МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский)
федеральный университет"
Набережночелнинский институт (филиал)
Кафедра производственного менеджмента
Методические указания
По выполнению курсовой работы по дисциплине
"Финансовый менеджмент" для студентов, обучающихся по направлению подготовки
Менеджмент
Набережные Челны - 2019
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫИ ПОРЯДОК ЕЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ
В системе экономических и финансовых дисциплин особое место занимает финансовый менеджмент, который является важным инструментом выработки финансовой идеологии и стратегии предприятия, принятия эффективных управленческих решений. В этой связи особенно важным становится приобретение теоретических знаний и практических навыков в этой области.
Курсовая работа наряду с лекциями, практическими занятиями, семинарами способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине.
Цель курсовой работы:
- расширение и углубление знаний, полученных на лекциях и практических занятиях;
- приобретение навыков самостоятельно формулировать проблему, ставить задачу и разрабатывать обоснование предложений в сфере коммерческой деятельности;
- овладение современными методиками и методологическими приемами оценки эффективности принимаемых финансовых решений;
- приобретение навыков работы с финансовыми и нормативными документами;
- формирование аналитических способностей;
- приобретение практических навыков использования экономико-математических методов исследования, повышающих репрезентативность и обоснованность самостоятельно сформулированных предложений.
|
ЭТАПЫВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы курсовой работы
Выполнение курсовой работы является одним из важных моментов подготовки бакалавра, поэтому целесообразно выбирать тему с учетом возможности ее дальнейшей разработки и использования в выпускной квалификационной работе.
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно. Тема может быть выбрана и индивидуально, с учетом личного практического опыта и знаний студента, но в этом случае требуется ее согласование с научным руководителем.
Выбранная тема курсовой работы утверждается научным руководителем. Замена одной темы работы на другую допускается только с разрешения научного руководителя.
Научный руководитель совместно со студентом согласовывает порядок работы, сроки и график консультаций.
2.2 Составление плана работы
Курсовая работа выполняется строго в соответствии с разработанным и утвержденным с научным руководителем планом. Структура курсовой работы включает:
1. Титульный лист (приложение А).
2. Задание на курсовую работу (приложение Б).
3. Содержание.
4. Введение.
5. Основная часть.
6. Заключение.
7. Список использованных источников.
8. Приложения.
План курсовой работы должен раскрывать тему, способствовать достижению ее цели и реализации поставленных задач.
Количество глав в основной части работы зависит от характера и сложности выбранной темы.
В процессе подготовки курсовой работы может возникнуть необходимость уточнения и дополнения плана. Все изменения, вносимые студентом в план, должны быть согласованы с научным руководителем.
|
Подбор и изучение литературы по исследуемой
Проблеме
Изучение вопросов по теме курсовой работы необходимо начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к материалам периодической печати. При этом особое внимание следует уделять литературе последних лет (начиная с 2011 г.).
При работе с литературой студент составляет конспекты, в которых излагает основные положения того или иного литературного источника, помещает цифровые данные с указанием источника. Все данные должны периодически пополняться и корректироваться в ходе работы.
В ходе теоретических исследований студент должен учитывать точки зрения отдельных авторов к изучаемой проблеме, продумать их аргументацию, а также выразить свое мнение и изложить его в работе.
В итоге работы с литературой студент должен составить список использованной литературы и источников, который прилагается к выполненной работе.
Содержание курсовой работы
Объем курсовой работы должен составлять 30 – 40 страниц печатного текста без приложений.
Курсовая работа должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к научно-исследовательской работе и другой проектной документации, поэтому структура, требования к содержанию и оформлению пояснительной записки и иллюстрационного материала должны соответствовать ГОСТ 7.32-2001.
Содержание
В содержании приводятся заголовки курсовой работы (пример см. приложение В) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации (деления) необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания. Офисная программа Word позволяет проставлять содержание автоматически, соблюдая определенные условия написания заголовок в тексте записки. Стиль текста содержания необходимо выбрать: "классический" или "формальный". Для этого надо зайти по следующему пути интерфейса программы: вставка \ ссылки \ оглавления и указатели \ оглавление.
|
Введение
Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются используемые методы анализа и литературные источники.
Цель курсовой работы должна вытекать из необходимости раскрытия формулировки темы, задачи – из названий глав и параграфов. Объект исследования – конкретная исследуемая организация, предмет исследования – исследуемое направление деятельности этой организации (процесс, отношения, организация, эффективность и т.п.).
Введение рекомендуется писать после завершения написания курсовой работы. Объем введения 1,5 - 2 страницы машинописного текста.
Основная часть
В основной части курсовой работы должно быть полно и систематизированно изложено состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Предметом анализа выступают новые идеи, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований, а также возможные пути достижения поставленных цели и задач.
Основная часть состоит из трех глав, каждая из которых делится на параграфы в зависимости от темы исследования и его целей. В первой и второй главах должно быть не менее двух разделов, в третьей главе допускается один раздел. Основная часть работы состоит из теоретической (методологической) и практической (аналитической и проектной) составляющих.
В теоретической части проявляется умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их осмысливать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение.
В этой части на основе изучения специальной литературы, периодики дается описание предметной области исследования; осуществляется систематизация современных концепций финансового менеджмента; рассматриваются причины возникновения проблемы; приводится обзор позиции российских и зарубежных специалистов по исследуемой проблеме и аргументируется собственная точка зрения студента относительно используемых в работе понятий и определений; анализируется статистическая база проблемы; формулируются теоретические выводы. Теоретическая часть может включать анализ нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме. Вопросы теории менеджмента излагаются во взаимосвязи и используются для обоснования предложений по решению проблемы в следующих главах работы. Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.
Объем этого раздела - 10 - 12 страниц.
Практическая (аналитическая) часть работы должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Анализ должен проводиться за период не менее 2-х лет. Такой ретроспективный анализ позволяет: изучить динамику исследуемых процессов; выявить тенденции и закономерности развития; дать им объективную оценку; выявить причины сложившегося положения; определить пути устранения недостатков.
Первый параграф второй главы (п.2.1) – Краткая характеристика деятельности ООО "ХХХ" должен содержать характеристику объекта исследования и расчет динамики технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия за 2 периода. Кроме этого общая характеристика объекта исследования должна включать анализ структуры финансовой службы на предприятии и её функций.
Результаты анализа технико-экономических показателей деятельности предприятия сводятся в следующую таблицу:
Таблица 2.1 – Динамика основных технико-экономических показателей ООО "ХХХ" за период 2018-2019гг.
Показатели | ||||
Знач. | Знач. | Абс. откл. | Темп роста, % | |
Выручка, тыс.руб. | ||||
Себестоимость продаж, тыс.руб. | ||||
Прибыль от продаж, тыс.руб. | ||||
Чистая прибыль, тыс.руб. | ||||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
Продолжение таблицы 2.1
Фондоотдача, руб./руб. | ||||
Фондоемкость, руб./руб. | ||||
Фондовооруженность, руб./чел. | ||||
Амортизация, тыс.руб. | ||||
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. | ||||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов | ||||
Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
Производительность труда, тыс.руб./чел. | ||||
Фонд оплаты труда (годовой), тыс.руб. | ||||
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. | ||||
Экономическая рентабельность, % |
В практической (аналитической) части также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
Объем этого раздела - 10 - 12 страниц.
Практическая (проектная) часть работы – разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемых проблем финансового менеджмента предприятия. Опираясь на выводы по результатам анализа, студент должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы в организации. В частности, он может наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, а также запланировать, обосновать и предложить решения, обеспечивающие достижение целей и выполнение задач проекта.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент формулирует достаточно полные и аргументированные предложения.
Объем этого раздела - 8 - 12 страниц.
Заключение
Заключение содержит итоги проведенного исследования, в виде выводов, сформулированных относительно достижения цели и задач КР.
В заключении студент должен обоснованно изложить свои взгляды на основные вопросы, рассмотренные в работе. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т. п., а выводы должны логически вытекать из основного текста работы.
Итоговые выводы обычно начинаются словами: "выявлено", "установлено", "проанализировано", "обобщено". Рекомендации могут начинаться словами: "предложено", "разработано", "развито", "усовершенствовано", "обосновано", "внедрено (реализовано)", "Позволило получить экономический (социальный, технический и т.п.) эффект"
Объем заключения приблизительно составляет 1,5-2 страницы.
2.4.5 Список использованных источников
В список использованных источников включают нормативные материалы, специальную литературу, Интернет-ресурсы, использованные студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы. Таких источников должно быть не менее 10. При этом законодательные и нормативно- методические материалы, научные, учебные и периодические издания, использованные при написании работы, должны быть отражены с использованием полного библиографического описания (место издания, наименование издательства, год опубликования или издания, объем в страницах).
Приложения
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета.
Оформление курсовой работы
2.5.1 Общие требования
Пояснительная записка представляется в компьютерном наборе на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х210 мм) через полтора межстрочных интервала шрифтом – кегль 14. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3 (297х420 мм). Текст пояснительной записки следует набирать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской ("штрихом") и нанесением на том же листе исправленного текста (графика) машинописным способом или черной пастой рукописным способом.
В КР следует использовать сокращения русских слов, словосочетаний и аббревиатур по ГОСТ 7.11-91 и ГОСТ 7.12-91.
Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти буквам (цифрам), т.е. первая буква набора – шестая.
Все структурные части пояснительной записки: содержание, введение, заключение, список использованных источников и приложения должны начинаться с новой страницы и заголовки их должны печататься в середине строки без точки в конце прописными буквами, не подчеркивая.
Основную часть пояснительной записки следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.
Пояснительная записка должна быть сброшюрована в твердой обложке. С внутренней стороны обложки приклеивается конверт, куда складываются в сложенном виде отзыв руководителя и рецензия по КР. Обложка в нумерацию страниц не входит.