Тема 6. Философско-правовые идеи Российских мыслителей
Вопросы:
Введение
Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII веках
Развитие философско-правовой мысли в России и распространение либерализма.
Либеральное мировоззрение в работах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и др.
Заключение
Литература
1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 72- 91..
2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.
3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.
4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.
5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 114-130 с.
6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 153-195 с.
Введение
Развитие духовной жизни России шло в русле развития мировой культуры. Тем не менее особенности, усугубленные постоянными внешними угрозами и внутренними междоусобицами, создали своеобразный феномен мировой культуры — «русское». Среди особенностей выделяют экономические (широкое развитие общинной собственности), политические (абсолютизм власти, доминирование государства над иными социальными институтами), социальные (отсутствие рабства как социального института) и духовные (язычество, веротерпимость и др.) Многие аспекты феномена «русское» описаны классиками мировой философии, но он велик по объему и содержанию, поэтому по сей день остается малоизученным. В рамках становления и развития феномена формировалась и русская философско-правовая мысль. Возникнув в лоне нерасчлененного знания, мудрости, философско-правовая теория прошла те же исторические этапы, что и русская философия.
|
Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII века.
Первые письменные упоминания философско-правовых тем датируются XI в. Это вовсе не означает, что ранее на Руси не существовало неписанных норм, общих представлений о справедливости, правах, обязанностях и т.п. Они были и фиксировались в обычаях, обрядах, табу, религиозных догмах. В XI в. возникают попытки философского осмысления действительности, появляются произведения, в которых рассматриваются проблемы истоков и сущности правды, клеветы, власти, справедливости и несправедливости. Так, в «Изборник» 1076 г. включены тексты нравственно-правового характера. К ним можно отнести, в частности, «Слово некоего отца к сыну своему» и трактат Нила Синайского (Философа) «О воздержании».
Первое сочинение, непосредственно обращенное к теме философии права, — «Слово о законе и благодати», было написано между 1037 и 1050 г., во время княжения Ярослава Мудрого.
Его автор митрополит Илларион сопоставляет закон и благодать как ступени развития человечества. С законом он связывает доцивилизационный этап мировой истории, основными функциями которого являются принуждение к выполнению божественных заповедей и воспитание нравственности, законопослушания и справедливости. Эти добродетели ведут к достижению благодати, цивилизованности и обретению истинной веры в Иисуса Христа.
Примечательно, что у Иллариона благодать как вселенское состояние предполагает равенство всех народов, их мирное сосуществование, которое обеспечивается князем как представителем Бога.
|
Владимир Мономах (1053—1125), великий князь киевский (с 1113 г.), оставил потомкам несколько сочинений, объединенных под названием «Поучение». В нем он призывает иметь «страх божий», т.е. не совершать злодеяний, помнить тяжесть гpexa и ужас преступления. Князь учит своих детей, как править подданными: не притеснять убогих и слабых, помогать бедным, почитать духовных наставников, судить строго, но милосердно, не допускать кровной мести.
В эпоху феодальной раздробленности видное место в духовной жизни Руси занимало «Моление» (или «Слово») Даниила Заточника. Жалобу к князю он обставил нравоучительными текстами и изречениями, затрагивающими вопросы власти, безопасности, государственного управления. Так, он отмечал, что боярство неэффективно и его следует заменить Думой не родовитых, а умных советников; что армией следует руководить лично князю и содержать ее в постоянной готовности к защите государственных интересов; что власть должна быть крепкой и не допускать внутренних распрей.
В XIII в. для Руси наступили времена тяжких испытаний. Ослабленная княжескими междоусобицами, страна была захвачена татаро-монголами. Осмыслению причин великой беды посвящены сказания «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» и др. Их авторы видели в этих трагических событиях наказание за небрежение, говоря современным языком, к правовым нормам. Пять «Слов» архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона Владимирского написаны в философско-правовом ключе. В одном из них он констатировал: «Се уже 40 лет приближаеть томление и мука. Кто же ны сего доведе? Наша беззаконье и наши грехи, наше непослушанье, наше непокаянье». И далее он призывает: «Лучши, братья, престанем от зла; лишимъся всех дел злых: разбоя, грабленья, пьянства, прелюбодейства, скупости, лихвы, обиды, татбы, лжива послушьства, гнева, ярости, злоиманья, джи, клеветы, резоиманья»[1]. («Лживо послушьство» — лжесвидетельство; «резоиманье» — ростовщичество). Именно такие деяния, утверждал Серапион, привели к гибели Вавилон, Рим и другие некогда могущественные города.
|
Церковная реформа, проведенная Иваном Грозным, положила начало регламентации духовной жизни государства. Церковное право, изложенное в «Стоглаве» 1551 г., стало основой религиозной жизни феодальной Руси, а быт граждан определял «Домострой», включавший 64 главы. Помимо чисто житейских рекомендаций по ведению хозяйства, по супружеским обязанностям и пр., он определял и правовые отношения в обществе.
В конце XV — начале XVI в. в центре духовной жизни России стояла борьба нестяжателей и иосиофлян, связанная, в частности, с взаимоотношением духовной и светской властей, правами церкви на земли и реформой монастырей. Одним из виднейших нестяжателей был Максим Грек (1470— 1556). В философско-правовом отношении наибольшее значение имеет его сочинение «Главы поучительны начальствующим правомерно», в котором он вменял в обязанность самодержцу научиться управлять собой, для чего необходимо обуздать три великий греха: «сластолюбие, славолюбие и сребролюбие»[2].
С Максимом Греком был солидарен основоположник иосиофлянства Иосиф Волоцкий (1439/40—1515). Однако между ними имелись идейные расхождения в вопросах права и власти, в оценках нравственно-правовых качеств самодержца. Иосиф Волоцкий утверждал, что великокняжеская власть от Бога, но великий князь — земной человек с присущими ему недостатками; совершая ошибки, он может из «отца» народа стать его «мучителем». Такому правителю, учил Иосиф, следует не повиноваться, а оказывать сопротивление, ибо он из «слуги Бога» превращается в «диавола».