Участие и роль прогноза в бюджетном процессе




Планирование и прогнозирование ВРП.

 

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем.

Выделяют три вида прогноза:

1. краткосрочный, сроком на год;

2. среднесрочный, сроком от 3 до 5 лет;

3. долгосрочный, сроком более чем на 5 лет.

Прогнозирование - это неотъемлемый этап процесса управления, как на региональном, так и на федеральном уровне. Любое управлен­ческое решение является реализацией того или иного прогноза.

Процесс прогнозирования базируется сегодня на Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозиро­вании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Федеральный закон в таких случаях является базовым, и тот поня­тийный аппарат, который в нем заложен, остается до сих пор неизмен­ным. Местные законы дополняют первый и решают ключевые вопро­сы прогнозной деятельности на уровне субъекта Федерации.

Кроме того, особое внимание прогнозу уделяется и в таком важ­ном документе, как Бюджетный кодекс РФ. Так, в ст. 184 БК РФ уста­навливается, что первым этапом формирования бюджета является раз­работка прогноза, а также выбор варианта развития экономики в тот или иной период.

Участие и роль прогноза в бюджетном процессе

График разработки прогноза валового регионального продукта (ВРП) представлен на рис. 1.

 

Сценарные условия - Май  
Основные параметры прогноза - Июнь   Разработка бюджета
Подведение итогов полугодия - Июль    
Прогноз - Август    
Корректировка прогноза - Декабрь   Бюджетная роспись

 

 

Рис. 1. График разработки прогноза ВРП для целей формирования бюджета

 

Так, начиная с мая Министерство экономического развития и тор­говли РФ передает субъектам Федерации сценарные условия по бюд­жету. В течение нескольких недель субъекты Федерации составляют первичный, предварительный прогноз, который отсылается в Москву. В дальнейшем идет постоянное уточнение цифр, информации вплоть до конца года. В эту работу включаются все департаменты, подразде­ления администрации региона. Ответственность при составлении окончательного прогноза огромна, поскольку итоговые показатели повлияют на формирование доходной и в первую очередь расходной части бюджета (например, индекс потребительских цен). В случае неточности показателей пострадают те сферы экономики, которые напрямую зависят от бюджета. Уровень финансирования образователь­ных, медицинских и иных учреждений должен как минимум покры­вать уровень инфляции. Именно поэтому даже в декабре есть возмож­ность изменить те или иные параметры прогноза, чтобы избежать негативных последствий. И только тогда ставится бюджетная роспись.

Последние несколько лет в состав законодательных органов влас­ти регионов входят контрольные палаты, которые согласуют парамет­ры бюджета и экономического развития.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ базой прогноза слу­жат три основных индикатора:

1. валовой региональный продукт;

2. реальные доходы населения;

3. индекс потребительских цен.

К сожалению, то, что должно прогнозироваться на региональном уровне, прогнозируется на федеральном. Поэтому пока на уровне регионов не существует соответствующих законодательных актов, уста­навливающих необходимость прогноза данных показателей.

ВРП - это обобщающий показатель экономической деятельности региона. В системе национальных счетов он определяется следующим образом: «ВРП - это сумма вновь созданных стоимостей продукции, и услуг, произведенных в отдельном регионе».

 

ВРП = Валовая добавленная стоимость по отраслям + Чистые налоги на продукты.

 

Среди проблем измерения, оценки ВРП и их совершенствования можно выделить следующие.

Во-первых, ВРП не включает в себя (или включает частично) результаты видов деятельности, направленных на осуществление обще­национальных задач (например, оборона, денежная система и т.п.). Это так называемые общесистемные расходы, которые практически невоз­можно разделить между регионами. В результате суммарные ВРП всех регионов меньше ВВП, т.е. ВРП не есть прямой аналог ВВП страны. Эта разница составляет в среднем 10—12%.

Во-вторых, рассчитывая ВРП, необходимо внимательно подходить к результатам функционирования тех предприятий, деятельность кото­рых выходит за пределы региона.

В-третьих, есть необходимость отдельно учитывать теневой сектор
региональной экономики (по официальной терминологии, «ненаблюдаемая экономика»). Это позволит более точно и корректно проводить
комплексный анализ региональной экономики и межрегиональные
сопоставления.

В-четвертых, при межстрановых и межрегиональных сопоставле­ниях важно учитывать региональные различия в уровне цен на товары и услуги. Объемы ВРП исчисляются в фактических рыночных ценах.

Наиболее приемлемый для российских регионов метод сопоставлений по паритету покупательной способности (ППС), используемый в международной практике странами, имеющими соб­ственную валюту. Для России ППС - это количество рублей, необхо­димых для покупки стандартного набора товаров и услуг.

Существует два основных метода прогноза уровня ВРП - производственный и распределительный. Минэкономразвития при прогнозировании ВРП рекомендует пользоваться только производственным методом. Распределительный метод, к сожалению, пока не нашел долж­ного отражения в системе национальных счетов (СНС) и потому сло­жен для использования. Им пользуются для проверки расчетов.

 

Валовой выпуск — Промежуточное потребление = Валовая добавленная стоимость + Чистые налоги.

 

Математически валовой выпуск рассчитывается по каждой составляющей следующим образом:

 

Валовой выпуск = Объем реализованной продукции + Изменение готовой продукции на складе +Незавершенное производство.

Промежуточное потребление - это все товары и услуги, пол­ностью использованные в процессе производства.

 

Чистые налоги = Косвенные налоги на продукты - Субсидии на продукты.

 

К сожалению, при расчете чистых налогов на продукты не пре­дусмотрена разбивка по отраслям, что значительно усложняет процесс. Поэтому так сложно оценить, какая отрасль обеспечивает наибольший вклад в бюджет по чистым налогам.

Существуют различные методы обработки информации:

· метод дефлятирования;

· метод экстраполяции;

· метод моделирования;

· экономико-математический метод;

· метод экспертных оценок и др.

Минэкономразвития России дает рекомендации по использова­нию тех или иных методов. В частности, метод экспертных оценок реко­мендуется использовать только для отраслей, связанных с инноваци­ями, поскольку сегодня серьезной методологии, точных методов оценок деятельности этих отраслей не существует.

На практике используют, как правило, все методы одновременно. Так, метод дефлятирования применяется в тех случаях, когда точно известно, что физический объем по данному продукту не увеличится в следующем году. В соответствии с данным методом стоимостной объем производства рассчитывается как произведение физического объема на индекс цен по данной отрасли. Чаще всего этот метод при­меняется по отношению к сфере услуг, например, к образованию.

Второй метод - метод экстраполяции - применяют при измене­нии физического объема производства. В этом случае валовой выпуск будет представлен следующим образом:

 

Валовой выпуск = Стоимость товаров х Индекс физического объема производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: