Планирование и прогнозирование ВРП.
Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем.
Выделяют три вида прогноза:
1. краткосрочный, сроком на год;
2. среднесрочный, сроком от 3 до 5 лет;
3. долгосрочный, сроком более чем на 5 лет.
Прогнозирование - это неотъемлемый этап процесса управления, как на региональном, так и на федеральном уровне. Любое управленческое решение является реализацией того или иного прогноза.
Процесс прогнозирования базируется сегодня на Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Федеральный закон в таких случаях является базовым, и тот понятийный аппарат, который в нем заложен, остается до сих пор неизменным. Местные законы дополняют первый и решают ключевые вопросы прогнозной деятельности на уровне субъекта Федерации.
Кроме того, особое внимание прогнозу уделяется и в таком важном документе, как Бюджетный кодекс РФ. Так, в ст. 184 БК РФ устанавливается, что первым этапом формирования бюджета является разработка прогноза, а также выбор варианта развития экономики в тот или иной период.
Участие и роль прогноза в бюджетном процессе
График разработки прогноза валового регионального продукта (ВРП) представлен на рис. 1.
Сценарные условия | - Май | ![]() | |
Основные параметры прогноза | - Июнь | Разработка бюджета | |
Подведение итогов полугодия | - Июль | ||
Прогноз | - Август | ||
Корректировка прогноза | ![]() | Бюджетная роспись |
Рис. 1. График разработки прогноза ВРП для целей формирования бюджета
Так, начиная с мая Министерство экономического развития и торговли РФ передает субъектам Федерации сценарные условия по бюджету. В течение нескольких недель субъекты Федерации составляют первичный, предварительный прогноз, который отсылается в Москву. В дальнейшем идет постоянное уточнение цифр, информации вплоть до конца года. В эту работу включаются все департаменты, подразделения администрации региона. Ответственность при составлении окончательного прогноза огромна, поскольку итоговые показатели повлияют на формирование доходной и в первую очередь расходной части бюджета (например, индекс потребительских цен). В случае неточности показателей пострадают те сферы экономики, которые напрямую зависят от бюджета. Уровень финансирования образовательных, медицинских и иных учреждений должен как минимум покрывать уровень инфляции. Именно поэтому даже в декабре есть возможность изменить те или иные параметры прогноза, чтобы избежать негативных последствий. И только тогда ставится бюджетная роспись.
Последние несколько лет в состав законодательных органов власти регионов входят контрольные палаты, которые согласуют параметры бюджета и экономического развития.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ базой прогноза служат три основных индикатора:
1. валовой региональный продукт;
2. реальные доходы населения;
3. индекс потребительских цен.
К сожалению, то, что должно прогнозироваться на региональном уровне, прогнозируется на федеральном. Поэтому пока на уровне регионов не существует соответствующих законодательных актов, устанавливающих необходимость прогноза данных показателей.
ВРП - это обобщающий показатель экономической деятельности региона. В системе национальных счетов он определяется следующим образом: «ВРП - это сумма вновь созданных стоимостей продукции, и услуг, произведенных в отдельном регионе».
ВРП = Валовая добавленная стоимость по отраслям + Чистые налоги на продукты.
Среди проблем измерения, оценки ВРП и их совершенствования можно выделить следующие.
Во-первых, ВРП не включает в себя (или включает частично) результаты видов деятельности, направленных на осуществление общенациональных задач (например, оборона, денежная система и т.п.). Это так называемые общесистемные расходы, которые практически невозможно разделить между регионами. В результате суммарные ВРП всех регионов меньше ВВП, т.е. ВРП не есть прямой аналог ВВП страны. Эта разница составляет в среднем 10—12%.
Во-вторых, рассчитывая ВРП, необходимо внимательно подходить к результатам функционирования тех предприятий, деятельность которых выходит за пределы региона.
В-третьих, есть необходимость отдельно учитывать теневой сектор
региональной экономики (по официальной терминологии, «ненаблюдаемая экономика»). Это позволит более точно и корректно проводить
комплексный анализ региональной экономики и межрегиональные
сопоставления.
В-четвертых, при межстрановых и межрегиональных сопоставлениях важно учитывать региональные различия в уровне цен на товары и услуги. Объемы ВРП исчисляются в фактических рыночных ценах.
Наиболее приемлемый для российских регионов метод сопоставлений по паритету покупательной способности (ППС), используемый в международной практике странами, имеющими собственную валюту. Для России ППС - это количество рублей, необходимых для покупки стандартного набора товаров и услуг.
Существует два основных метода прогноза уровня ВРП - производственный и распределительный. Минэкономразвития при прогнозировании ВРП рекомендует пользоваться только производственным методом. Распределительный метод, к сожалению, пока не нашел должного отражения в системе национальных счетов (СНС) и потому сложен для использования. Им пользуются для проверки расчетов.
Валовой выпуск — Промежуточное потребление = Валовая добавленная стоимость + Чистые налоги.
Математически валовой выпуск рассчитывается по каждой составляющей следующим образом:
Валовой выпуск = Объем реализованной продукции + Изменение готовой продукции на складе +Незавершенное производство.
Промежуточное потребление - это все товары и услуги, полностью использованные в процессе производства.
Чистые налоги = Косвенные налоги на продукты - Субсидии на продукты.
К сожалению, при расчете чистых налогов на продукты не предусмотрена разбивка по отраслям, что значительно усложняет процесс. Поэтому так сложно оценить, какая отрасль обеспечивает наибольший вклад в бюджет по чистым налогам.
Существуют различные методы обработки информации:
· метод дефлятирования;
· метод экстраполяции;
· метод моделирования;
· экономико-математический метод;
· метод экспертных оценок и др.
Минэкономразвития России дает рекомендации по использованию тех или иных методов. В частности, метод экспертных оценок рекомендуется использовать только для отраслей, связанных с инновациями, поскольку сегодня серьезной методологии, точных методов оценок деятельности этих отраслей не существует.
На практике используют, как правило, все методы одновременно. Так, метод дефлятирования применяется в тех случаях, когда точно известно, что физический объем по данному продукту не увеличится в следующем году. В соответствии с данным методом стоимостной объем производства рассчитывается как произведение физического объема на индекс цен по данной отрасли. Чаще всего этот метод применяется по отношению к сфере услуг, например, к образованию.
Второй метод - метод экстраполяции - применяют при изменении физического объема производства. В этом случае валовой выпуск будет представлен следующим образом:
Валовой выпуск = Стоимость товаров х Индекс физического объема производства.