиратель фоль­клора, археограф, издатель. Привлёк к этому многих видных деятелей (А.С. Пушкина, В.И. Даля, Н.М. Языкова и др.). В 1838 г. были подготовлены к печати 800 свадебных песен, но не изданы. В 1848 г. изданы 55 духовных стихов под названием «Русские народные лирические и духовные пес­ни». Народные песни и былины из его собрания напечатаны только пос­ле смерти и включают несколько тысяч текстов («Песни, собранные Ки­реевским», 1860).

КИРШ А ДАНИЛОВ (Кирилл Данилович, XVIII в.) – составитель и ис­полнитель первого сборника русских былин, духовных и душевных песен, стихов, записанных после 1742 г. Сборник представляет большую научную ценность. Его составитель, по- видимому, уральский казак, выполнил этот труд для заводчика П. А. Демидова. Письмо Демидова к Г.Ф. М иллеру сви­детельствует, что былины записаны в приуральских западно- сибирских зем­лях. 26 текстов сборника впервые напечатал А.Ф. Якубович в книге «Древ­ние русские стихотворения» (1804). Наиболее полное и научное издание (71 текст с нотами) – «Сборник Кирш и Данилова» (1901).

КЛАССЕН Егор И ванович (1795-1862) – русский учёный-энциклопедист, доктор философии. Статский советник, секретарь М осковской Коммерчес­кой А кадемии, где преподавал с 1825 по 1847 год математику, механику, технологию и каллиграфию. Автор книг, учебных пособий. Написал ряд трудов по естественным и гуманитарным наукам: «Физика в приложении к зодчеству» (1835), «Руководство к устройству артезианских или водомёт­ных колодцев», «Речь об основании истинного просвещения и о ходе оно­го в России». Наиболее известный труд – «Новые материалы для древней-ш ей истории Славян вообще и Славяно- Русов до рюриковского времени в особенности» (1854).

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Тит Флавий, ок. 150 – ок. 215) – хри­стианский богослов и писатель. Большой знаток греческой философии, в своих трактатах приводит более 360 древних авторов. Осн. труды: «Увеще­вание к эллинам», «Педагог», «Строматы».


КЛЮ ЧЕВСКИЙ В асилий Осипович (1841-1911) – крупнейш ий предста­витель русской историографии, профессор М осковского университета. За­нимался вопросами хозяйственного и общественного развития Древней Руси. И здал: «Курс русской истории» в 5-ти тт. (1908), «Сказания иностран­цев о М осковском государстве» (1866-67), «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), труды по историографии с привлече­нием большого архивного материала.

КОМНИН АННА (1083 – ок. 1148) – дочь императора Алексея I Комнина. Автор сочинения «Алексиада» (события царствования Алексея I) – цен­ный источник к. XI – н. XII вв. по наследию Византии и первого крестово­го похода.

КОНСТАНТИН VII, Багрянородный (905-959) – византийский импера­тор с 913 г. (в действительности – с 945 г.). Долгие годы вынужденного бездействия провёл в занятиях наукой и книгами, собрал вокруг себя учё­ных. Был зачинщ иком и организатором изданий сборников- энциклопедий. Автор исследований: «О фемах», «Об управлении империей» и др., став­ших ценными источниками по русско- византийским отнош ениям X в. В них есть сведения о «варварских» народах, обитавших на окраинах импе­рии и советы дипломатического характера.

КОНФУЦИЙ (Кун- цзы, ок. 551-479 до н.э.) – древнекитайский мысли­тель. Основные взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и сужде­ния»), составленной его учениками в VI в. до н. э.

КОССОВИЧ К аетан (Гаэтан) Андреевич (1815-1883) – русский востоко­вед, санскритолог. Впервые перевёл на русский язык и издал «Махабхара-ту». В 1854 г. начал издавать оставшийся незавершённым «Санскритско-русский словарь». С 1858 г. читал лекции по санскритскому языку и лите­ратуре, преподавал древнеперсидский и авестийский языки в Петербургс­ком университете. Осуществил издание свода древнеперсидских клинооб­разных надписей и перевод «Еврейской грамматики» В. Генезиуса.

ЛАРИЧЕВ Виталий Епифанович – русский археолог, доктор ист. наук. А втор книг: «Прозрение» (1990), «Поиски предков Адама», «Сад Эде­ма» и др.

ЛЕВ ДИАКОН, Колайский (X в.) – византийский летописец из придвор­ных кругов. Сочинение «История» в 10-ти кн., посвящено событиям 959-976 гг. – важный источник по наследию Древней Руси (описание походов князя Светослава на Балканы).

ЛЕВОЧКИН И.В. – доктор исторических наук, палеограф. Зав. сектором славяно- русских рукописных книг Отдела Рукописей РГБ, председатель М осковского отделения Русского исторического общества. Рецензировал издание «Велесовой книги» в 1994 г.

ЛИВИЙ ТИТ (59 до н. э. – 17 н.э.) – римский учёный. А втор компиля­тивного труда «Римская история от основания города» в 142-х кн. (с


прибытия Энея в IX в. до н.э.). Важное свидетельство по изучению жизни раннего Рима. Превозносил культ предков.

ЛИКУРГ (IX-VIII в. до н.э.) – спартанский правитель и законодатель. Ему приписывают заимствование законов с о. Крит по велению Дельфий­ского Оракула и нахождение песен Гомера в Кеми.

ЛОМБРОЗО Чезаре (1835-1909) – итальянский психиатр, криминалист. Родоначальник антропологического направления в криминологии и праве. Выдвинул идею о сущ ествовании особого типа человека, предрасположен­ного к совершению преступлений в силу определённых биологических признаков. Наиболее известное исследование: «Гениальность и помеша­тельство».

ЛОМОНОСОВ М ихаил Васильевич (1711-1765) – выдающийся русский учёный- энциклопедист, поборник отечественного просвещения. Академик Петербургской АН, зачинатель создания М осковского университета. И с-следования в области физики, химии, астрономии, землеведения, литерату­ры. В 1749 г., когда на открытом собрании Академии обсуждался доклад М иллера Г.Ф. «Происхождение народа и имени российского», резко выс­тупил против норманской теории. В 1751 г. начал писать труд по наследию России, но закончил только 1-ю часть («Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года», 1766). Осн. труды: «Российская грамматика» (1757), «Краткой Российской летописец с родословием» (1759).

ЛУКАШ ЕВИЧ Платон Акимович (1809-1887) – русский языковед. А втор исследований: «Чаромятие, или священный язык магов, волхвов и жре­цов» (1854), «Примеры всесвятского славянского чаромятия астрономи­ческих выкладок» (1854), «Объяснение ассирийских имён» (1868), «Мни­мый индо- германский мир или истинное начало образования языков» (1873).

ЛУРЬЕ Соломон Яковлевич (1891-1964) – еврейский историк, автор ра­бот по древнегреческой литературе, языкознанию, фольклору, истории, фи­лософии. Основные труды: «Антисемитизм в древнем мире» (1922), «Ис­тория античной общ ественной мысли» (1929), «История Греции» (1940), «Очерк по истории античной науки» (1947).

МАВРИКИЙ, Стратиг (к. VI – нач. VII вв.) – византийский писатель, живший во времена императора М аврикия. Составитель трактата «Страте-гикон» о военном искусстве. Особое внимание в нём обращается на опи­сание способов ведения войны со Славянами – наиболее сильными и опас­ными противниками Византийской империи в VI-VII вв. Значительный ин­терес представляю т сведения о военном устройстве, способах ведения боя, быте, нравах и обычаях Славян. Советуя разорять славянские поселения и истреблять жителей, автор предостерегает императора от возможных воен­ных хитростей и ловушек противника.


МАКАРИЙ (1482-1563) – московский митрополит и всея Руси, церков­ный и политический деятель, писатель. Составил Минеи- четьи, Нико­новскую летопись, «Степенную книгу». Под его влиянием ИванI V в 1547 г. принял царский титул. Предпринял канонизацию пантеона русских свя­тых с целью замены древних славянских культов.

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (1804-1873) – украинский и рус­ский учёный, исследователь народной культуры, ботаник, зоолог. Профес­сор Московского и Киевского университетов. Изучал русское наследие и языкознание. И сследования: «Откуда идёт Русская земля по сказанию Не-сторовой повести» (1837), «О происхождении Вармо- Руссов» (1841), «Ис­тория древней русской словесности», «В каком веке жил Илья М уромец» в 3-х тт.; издал «Малоросские песни» (1827) и сборник украинских песен (1849). Перевёл «Слово о полку Игореве» на украинский язык и посвятил ему ряд статей.

МАНЕФОН (Манетон) (к. IV – нач. III вв. до н.э.) – древнеегипетский верховный жрец в г. Гелиополе. Написал на греческом языке «Историю Египта» (от мифических времён по 343 г. до н.э.) в 3-х тт., используя свиде­тельства египетских архивов. Впервые разделил наследие Др. Египта на временные отрезки (Древний, Средний, Новый). Это произведение, содер­жащее ценные летописные данные, нам известно через иудейского исто­рика Иосифа Ф лавия, римского исследователя Евсевия и др.

МАРКОВ Алексей Владимирович (1877-1917) – русский фольклорист. Окончил историко- филологический факультет Московского университета. Приобрели известность собранные им «Беломорские былины» (1901). Ис­следования: «К вопросу о методе исследования былин» (1907), «Поэзия Великого Новгорода и её остатки в Северной России» (1909), «Обзор тру­дов В.Ф. Миллера по народной словесности» (1916).

МЕРКАТОР (латинизированная фамилия Кремера) Герхард (1512-1594) – выдающийся фламандский картограф. Опираясь на древние знания, предло­жил новый способ составления карт. Вычислил координаты магнитного по­люса Земли. С нач. XVII в. по настоящее время почти все навигационные морские карты составляются в проекции М еркатора. Итог деятельности – сборник карт европейских стран, изданный после его смерти («Атлас», 1595).

МИЛЛЕР В севолод Ф едорович (1848-1913) – русский фольклорист, язы -ковед, этнограф, археолог. Академик Петербургской АН. Изучая былины, разработал основы научного подхода в фольклористике. Исследования: «Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой» (1867), «Осетинские этюды» (1881-1887), «Экскурсы в область русского народного эпоса» (1892), «Былины новой и недавней записи» (1908).

МИЛЛЕР Герард Ф ридрих (1705-1783) – немец, русский историк и ар­хеограф. В России с 1725 г. Член Петербургской АН. Сторонник «нор-манской теории». Проводник идеи искажения наследия России. В течение 10 лет (1733-43) исследовал архивы населённых центров Зап. и Вост. Сиби-


ри и Приуралья, где собрал письменные свидетельства прошлого (т.н. «пор­тфели М иллера»). О сн. труд: «История Сибири».

МИРОЛЮ БОВ (Лядский) Ю рий П етрович (1892-1970) – украинский пи­сатель, обнародовавший текст Велесовой книги. В 1920 г. был вынужден покинуть Россию. Ж ил в П раге, Бельгии, СШ А. О сн. труды: «Риг-Веда» и язычество» (1981), «Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов» (1982), «Русская мифология. Очерки и м атериалы» (1983), «Славяно- рус­ский фольклор» (1984).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: