Портрет сакрального объекта




Введение

 

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что любое религиозное представление о мире строится на противопоставлении сакрального и профанного. Две эти области, в которых протекает жизнь человека, взаимно исключают и взаимно предполагают друг друг. Представления о сакральном служат основой поведения человека.

Людям свойственно наделять окружающие их объекты и действия особым смыслом - сакральным. Этот процесс называется сакрализация. Сакрализация (от лат. sacro - освящать, объявлять священным) - превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д., обеспечившее формирование древнейших форм осознанного миропонимания. У тех наших современников, которые объявляют себя неверующими, религия и мифология «скрыты» в глубине подсознания. Это означает, что возможность вновь приобщиться к религиозному опыту жизни все еще жива в недрах их «Я».

В своей жизни люди имеют дело с сакральным как свойством, присущим некоторым вещам (объектам культа), некоторым людям (царю, жрецу), некоторым пространствам (святилищу, храму), некоторым моментам времени (Воскресению, Рождеству). В мире нет ничего, что было бы священно само по себе и одинаково священно для всех, при этом, священными становятся обычные вещи. Внешне они не меняются, но становятся в представлении верующих совсем другими вещами, с которыми нельзя обращаться как прежде, по своему усмотрению, они вызывают страх и почтение, становятся опасными и "запретными" - тем, к чему нельзя приблизиться.

Изучением сакрального занимаются этнографы, социологи, историки, филологи, философы, психологи. Все они рассматривают явление сакрального как нечто противостоящее мирскому (профанному). Феномен рассматривался с разных позиций: как явления социальной, политической и биологической жизни, и прежде всего, связывали с религией и религиозным сознанием (У. Робертсон-Смит, Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, Р. Отто, М. Элиаде, Д. Пивоваров и др.). В каждой позиции выделялись свои, определенные черты и направления рассматриваемых понятий. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически - заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное - дивное, поразительное; аксиологически - абсолютное, императивное, глубоко чтимое.

В данном исследовании делается попытка найти ответы на вопросы о том, как соотносятся категории профанного и сакрального, что влияет на процесс сакрализации и что является причиной десакрализации объектов в сознании человека, а так же как процессы сакрализации и десакрализации влияют на состояние человека. Такая неоднозначность представлений о явлении сакрального и его влияние на жизнь человека, побудили нас к исследованию в данном направлении и попытке на практике проследить особенности и закономерности влияния сакрализации на состояние человека.

Цель: исследование природы явления сакрального и особенностей влияния процессов сакрализации и десакрализации на человека.

Задачи исследования: дать характеристику и определение сакрального объекта; описать свойства сакрального объекта; выявить механизм сакрализации; определить, что влияет на процессы сакрализации и десакрализации; на основании теоретической базы провести исследование направленное на определения взаимосвязи особенностей структуры религиозности человека и его реакции на процесс сакрализации и десакрализации объекта.


Анализ особенностей сакрального в литературе

Портрет сакрального объекта

Для того чтобы очертить границы нашего представления категории сакрального, прежде всего, обратимся к определениям авторов - предшественников.

Развитие представлений о сакральном проходит несколько ступеней развития. Вначале оно означает все, что не укладывается в обычный ход вещей, вмещает в себя как "чистое", так и "нечистое", несущее и благо и всевозможное зло. На более поздней стадии священное олицетворяет установленный порядок, образ действий, нормы поведения как гарант сохранения традиций, предотвращения хаоса; и только на стадии перехода от "религии закона" к "религии спасения" сакральное становится "святым", приобретая этические характеристики, становясь воплощением чистоты, блага, истины, красоты.

Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически - заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное - дивное, поразительное; аксиологически - абсолютное, императивное, глубоко чтимое.

С наибольшей полнотой представления о сакральном выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное - предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и влечение быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное - сотериологическая ценность высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения.

Помимо теологического понимания сакрального, как производного от Бога существует расширительное его философское истолкование. Например, Э. Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического (эгоистического) существования. [5, с. 439] Всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области - мирскую (профанную) и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак сакрального - его неприкосновенность, отдаленность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям.

Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления - в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. Лукмана святое приобретает статус “страты значений”, к которой повседневная жизнь отнесена как к конечной инстанции.[6]

С социологической трактовкой святого резко расходится позиция Р. Отто. Он построил свою книгу “Святое” (Das Heilige, 1917) на идее априорности этой категории. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в “основании души” априорный источник категории святого и религиозности вообще - особую “настроенность духа” и интуицию святого. Эту “Настроенность духа”, из развития которой вырастает категория святого, немецкий философ назвал “нуминозной” (от лат. numen - знак божественного могущества).

Отто выделил важнейшие психологические составляющие нуминозного: «чувство тварности»; чувство misterium tremendum (чувство внушающей трепет тайны - “Совершенно Иного”, повергающего с одной стороны в трепет, с другой - в ужас своей жуткой и величественной стороной, приводящей человека в экстатическое состояние); чувство fascinans (от лат. fascino - зачаровывать, завораживать) - возникающее в момент соприкосновения с тайной позитивное переживание притяжения, очарования, восхищения. Комплекс этих чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum (лат. священное), в ее предельном иррациональном аспекте - augustum (лат. возвышенное, священное). Согласно Отто нуминозная ценность - первоисток всех иных объективных ценностей, поскольку, подлинная сущность святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое содержание в “идеограммах” - “чистых символах”, выражающих нуминозную настроенность духа. Первостепенное значение в описании категории нуминозного Отто придавал религиозному опыту. Тем самым он стремился очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого.[10]

Последователь немецкого философа. М. Элиаде, ссылаясь на работы Отто, предлагает иное понимание категории священного, стремясь представить феномен священного во всей его сложности, а не только в иррациональном аспекте. Для объяснения того, как проявляется священное (“Священное и мирское” - Le sacré et te profane, и др.) автор вводит понятие иерофании (hierophanie)- нечто священное, предстающее перед нами (обнаружение священного в профанной, мирской, сфере). В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Элиаде раскрывает понятие священного через противопоставление его мирскому. Говоря: «о таинственном акте, проявлении чего-то «потустороннего», какой-то реальности, не принадлежащей нашему миру, в предметах, составляющих неотъемлемую часть нашего «естественного» мира, т.е. в «мирском» - он размывает границы между этими категориями[19,с. 154]. Однако, центральный тезис Элиаде - об универсальности антагонизма “сакрального” и “профанного”, сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего обоснования.

Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни - характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении З. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении (Г. Рохайм и др.) категория святого не имеет иных оснований, кроме психологических. Святое в своем происхождении и бытии есть для Фрейда “нечто такое, к чему нельзя притрагиваться”, священные образы олицетворяют прежде всего запрет, изначально - запрет инцеста (Человек Моисей и монотеистическая религия, 1939). У святого нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и страхов, ибо святое, по Фрейду, есть “длящаяся воля праотца” - длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий “психический конденсат”.

Обозначенные подходы к осмыслению сакрального представляют собой определенную научную значимость и могут быть полезными в дальнейших исследованиях феномена. Все это дает нам основания полагать, что категория сакрального, будучи универсальной категорией сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории сакрального не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак (“табуированное”, “иное” и т. п.) или универсальную комбинацию признаков (“повергающее в ужас”, “восхищающее” и др.). Содержательно категория сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелигиозные традиции человечества.

Таким образом, основываясь на вышеизложенное, под сакральным мы подразумеваем - свойство объекта, который обладает исключительной значимостью в отличие от мирского (профанного), вызывающее у человека чувство нуминозного и требующее к себе особого благоговейного отношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: