Всероссийская олимпиада школьников
Биология
Школьный этап
Учебный год
Задания для 7 класса
Дорогие ребята!
Поздравляем Вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 42 балла. Длительность 120 минут. Успеха Вам в работе!
Задание1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Каждый правильный ответ -1 балл.
Что такое селекция?
А) Наука о закономерностях наследования и изменчивости;
Б) Рациональное использование природных ресурсов;
В) Улучшение и выведение природных сортов растений и пород животных;
Г) Взаимодействие организмов между собой и окружающей средой
2. Сходство клеток растений и клеток животных проявляется в том, что у них есть:
А)пластиды;
Б)ядро и цитоплазма;
В)крупная центральная вакуоль с клеточным соком;
Г)оболочка из клетчатки.
К какому классу органических соединений относится целлюлоза, сахароза и крахмал?
А) Углеводы; Б) Жиры; В) Нуклеиновые кислоты; Г) Белки.
Какой процесс отличает цветковое растение от других растений?
А) Фотосинтез; Б) Двойное оплодотворение;
В) Хемосинтез; Г) Непрерывный рост.
5. В клетке хромосомы находятся в:
А) цитоплазме;Б) ядре;
В) вакуолях;Г) митохондриях;
6. Эндосперм относится к ….. ткани.
А) механической;Б)проводящей;
В)основной;Г)образовательной.
|
7. Квашение овощей, силосование кормов происходит с помощью бактерии:
А)молочнокислого брожения;Б) гнилостных;
В) почвенных;Г) маслянокислого брожения.
8. У растений наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов:
А)семена;Б) корневища;
В) взрослое растение;Г) всходы.
9.Подвижные споры (зооспоры) образует:
А) хлорелла; Б) белый гриб;
В) ламинария; Г) мукор.
10. К плесневым грибам относят:
А) пеницилл, дрожжи, мукор;
Б) мукор, пеницилл, аспергилл;
В) аспергилл, головню, спорынью;
Г) спорынью,мукор, головню.
11. Летом при благоприятных условиях спирогира размножается:
А) бесполым путем, образуя неподвижные споры;
Б) вегетативным путем;
В) половым путем;
Г) бесполым путем, образуя неподвижные споры.
12. Споры у плауна булавовидного развиваются на:
А) обоеполом заростке;
Б) раздельнополых заростках;
В) листостебельном растении;
Г) листостебельном растении и заростке.
13. Наиболее высокой интенсивностью дыхания обладают:
А) семена в период покоя;
Б) молодые растения;
В) взрослые растения;
Г) прорастающие семена.
14. Размножение семенами характерно для растений:
А) покрытосеменных и голосеменных;
Б) покрытосеменных;
В) покрытосеменных, голосеменных и папоротниковидных;
Г) покрытосеменных, голосеменных, папоротниковидных, плауновидных.
15. Отводками человек искусственно размножает:
А) смородину, крыжовник;
Б) малину, крыжовник;
В) яблоню, сливу;
Г) сливу, вишню.
Задание 2. Задание включает 5 вопросов на установление соответствия между вариантами. Проставьте выбранные варианты соответствий в таблицу. Правильный ответ на каждый из вопросов - 2 балла.
|
Установите соответствие между плодом и растением
А. Ягода 1) Картофель
Б. Орех 2) Фасоль
В. Стручок 3) Томат (помидор)
Г. Боб 4) Лещина (лесной орех)
5) Акация
6) Сурепка
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между особенностью строения соцветия и растением
А. Зонтик. 1) Сирень
Б. Кисть. 2) Подсолнечник
В. Корзинка. 3) Вишня
4) Укроп
5) Ромашка
А | Б | В |
3. Выпишите цифры, после которых даны сведения, характеризующие то или иное
Семейство, установив соответствие. Одна и та же цифра может быть избрана несколькораз, так как сведения могут подходить для нескольких семейств.
А. Лилейные; Б. Паслёновые; В. Розоцветные.
1. Жилкование листьев сетчатое; 6.Цветок с двойным околоцветником
2. Жилкование листьев дуговое; 7.Формула цветка Ч(5)Л(5)Т(5)П1;
3. Стержневая корневая система; 8.Формула цветка Л3+3Т3+3П1;
4. Мочковатая корневая система; 9.Формула цветка Ч5Л5Т∞ П1., Ч5Л5Т∞П∞
5. Цветок с простым околоцветником
А | Б | В |
Установите соответствие между формой листьев и растением
А. Простые листья. 1) Земляника
Б. Сложные листья. 2) Береза
3) Клевер
4) Одуванчик
5) Смородина черная
А | Б |
Распределите названные ниже растения по семействам, установив соответствие.
А. Крестоцветные; 1. Горох посевной; 4. Редька дикая;
Б. Мотыльковые (Бобовые); 2. Клевер луговой; 5. Капуста белокочанная;
В. Злаковые. 3. Овёс посевной; 6. Рожь озимая
А | Б | В |
Задание 3. Подберите соответствующий термин для данного определения. За каждый правильно написанный термин дается по 1 баллу.
|
1. Вегетативное тело растения не расчлененное на органы - …..
2. Палочковидные бактерии –…..
3. Полость с клеточным соком, содержащие сахара, другие органические вещества и соли – …..
4. Половое поколение (гаметофит) у плаунов, хвощей и папоротников - …..
5. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки расположены на одном экземпляре, называют …..
Задание 4. Дайте развернутый ответ.Максимальный балл за выполнение задания - 12.
Перечислите все известные способы распространения плодов и семян. Приведите примеры и опишите приспособления к каждому способу.