Исследование средств сакрализации объекта




Основываясь на теоретических представлениях о процессах сакрализации и десакрализации, было выдвинуто предположение, что особенности уровня религиозности человека взаимосвязаны с его отношением к процессу сакрализации и десакрализации. Отталкиваясь от представлений о сакральном объекте в качестве стимула была избранна икона, как некоторый универсальный символ религии, и сформулирована такая информация, которая в одном случае сакрализировала объект а в другом десакрализировала, тем самым вызывая изменение состояния у испытуемых.

Таким образом, цель исследования: сравнить, какое влияние окажет стимул с десакрализирующей и сакрализирующей установками на испытуемых, а так же отследить каким образом религиозные установки человека будут влиять на изменение их состояния после предъявленного им стимула.

На основании этого мы выдвинули следующие гипотезы:

Гипотеза 1: В зависимости от предъявляемого St (стимула) испытуемым, будет оказано влияние на результаты теста Люшера.

Гипотеза 2: Уровень индивидуальной религиозности взаимосвязан с отношением испытуемых к объекту после предъявления сакрализирующей установки.

Выборка: в эксперименте приняли участие 22 испытуемых: 12 женщин и 10 мужчин, в возрасте от 20 до 25 лет.

Экспериментальный материал: экспериментальным материалом для исследования послужили таблицы с цветными эталонами (МВЦ - модифицированный восьмицветовой тест Люшера) [14], тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В.Щербатых[9], икона (Приложение №1).


Описание эксперимента.

Экспериментальное исследование включает в себя 2 этапа.

этап. На данном этапе исследования испытуемым предлагалось ответить на 40 вопросов теста направленных на выявление религиозных установок. Для этого был использован «Тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В.Щербатых (ТОР)». Данный тест - опросник был разработан в психологической лаборатории девиантных форм поведения Воронежского госуниверситета, и включает в себя 40 вопросов разбитых на 8 субшкал. Первая субшкала опросника отражает гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии (ФИЛ); вторая выясняет отношение испытуемого к магии (МАГ), третья определяет тенденцию личности искать в религии поддержку и утешение (ПОД), с помощью четвертой шкалы определяются внешние признаки религиозности (ВНЕ); в пятой выявляется интерес к так называемой «псевдонауке» - загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание (ПСН). Шестая шкала определяет у испытуемого тенденцию верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир (ВЫС); седьмая выясняла наличие религиозного самосознания, т. е. внутренней потребности в религиозном веровании (САМ); с помощью последней субшкалы делалась попытка определить отношение испытуемого к религии как образцу моральных норм поведения (МОР).

Примеры вопросов из различных субшкал теста:

сакральный религиозный установка стимул

Обозначение Образец вопроса
  ФИЛ Верите ли Вы в существование бессмертной души, которая не разрушается после гибели человека?
  МАГ Допускаете ли Вы существование колдунов и ведьм, т. е. людей, знающихся с нечистой силой?
  ПОД Считаете ли Вы, что религия является лучшим утешением для человека в его горестях и бедах?
  ВНЕ Носите ли Вы крестик?
  ПСН Согласны ли Вы с утверждением, что человек может черпать силы и информацию из Космоса, подзаряжаясь космической энергией?
  ВЫС Можно ли утверждать, что судьба человека предопределена на небесах и он не в силах ее изменить?
  САМ Чувствуете ли Вы внутреннюю потребность посещать церковь?
  МОР Считаете ли Вы, что только преподавание религии в школе может привить детям мораль и послушание?

 

Испытуемые могли ответить на вопросы либо согласием/не согласием(да/нет), либо может быть. Ответ ДА оценивался в два балла, ответ НЕТ - 0 баллов, кроме обратных вопросов (5, 6, 9, 24, 27, 33 и 35), ответ может быть всегда в 1 бал. В вышеперечисленных вопросах, наоборот, ответ «Нет» оценивается в 2 балла, ответ «Да» - 0.

этап. Второй этап представил собой исследование, направленное на выявление состояния испытуемых до и после предъявления стимульного материала, с помощью МЦВ(метода цветовых выборов - модифицированный восьмицветовой тест Люшера). Данный этап был разделен на две части.

В первой части испытуемым предлагалось выбрать из разложенных перед ним таблиц (8 цветных карточек) самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды, ни с предметами интерьера, ни с чем либо другим, а только руководствуясь тем, насколько этот цвет предпочтительней в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Цветовые эталоны располагались на индифферентном фоне, и раскладывались перед испытуемыми на расстояние 2 см. Выбранный эталон переворачивался лицом вниз, при этом в анкете фиксировался номер каждого выбранного цветового эталона.

Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы:

- Темно-синий;

- Сине-зеленый;

- Оранжево-красный;

- Желтый;

- Фиолетовый;

- Коричневый;

- Черный;

- Серый.

Каждый раз испытуемых просили выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не были отобраны. После завершения выбора цветовых эталонов испытуемых просили описать, какое состояние ассоциируется у испытуемых с каждым цветом.

После этого наступала вторая часть исследования. Испытуемые были разделены на две равные по составу (пол и возраст) группы по 11 человек. Обеим группам предъявлялась икона (см приложение № 1) с разной информацией. Первой группе рассказывалась информация о духовной ценности иконы, другой группе о ее материальной ценности. В первом варианте информация звучала следующим образом: «Посмотри пожалуйста на эту икону. Она не простая, ее привезла подруга моей мамы из Иерусалима. Там она проходила обряд крещения, участвовала в крестном ходу, а эту икону она прикладывала к стене плача. Она освящена в храме, в правом сосуде - Святая земля из Иерусалима, в левом - Святая вода из реки Иордан, а еще она пропитана Святыми оливковым маслом из Вифлиема и благовониями со Святой Земли. Это ручная работа. Она призвана защищать дом и его жителей от горя, беды, и болезней». Для второй группы: «Подержи пожалуйста этот сувенир. Можешь его покрутить, там, на оборотной стороне сертификат подлинности (комментарии к сертификату на оборотной стороне были заклеены ценником, поэтому испытуемые могли видеть только надписи: «сертификат подлинности» и «все права на дизайн защищены». Информация о истории приобретения объекта и о его особенностях намеренно утаивалась). У этого сувенира, довольно странный дизайн, видимо эти колбочки просто для украшения».

Важным моментом являлось то, что вторая группа имела доступ к объекту, его можно было подержать в руках, почитать надписи, в общем, свободно манипулировать им. Первая группа такой возможности не имела, а лишь видеть объект в руках экспериментатора. Существенную роль играл и тот момент, что для второй группы объект предъявлялся с ценником на обороте, а первой на фоне белой ткани, в которую он аккуратно был завернут. После предъявления объекта, испытуемым вновь предлагалось выбрать из предложенных цветных эталонов самый приятный, полностью повторяя процедуру выбора. Внимание испытуемых обращалось на тот факт, что не стоит пытаться воспроизвести предыдущую комбинацию и что они вольны выбирать заново любой понравившийся цвет.

 

Результаты исследования

 

По результатам тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В. Щербатых (ТОР), были получены результаты представленные в таблице № 1.

Группа №1- Сакрализирующая установка

Группа №2- десакрализирующая установка

 

Таблица 1 - Результаты ТОР

          Шкалы        
№ испытуемого №группы ФИЛ МАГ ПОД ВНЕ ПСН ВЫС САМ МОР
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

ШКАЛЫ:
ФИЛ - склонность к идеалистической философии
МАГ - отношение испытуемого к магии
ПОД - тенденция личности искать в религии поддержку и утешение
ВНЕ - внешние признаки религиозности
ПСН - интерес к так называемой «псевдонауке»
ВЫС - тенденцию верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир
САМ - наличие религиозного самосознания,
МОР - отношение испытуемого к религии как образцу моральных норм поведения

 

На основании анализа ответов на вопрос, какое состояние вы ассоциируете с предложенными цветами, была определена общая характеристика для каждого цвета.

) Темно-синий - большинство участников определили его как цвет спокойствия, равновесия, безмятежности. Почти у всех цвет вызвал явную симпатию, а некоторые определяли его как сильный, властный цвет, таинственный, притягательный, доминирующий.

) Сине-зеленый - воспринимается участниками опроса как цвет гармонии, начала новой жизни, молодости. Ассоциируется с положительными эмоциями, энергией, бодростью, стремлением к росту, является символом хорошего настроения. Так же некоторые участники опроса воспринимают этот цвет как цвет умиротворения, спокойствия, равновесия.

) Оранжево-красный - у всех опрошенных цвет ассоциировался с положительными эмоциями и хорошим настроениям. Цвет бодрости, силы, позитива, уверенности, активности. Были среди опрошенных и те, кто описали его как цвет революции, агрессии, волнения или определяли его теплый, мягкий, пушистый.

) Желтый - у всех опрошенных этот цвет вызывает приятные ассоциации. Для всех участников желтый цвет является теплым, жизнерадостным, позитивным. Ассоциируется с активностью, энергией, весельем и хорошим настроением. Некоторые определяли его как цвет безумия или беззаботный цвет.

) Фиолетовый - вызвал у участников опроса противоречивые результаты. Большинство участников не сразу смогли высказать свое мнение по поводу этого цвета. Как ни странно многие цвет определили как вкусный, аппетитный. Среди участников превалировало положительное отношение к этому цвету, он ассоциировался у них с приятным, гармоничным состоянием, радостью или спокойствием. Однако были и те кому цвет категорически не нравился и вызывал чувство отвращения, неприязни.

) Коричневый - всем опрошенным цвет не понравился. У большинства опрошенных этот цвет вызвал наибольшие затруднения с описанием и определением ассоциируемого состояния. Большинство определяли цвет как скучный, неясный, неопределенный

) Черный - воспринят опрошенными крайне неоднозначно. Некоторые из участников определяли его как благородный цвет и ассоциировали с ним состояние спокойствия, уверенности, силы, власти и определяли как скорее положительный. При этом восприятие черного, как позитивного, ярче выражено у представителей мужского пола. Другие участники определяли цвет как негативный, ассоциировали его с плохим настроением, неприятными переживаниями, одиночеством, грустью, печалью. Были среди опрошенных и те, кто ассоциировал черный цвет с агрессией.

Серый - большинство опрошенных описали серый цвет как нейтральный, безразличный, «никакой», не вызывающий каких либо эмоций, однако некоторые из участников сказали, что цвет ассоциируется с грустью, тоской, усталостью.

Основываясь на данном описании, а так же классической интерпретации значения цветов Люшером, результаты обеих групп(см. приложение) были подвергнуты качественному анализу. Затем на основании качественного материала, при помощи экспертов, была проведена оценка изменения состояний после предъявления стимула у каждого испытуемого по следующим критериям: Улучшение или ухудшение эмоционального состояния, спокойствие - возбуждение, а так же принятие - непринятие (протест).

Таким образом, получены следующие результаты:

 

      шкалы  
№ испытуемого Группа Эм. Сост Сп/Возб Прин/Прот
         
    -1   -1
         
    -1   -1
         
         
         
    -1   -1
    -1    
         
         
    -1   -1
         
         
         
         
        -1
    -1    
    -1   -1
         
         
        -1

 

Где 2- улучшение эмоционального состояния, спокойствие, принятие;

- ухудшение эмоционального состояния, беспокойство, непринятие (протест);

- не произошло ни каких изменений по сравнению с предыдущим состоянием.

Обработка полученных данных.

После первичной обработки результатов теста Люшера, для того что бы оценить различия между 1(сакрализирующая установка) и 2(десакрализирующая установка) группами был использован статистический критерий Манна-Уитни.

Результат сравнения групп с помощью статистического критерия Манна-Уитни:

 

    среднее по группе 1 среднее по группе 2 Z Уровень значимости
  Эм. Сост 1,000000 1,363636 -0,787980 0,430709
шкалы Сп/Возб 1,636364 1,545455 0,361158 0,717982
  Прин/Прот 0,727273 0,727273 0,098498 0,921537

 

Следующим этапом обработки стало выявление взаимосвязи реакции испытуемых на предъявленный стимул и особенностей структуры индивидуальной религиозности человека. Для этого, на основании коэффициента корреляции Ч. Спирмена, была произведена проверка результатов опросника ТОР по отобранным шкалам и результатов экспертной оценки изменения состояния испытуемых после предъявления стимула.

Результаты проверки корреляции:

 

Гр. № 1 ПОД ВНЕ ВЫС САМ МОР
Эм.сост. -0,045964 -0,108270 -0,167360 0,092582 -0,093026
Сп/Возб 0,091103 -0,337227 0,030156 -0,061168 0,000000
Прин/прот 0,150207 -0,104577 -0,095154 -0,432962 0,529384
Гр. № 2 ПОД ВНЕ ВЫС САМ МОР
Эм.сост. 0,439704 -0,267495 -0,010143 -0,074580 -0,271314
Сп/Возб -0,321214 -0,058539 -0,262202 0,000000 0,000000
Прин/прот 0,476235 -0,320717 -0,356348 -0,097880 -0,322226

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: