Философско-правовая мысль России XVIII в.




Реформы Петра Первого решительно изменили духовную жизнь России.

Усиление светской власти, роли государства нашло отражение и в философско-правовой мысли. Домини­рующими в России становятся просветительские идеи, к тому времени прочно завоевавшие позиции в Западной Европе. Так, один из членов «ученой дружины Петра», историк Василий Ни­китич Татищев (1686—1750), трактуя договорную концепцию, не ограничивал ее сферой государства, а распространял на все уровни общественной и даже личной жизни.

С его точки зрения, обществу свойствены три состояния: «есте­ственное» — в котором все имеют равные права и равные возмож­ности, «естественная неволя» — когда люди строят отношения по нормам, установленным государством, и «добровольная нево­ля» — когда отношения определяются сословно-классовыми раз­личиями. Причем «естественная неволя» и «добровольная неволя» формируются на основе естественных договоров.

Такие договоры, полагал Татищев, заключаются между людь­ми — мужем и женой, родителями и детьми, крепостниками и крепостными —для «общей пользы». Они предуготованы самой природой, а потому составляют естественное право. Законы, т.е. писаное право, не всегда соответствуют естественному устрой­ству мира (такое несоответствие, в частности, он видел в зави­симости закона от родовитости граждан). Их следует отменить и создать новые, распространяющие силу на всех граждан.

С XVIII в. философия права начинает преподаваться в рос­сийских учебных заведениях как самостоятельная дисциплина. На этом основании некоторые современные исследователи1 считают XVIII в. точкой отсчета ее зарождения в России. Одна­ко трактовка философии права лишь как учебной дисциплины весьма узкая, следовательно, лишает ее права именоваться фило­софией. Кроме того, очевиден двойной стандарт в отношении к философско-правовой мысли Запада и России. Ведь этот же автор не ведет отсчет появления философии права на Западе с факта ее преподавания, а начинает рассматривать философско-правовую проблематику с «гомеровской Греции», с Гесиода и Пи­фагора, когда философия права еще не только не преподавалась, но и не выделилась как самостоятельная дисциплина.

Тем не менее, XVIII в.— это век становления философии права как самостоятельной отрасли философского знания.

Именно в трудах философов-просветителей (а не юристов) за­кладываются научные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат.

Так, в труде «Философские предложения» одного из пер­вых русских просветителей Якова Павловича Козельского (1728—1795) философия делится на теоретическую (логика и метафизика) и практическую, или нравоучительную (юри­спруденция и политика). Юриспруденцией он называл знание всех возможных «прав и правостей». А под правом понимал справедливость, т.е. деяние, которое не приносит ни поль­зы, ни вреда другим людям, но необходимо для «соблюдения жизни человека», например право любить ближнего, право пи­таться и др. Это право он назвал «божественным». Существует и «общее право», подразделяющееся на «право натуральное», «право народов» и «право гражданина».

Другой видный просветитель XVIII в. Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740—1789), магистр искусств и доктор права, профессор, один из первых действительных членов Российской Академии наук, известен созданием проекта правовой реформы в России, отвергнутого Екатериной Второй. В работах Десницкий решал вопросы происхождения права и власти, предмета философии права, правовых основ супружества и др.

Так, в сочинении «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» он утверждал, что право возни­кает из частной собственности: когда земли было в изобилии, ее захват не имел смысла. Поэтому в первобытном (натураль­ном, по его терминологии) обществе отношения между людь­ми определялись обычаями. Когда появились владельцы соб­ственности, возникла потребность в правовом регулировании отношений как средстве защиты от «наглости», посягательства на собственность.

Говоря о подготовке юристов, Десницкий называет основ­ные дисциплины, которые им необходимо изучать:

—нравоучительная философия как учение о добродете­лях — истине, премудрости, великодушии и воздержании. Основным вопросом нравоучительной философии Десницкий считал соотношение справедливости и полезности;

—натуральная юриспруденция как учение о правах чело­века в зависимости от его состояния и звания;

—римское право.

Интересны рассуждения Десницкого об основаниях власти одного человека над другим. Это превосходство телесное (фи­зическое), интеллектуальное (душевное) — прозорливость, хитрость и т.п., и материальное.

Друг и однокурсник С. Е. Десницкого Иван Андреевич Третья­ков (1735—1776), читавший в Московском университете курс римского права, также внес большой вклад в развитие русской философско-правовой мысли. В частности, он показал зависи­мость между состоянием правопорядка и крепостью власти: когда власть не защищает граждан от несправедливости, усиливается «отвращение от трудолюбия», тунеядство, праздность, преступ­ность. Поэтому, если власть хочет быть прочной, она должна за­щищать граждан от угроз, как внутренних, так и внешних.

Большое влияние на развитие русской философии права оказали труды французских просветителей, особенно их идеи общественного договора и естественного права.

Усиление антикрепостнической борьбы в екатерининскую эпоху привело к попыткам идейного обличения крепостничества. Яростным обличителем был мыслитель и писатель (а по долж­ности начальник Петербургской таможни) Александр Николае­вич Радищев (1749—1802). В произведениях он утверждал, что крепостничество возникает как результат нарушения власть предержащими общественного договора, заключенного между людьми в силу их природной социальности. Этот договор должен был охранять естественные права — свободу мысли, слова, право самозащиты, неприкосновенности собственности, равной судеб­ной ответственности и т.п., и в итоге обеспечить социальную справедливость в обществе. Но самодержцы обманули и предали народ, нарушили договор, установили преступную деспотиче­скую власть. В отличие от французских просветителей, Радищев считал бессмысленными надежды на просвещенного монарха, гак как царь и есть главный «мучитель» народа.

Избавление России от «мучительства» А. Н. Радищев видел в установлении республиканского строя, уравнении всех со­словий в правах, избираемости судей, т.е. отмене крепостни­чества в полном объеме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: