Концепции развития личности – это конкретные способы понимания и объяснения развития личности человека. Сегодня существуют различные альтернативные концепции развития, которые описывают личность индивида как объединяющее единое целое и объясняют различия между субъектами.
Понятие личностного развития намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.
Основные концепции развития личности
Постепенное становление личности субъекта – это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под понятием развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.
Люди всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И по сей день, эта проблема не менее актуальна.
В психологии издавна существовали два направления теорий о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.
Первая концепция показывает развитие личности вследствие прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Эта теория игнорирует собственную активность прогрессирующего индивида. В этой концепции человеку отводят пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Если следовать этой концепции, то остается необъяснимым тот факт, что в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные индивиды.
|
Вторая теория исходит из личностного развития, обуславливаемого, главным образом, наследственными факторами. Именно поэтому процесс личностного развития носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Основываясь на этой теории, предполагали, что человек с рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. Например, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие – к успешной административной деятельности. Согласно этой теории изначально в индивиде заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.
Биологизаторская концепция развития личности отображается в теории Фрейда. Он полагал, что личностное развитие, главным образом, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается конкретными желаниями. Психически здоровая личность формируется только при условии удовлетворения таких желаний. В случаях неудовлетворения желания личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям.
|
Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности.
Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности.
Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.
Однако и по сей день существует множество различных взглядов на развитие личности.
Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций.
Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Данная теория настаивает на том, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.
Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии.
|
Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.
Современные концепции развития личности
Сегодня так и осталась самой загадочной проблема познания природы самого человека. Историю возникновения различных теорий личностного развития следует условно разделить на этапы: этап формирования психоанализа (Фрейд, Адлер, Юнг), этап гуманистического объяснения психоанализа в контексте частичного его одоления – гуманистическая концепция развития личности (Эриксон, Маслоу, Роджерс, Фромм), этап теории личности (А. Менегетти) – современная психология.
Остановимся подробнее на последнем этапе – концепции личности Менегетти. Автор данной концепции говорит о том, что наука психология познает индивида на всех уровнях, при этом изучая и скрытые аспекты бытия субъекта. Базисом его концепции является понятие семантики.
Манагетти полагал, что посредством семантического поля проявляется человеческая природа. Из этих же предпосылок исходила и с структуралисткая школа философии. Семантическое поле – это такое пространство, в котором индивид взаимодействует с различными объектами среды, которая его окружает. В таком процессе задействованы следующие составляющие личности: «Я» — сознательное и зона комплексов, пролегающая в подсознании. Только 30% взаимоотношений между субъектами проходят осознанно, остальные 70% проходят на уровне подсознания. Автор раскритиковал моральные принципы в их национальных и личностных проявлениях. Так как он считал, что моральность не обеспечивает истинности и точности актуализации личности индивидов, а скорее наоборот, принуждает «Я» вывести на чистую воду свои комплексы в качестве защитных механизмов и латентные компоненты «Я», часто выдающие себя за «Я». Менегетти представлял индивида как Ин-се (т.е. внутренняя сущность субъекта) с неизменной величиной Н.
Он предполагал, что бытие в конкретном теле проявляется в условиях конкретной семьи, обрастая рядом разнообразных признаков, сохраняя себя как субъекта с неизменной величиной Н.
Данная величина представлена интеллектом, т.е. структурой жизнедеятельности, эмоциональным полем, результатом осознанного восприятия. Он воспринимал человека, как следствие такой разумной деятельности. Также в величину Н входит и гуманистический личностный потенциал. К ниму относятся: возникновение творческих импульсов, позитивные и негативные конфигурации личностного развития. При этом позитивные конфигурации развивают личность индивида, а негативные, наоборот, блокируют развитие. Именно это он и считал единственным признаком моральности с точки зрения психологической науки. «Я» — это сознательная часть структуры Ин-се, а все остальное относится к бессознательному, которое оказывает более фундаментальное влияние на жизнь индивида. Именно в области гуманистического потенциала и зарождаются комплексы.
Комплексы формируются в результате характера любви, которую получает индивид с рождения. Они формируются на протяжении первых лет жизни и обуславливаются любовью родителей, которые всегда отягощены собственным бессознательным потенциалом, что непосредственно воздействует на ребенка. Психическое строение комплексов остается с индивидом, не развиваясь на протяжении всей жизни. Однако, все равно при этом являясь неотделимой частью личности.
Комплекс воздействует на личность на протяжении жизни, искажая абсолютно все ее проявления, т.е. действуя как «лже-Я». Следовательно, получается, что «Я» не хватает энергии, так как она уходит на его «лже-Я». При этом истинное «Я» совсем не может контролировать проявление комплексов, однако любой комплекс управляет действиями «Я». Поэтому основная задача психологии лежит в том, чтобы помочь личности постигнуть всю ее структуру, которая может залегать глубоко в подсознании.
Так как по мере того как «Я» растет и взрослеет, ему все больше нужна энергия, которую «Я» забирает у комплексов. Целью развития личности, Менегетти считал стремление к целостности Ин-се. Он утверждал, что изначально познание образуется на телесном уровне. Это происходит потому, что и животное, и человек обретают информацию из окружающих условий, только человек еще и обладает разумом. В идеале возможности «Я» должны развиться до полной их реализации. Рождение и актуализация «Я» должны длиться непрерывно. Это объясняет онтопсихология концепцией иммагогии. Дословно данный термин обозначает действие внутри меня (во мне). Корни данного понятия лежат в медитациях, йоге и гипнозе. Иммагогия означает проникновение в бессознательное, в так называемый осознанный сон. Именно с ее помощью и можно достигнуть полного осознания «Я».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что концепция развития личности выдвинутая Менегетти заключает в себе «Я» в качестве центра сознания. «Я» — это всего лишь верхняя часть айсберга под названием бессознательное, которое содержит в себе равномощные элементы «Я» — комплексы. Такие комплексы образуются как следствие отрицательного взаимодействия «Я» с окружающими условиями и миром в целом. Источником личности он считал Ин-се, содержащую в себе матрицу осуществления человеческого бытия. А комплексы выражаются в заслоне информации, идущей от Ин-се к «Я». «Я» имеет двойственную структуру: «Я» логическое (т.е. это логический аспект личности) и «Я» априорное, формируется вследствие привязанности индивида к историческим факторам своего проявления. Мудрым становится человек тогда, когда у него гармонично развито две структуры «Я» и Ин-се. Их взаимодействие и проявление заключается в подключении Ин-се к априорному «Я», выражающееся посредством «Я» логического.
Сегодня наиболее актуальной остается концепция развития личности, предложенная Менегетти. Однако у всех ранее существовавших теорий личности есть некоторые общие видения: первичным является детерминированность поведения субъекта, корни которого лежат из детского опыта, но взгляды во взрослой жизни у субъекта могут быть различными.
Концепция духовно-нравственного развития личности
Главным в формировании смысловой характеристики человеческой жизни является его отношение к другим субъектам или социуму в целом. Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от стремлений индивида к отношениям, какие конкретно отношения способен индивид устанавливать.
Воспитание является неотъемлемой частью образования и концепции духовно-нравственного развития личности. Именно благодаря семейному воспитанию и школьному образованию происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям социума. Необходимо привить детям способность проживать в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, тем самым толкая их на созидание и осуществление принятых нравственных ценностей.
В нынешних условиях акцент в концепции духовно-нравственного воспитания делают на целенаправленность воспитательного процесса, а также на универсальную этику, а это означает, что нужно не допустить сведение воспитания к узко национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Следует воспитывать развитую личность по всем направлениям культуры, религии, касаясь абсолютно всех социальных классов и групп, этносов.
Важно сочетание в воспитательном процессе целенаправленности универсальных ценностей людей и опоры на традиционные, национальные духовные ценности социума. Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.
Смещение ориентации происходит с внешних ограничений моральности на внутренние установки нравственности и направленность субъекта в сторону приумножающейся роли нравственных установок в качестве внутренней саморегуляции личности, а не в сторону моральности, которая больше представляет собой внешние регуляторы поведения.
Важна проблема способности личности к самоопределению, целенаправленности на смысловую и ценностную составляющую воспитательного процесса. Она должна заключаться в том, чтобы учащийся сам смог вырабатывать ценностные смыслы посредством приобретения нравственных знаний, их эмоционально прочувствовать, опробовать на персональном опыте построения взаимоотношений с другими индивидами и окружающей средой, и занять активную позицию в таком процессе. Именно усвоение, постепенность развития, приобретение опыта и знаний поведенческих отношений должно составлять базис духовно-нравственного развития.
Целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие грамотных, высоконравственных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями индивидов, деятельность которых направлена на созидание.
К общечеловеческим ценностям причисляют принимаемые всеми людьми ценности в условиях абсолютно любых общественных и исторических изменений развития цивилизации. К ним относят: равенство, добро, красоту, жизнь, сотрудничество и другие. А национальные ценности определяются общечеловеческими, воспринятыми субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.
Концепция развития личности Эриксона
Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида.
Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.
Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона – это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности.
«Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному.
По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения.
Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия.
Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.
Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности.
Первая стадия – это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.
Следующая стадия – автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.
Следующая стадия– инициатива. В этой стадии появляется установка – «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.
Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).
Пятая стадия (от 6 до 11 лет) – школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».
Следующая стадия – это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».
Следующая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос – «Могу ли я иметь интимные отношения?».
Седьмая стадия – это взрослость. Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».
Восьмая стадия – поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.
Основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.
Концепция развития личности Выготского
В своей концепции Выготский трактовал социальную среду не как «фактор», а как «источник» личностного развития. Воздействие среды обуславливается переживаниями ребенка.
Ребенок развивается двумя переплетенными путями. Первый лежит в естественном созревании. А второй – через овладение культур, способами мышления и поведения. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения являются системы символов и знаков, например, письмо или язык.
Именно овладение ребенком связи между значением и знаком, применении речи влияет на возникновение новых функций психических процессов, которые и отличают поведение человеческой личности от животного.
Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребенком и его поведением. При этом направляет ребенка на совершение какой-либо непроизвольной функции. Далее, на следующем этапе, ребенок применяет к себе такие способы управления, которые взрослые использовали по отношению к нему. Теперь ребенок применяет их к взрослым. Именно таким образом согласно Выготскому каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды – первый раз как коллективная деятельность, а во второй — в качестве мышления ребенка.
Интериоризуясь «натуральные» функции психики преобразуются, приобретая автоматизированность, произвольность и осознанность. После этого становится возможным и обратный процесс – экстериоризация, т.е. вывод наружу результатом мыслительной деятельности. Такой принцип получил название «внешнее через внутреннее».
Личность Выгосткий представлял как социальное понятие, так как она объединяет в себе надприродное и историческое в человеке. Такое понятие не может охватить все приметы индивидуальности, но может поставить знак равенства между детской личностью и его культурным развитием. В процессе развития индивид осваивает собственное поведение. Личность не может быть врожденной, но может возникнуть в процессе культурного развития. Путем присвоения выбранных форм и способов в деятельности, которые исторически сложились, происходит развитие ребенка. Поэтому обязательным в процессе личностного развития становится ее образование и обучение.
Обучение является своеобразной движущей силой развития. Однако это не означает, что обучение становится тождественным развитию. Оно просто образует область ближайшего развития. Такая область обуславливает функции, которые еще не созрели, но уже находятся в процессе развития, определяет дальнейшее развитие ума. Феномен области ближайшего развития подтверждает ведущую роль обучения в развитии умственной деятельности.
В процессе такого развития личность индивида проходит определенный ряд изменений, которые имеют социальную природу. Вследствие накопления новых возможностей, разрушения одного социального условия и появление другого, устойчивым процессам развития на смену приходят критические периоды жизни индивида, в которых происходит бурное создание психологических образований. Таким кризисам характерно единство негативной и позитивной сторон. Они играют роль своеобразных ступеней в дальнейшем развитии ребенка.
Появившиеся в любом периоде образования качественно изменяют функционирование психики личности. Например, возникновение подростковой рефлексии полностью перестраивает психическую деятельность.