Развитие философско-правовой мысли в России и распространение либерализма.




Просветительство как идейное течение развивается и в на­чале XIX в. В России продолжаются попытки осмыслить роль и назначение человека как правового индивида, найти путь избавления от крепостничества — главной беды русского наро­да. Такой путь русские просветители видели в знаниях, разуме.

В начале XIX в. к этой теме обращалась плеяда мыслителей, в том числе философы, рассматривавшие проблему отмены крепостничества, а часто и ограничения самодержавия через правовой механизм, через возврат к естественному праву. Это Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 — после 1801 гг.), Василий Федорович Малиновский (1765—1814), Иван Пе­трович Панин (1773—1805), Александр Петрович Куницын (1783—1840) и др.

А. П. Куницын полагал, что в установлении справедливых отношений между людьми решающую роль играет разум, так как он, с одной стороны, охраняет свободу человека от страстей, сдерживает чувственно-волевые всплески и эмоции, а с дру­гой — защищает от внешнего насилия.

Философию права Куницын разделял на две части: нравоу­чение (внутренняя свобода) и правоучение (внешняя свобода). Примечательно, что эту дисциплину он называл «нравственной философией».

Свободу Куницын считал общей целью человечества, кото­рой можно достичь, только соблюдая взаимные права и точно исполняя взаимные обязанности.

После Отечественной войны 1812 г. борьбу за свободу в Рос­сии возглавили декабристы. Они ставили перед собой задачу ликвидировать крепостничество, абсолютную монархию, со­словное неравенство и установить основные свободы — лич­ности, слова, собственности, вероисповедания.

В философско-правовых воззрениях декабристы исходили из концепций естественного права и общественного договора. Они были убеждены, что государство возникает на основе изна­чально справедливого договора между народом и правителем. Когда же этот договор правителем нарушается, народ вправе его сменить. Самодержавие, считали они,— самая несправед­ливая и незаконная форма власти. Даже общинно-вечевая ор­ганизация Древней Руси была более совершенной и справедли­вой, чем самодержавный деспотизм. Тем более справедливым и прогрессивным является республиканский строй, который и необходимо установить в России.

Один из идеологов декабристов, внесший весомый вклад в развитие русской философско-правовой мысли,—полковник Павел Иванович Пестель (1793—1826). В частности, в про­екте устройства России он мыслил будущее отечество как го­сударство, основанное на трех принципах: «Единородство, единообразие, единомыслие». Управляться такое государство должно тремя ветвями власти — законодательной (Народное Вече), исполнительной (Державная Дума) и блюстительной (Верховный Собор). Вместе они призваны обеспечить благо­денствие, понимаемое П.И. Пестелем как равновесие прав и обязанностей правителей и народа. Состояние благоденствия поддерживают три группы законов: духовные — изложенные в Священном Писании; естественные — вытекающие из при­родных нужд человека; и гражданские — установленные госу­дарством. Пестелевская концепция «всеобщего благоденствия» предполагала ликвидацию монархии и сословных привилегий, учреждение неприкосновенности личности, равенства, свобо­ды печати, слова и собраний, т.е. предусматривала буржуазные преобразования.

Близкими идеям декабристов были взгляды Петра Яковлеви­ча Чаадаева (1794—1856). Его трактат «Философические пись­ма» положил начало двум идейным течениям — славянофилов и западников. Примечательно, что в вопросах философии права приверженцы обоих течений имели много общего. Так, и сла­вянофил А. С. Хомяков (1804—1860), и западник А. И. Герцен (1812—1870) выступали за отмену крепостного права. Разли­чия заключались в желаемых способах его отмены и в формах правления Российским государством. Если славянофилы про­возглашали лозунг «Православие, самодержавие, народность», то западники предлагали установить социальную республику (А. И. Герцен), призывали крестьян к восстанию против само­державия (Н. Г. Чернышевский).

Идеал социального устройства России для славянофилов — крестьянская община. В противовес этой идее и западнической идее социальной республики в середине XIX в. возникает тео­рия анархизма

У истоков анархизма стоял «руссейший из русских», по ха­рактеристике философа С. А. Левицкого, Михаил Александро­вич Бакунин (1814—1876), бунтарь, избравший кредо: радость разрушения есть творческая радость. Он полагал, что законы любого государства неправедны и порабощают человека.

Для достижения подлинной свободы необходимо уничто­жить государство и восстановить естественное право как под­линно человеческое. Итогом борьбы должен стать «безгосудар­ственный социализм». Свобода и социализм — вот краеугольные камни нового общества, провозглашал М. А. Бакунин в работе «Государственность и анархия». Он писал, что «свобода без со­циализма — это привилегия, несправедливость; социализм без свободы — это рабство и скотство».

Причем, М. А. Бакунин не отождествлял свободу с равен­ством, полагая, что любой, даже относительно равноправ­ный коллектив ущемляет свободу. Поэтому к крестьянской общине как к идеалу общественного устройства он относился критически и подчеркивал, что в ней фактически отсутствует право — индивид всегда бесправен перед общиной, она деспо­тична, в ней принижена роль женщины и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: