Образ Я» в отечественной и зарубежной психологии.




Для того, чтобы запрограммировать себя правильным образом, необходимо предварительно составить столь же правильное мнение о себе. Если мы уверенны, что имеем определенные качества, то и действия наши опираются на эту уверенность. В конечном же итоге мы в самом деле развиваем именно те способности, которые, как нам представлялось, у нас имеются, становясь таким образом теми, кем были в наших мыслях. Но, конечно же, точного представления о самом себе у нас нет, ведь любой человек состоит из слишком многих личностных качеств, которые и образуют цельную личность. Мы говорим о том, что любой из нас имеет представление о, скажем, своем стиле в одежде, своей манере поведения в обществе, своей речи, своих отношениях с друзьями и близкими, и даже о своих доходах и успехах в спортивных играх.

Проблема представления человека о самом себе своей сложностью и многосторонностью привлекает к себе внимание ученых из различных областей знания. В педагогике, психологии и философии существуют работы, посвященные анализу процесса формирования представлений человека о себе [1]. Содержание излагаемых разными авторами позиций и концепций отличает многообразие и противоречивость подходов. Широко рассмотрено содержание и взаимосвязь круга таких понятий, как «Я», «образ Я», «самооценка», «самосознание», «Я-Концепция».

Для более полного исследования понятия «Образ Я», проанализируем значение понятий «Образ» и «Я». В философской энциклопедии, «Образ» - это 1) в специальном (философском) смысле «Образ» - одно из основных понятий теории познания, характеризующее результат отражательной (познавательной) деятельности субъекта; 2) в широком смысле - (в научном подходе) «Образ» употребляется а) по отношению к видам чувств отображения (ощущениям, восприятиям и представлениям), не распространяясь на абстрактное мышление; б) как синоним терминов «копия», «отображение», «содержание», «отражение», «сведение», «сообщение», «знание», а также «информация» в широком смысле слова [2].

Понятие «Образ» также рассматривается и в психологии: «Образ - форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект на чувственной ступени познания, основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления - понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений - воли, эмоций, установок, мотивов и т.д.» [3].

Уже этот краткий анализ понятия «Образ» позволяет сделать вывод о том, что под образом понимается форма отражения объекта в сознании человека и результат отражательной (познавательной) деятельности субъекта. Отсюда вытекает одна существенная особенность «образа», отмеченная в современной педагогической литературе и педагогических исследованиях, т.е. «образ» человека можно и нужно формировать, на процесс его становления возможно влиять. Управлять процессом становления «Образа» в своем сознании может как сам человек, так и другой человек.

Рассматривая проблему «образа», педагоги и психологи выделяют одну из самых значимых его характеристик - это «образЯ» человека. Под понятием «Я» понимается обозначение говорящим самого себя, индивидом, личностью. В психологии, «Я» определяется как: «...результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой, как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении [4]. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое «Я» от «не-Я», непосредственно переживая свою не идентичность другим объектам. «Я» оценивается субъектом в «Я-Концепции», образуя ядро человеческой личности» [5].

Для образования существенное значение имеет не только само понятие «Я», но и процесс формирования человеческого «Я», который непосредственно связан с процессом формирования «образа Я» личности. Исторически и научно обусловлено, что «Я» человека формируется в общении, через общение.

Подчеркивая свои отличия от других, индивид и в себе самом ищет и утверждает нечто внутреннее, интимное, автономное. Б. Г. Ананьев, анализируя труды К. Ясперса, отмечает, что человек как целое необъективируем, поскольку он объективируем, он есть предмет, но в качестве такового он никогда не есть он сам. Рассматривая различные подходы, И. С. Кон пишет: «Человеческое «Я» должно быть понято как деятельное, социально активное, а не как пассивно-страдальческое, ограниченно-рефлексивное, в единстве с коллективным, общественным «Мы» [6].

Таким образом, из вышесказанного мы отмечаем, что понятия «образ» и «Я» разработаны в науке и имеют фундаментальную основу. Каждое понятие существует отдельно в разных научных направлениях и, соединяясь, образуют понятие нового смыслового уровня.

В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки, но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций. На наш взгляд, первой базовой ступенькой к личностному становлению, к «готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» ведет формирование позитивного образа Я [7].

Образ «Я» понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, образ «Я» включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками[8].

Понятие «Я-концепция» определяется как системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики. Это сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания[9].

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания.

В психологии подростка появляется новая черта - более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Таким образом, были рассмотрены основные теоретические подходы к проблеме «образа Я» особенности ее проявления в подростковом возрасте. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: