Государственное регулирование устойчивого развития агропромышленного комплекса




Государственное регулирование устойчивого развития агропромышленного комплекса представляет собой систему экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивости воспроизводства предпринимательского типа. Безусловно, цель такого регулирования состоит в постоянном удовлетворении потребностей населения страны в продуктах питания и товарах народного потребления, производимых их сельскохозяйственного сырья.

Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в агропромышленном комплексе раскрывается, собственно говоря, в его функциональной роли. Прежде всего, необходимо отметить функцию формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и так далее. Кроме того, весьма важна функция, ориентированная на поддержание устойчивого спроса на продукты питания и, соответственно, их предложение. Это может быть достигнуто посредством формирования и поддержания системы цен, обеспечивающей стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Помимо этого, поощряется создание системы обеспечения инфраструктурой для функционирования земельных рынков, материальных и технических ресурсов, капитала, товаров продовольствия. Оно позволяет обеспечивать становление субъектов агропромышленного комплекса в системе мирового продовольственного рынка, как равноправных продавцов и покупателей. И, как известно, государственное регулирование оказывает содействие обеспечению устойчивого воспроизводства в агропромышленном комплексе в научной и кадровой сферах.[8]

Основополагающей базой для системы государственного регулирования агропромышленного комплекса, бесспорно, служит совокупность методологических принципов:

· Рациональный аграрный протекционизм. Его особенность, прежде всего, заключается в том, что он подлежит комплексной реализации, то есть государство должно оказывать поддержку, обеспечивающую надежность воспроизводства, не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах агропромышленного комплекса, занимаясь регуляцией при этом устойчивости его развития, в целом. Поэтому, определенно, задача государства состоит в том, чтобы с помощью совокупности организационных и экономических, нормативных и правовых механизмов создавать на инновационной основе благоприятные условия для развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, материальной базы мелиорации, производственного восстановления минеральных удобрений других отраслей и производств сферы агропромышленного комплекса, которая является фондообразующей. Аграрный протекционизм, так или иначе, выступает одной из важнейших основ, которая занимается обеспечением продовольственной безопасности всего государства и отдельного региона, как важнейшего компонента национальной безопасности.

· Принцип программно-целевого регулирования и поддержки. Для обеспечения его реализации, безусловно, требуется разработка концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса России в целом и ее регионов на основе научно-обоснованных прогнозов на долгосрочную перспективу.

· Принцип гарантированной государственной поддержки устойчивого развития агропромышленного комплекса. Он предполагает, судя по всему, поддержку и организацию эффективного использования средств помощи, предоставляемой государством. Государству сегодня чрезвычайно важно гарантировать создание условий для становления и устойчивого поддержания паритета цен на товары сельского хозяйства и средства производства для села, на средства производства для фондообразующих отраслей агропромышленного комплекса и продукцию этих отраслей, на продукцию в сферах растениеводства и животноводства. Для реализации принципа гарантированной поддержки аграрно-промышленного комплекса необходимо наличие совокупности экономических механизмов контроля за заинтересованностью и ответственностью государственных органов, чиновников и служащих, которые и выполняют функцию данной поддержки.

· Гибкий, дифференцированный подход. Безусловно, следует учитывать различия в формах собственности и эффективности хозяйствования, неодинаковую значимость конкретного хозяйствующего субъекта в обеспечении устойчивости инновационности и экологичности воспроизводства, потенциальной конкурентоспособности производимой продукции, уровня развития предпринимательства, рискованности, эффективности участия в реализации программ на государственном уровне и так далее.

· Мотивационная направленность государственного регулирования и поддержки. Осуществление этого принципа, как правило, требует формирования мотивационных механизмов перелива капитала, внедрения экзогенных и связанных с ним техногенных производственных технологий, эффективной структуры и рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса.

· Принцип максимально эффективного использования ресурсов. Его можно реализовать, если приложить максимум усилий в использовании сил природы, создать адаптированную к конкретным природно-климатическим региональным условиям систему хозяйствования, позволяющую наиболее полно включить в дело потенциал биологической системы. Наиболее полное использование ресурсов, тем не менее, требует, чтобы материальная и техническая основа агропромышленного комплекса подлежала переориентации на их эффективное использование и на предотвращение разрушения потенциала биосистемы на основе максимального внедрения производственных инноваций. Также необходимо обеспечить рациональное использование интеллектуального потенциала ученых, предпринимательских способностей агропромышленных субъектов. Представляется немаловажным и стимулирование системы хозяйствования, приспособление ее к наиболее конструктивным рыночным функциям. Из этого следует, что государству следует применять наиболее эффективные формы и методы государственного регулирования, взаимосвязанные между собой, с учетом специфики воспроизводства в конкретном агропромышленном комплексе.[9]

Основными целями государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса, как правило, выступают следующие:

· обеспечение населения продуктами питания, а перерабатывающих отраслей промышленности - сырьем;

· увеличение экспортных возможностей отраслей агропромышленного комплекса;

· решение социальных, культурных и бытовых проблем, которые существуют в агропромышленном комплексе в условиях становления рыночных отношений и многоукладности экономики.

При управлении агропромышленным комплексом государство организует выполнение следующего перечня функций:

· Нормотворческие - формирование нормативной и правовой базы агропромышленного комплекса, а именно: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и другие;

· Разрешительные - предоставление субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса свободы выбора организационных и правовых форм предприятий, самостоятельного распоряжения продукцией, которая ими производится. Передача акций в доверительное управление. Создание бюджетных и внебюджетных фондов, субсидирование, финансовое и ресурсное обеспечение федеральных целевых программ, лицензирование, квотирование и так далее;

· Контрольно-запретительные - контроль за реализацией общей стратегии аграрной политики, надзор в области ветеринарии, химизации и защиты растении, использования земель, экологии, охраны труда и так далее; антимонопольные меры (цены, налоги, санкции); приостановление деятельности и другое;

· Аналитические - отслеживание тенденций, анализ состояния, подготовка ежегодных аналитических докладов;

· Информационные – создание информационно-аналитических центров, информационное обеспечение хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса о состоянии рынка продукции сельского хозяйства, сырья и продовольствия; пропаганда передового опыта и достижений науки и так далее;

· Координационные (регулирующие) - регулирование межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных отношений (ценовые, налоговые, финансово-кредитные, таможенные и другие механизмы);

· Кадровые - создание сети центров обучения, подбор руководителей государственных предприятий и организаций, аттестация работников органов управления агропромышленным комплексом и другие. (В составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации имеется Департамент государственной службы и кадров);

· Научное обеспечение агропромышленного комплекса - организация и финансирование фундаментальных и наиболее важных прикладных исследований, стимулирование ключевых направлений научно-технического прогресса. Следует заметить, что научное обеспечение агропромышленного комплекса осуществляет Российская академия сельскохозяйственных наук;

· Прямое управление объектами федеральной собственности - назначение руководителей, доведение заданий по производству до исполнителей, осуществление финансовой обеспеченности программ, контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью;

· Участие в управлении акционерными обществами контрольных органов государства - представительство в органах управления акционерных обществ: собраниях акционеров, советах директоров; формирование государственных холдингов и другое.

Но вступление во Всемирную торговую организацию накладывает на Россию серьезные ограничения на объем прямой государственной помощи, оказываемой сельскому хозяйству. Однако очевидно, что без серьезной государственной помощи наши аграрии не выживут. Россия должна построить новую модель помощи, используя правовые нормы ВТО. Важнейшим инструментом поддержки аграрного производства в ближайшее время могут стать компенсации товаропроизводителям, хозяйствующим на землях, которые отнесены к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства.[10]

Таким образом, государственное регулирование в агропромышленном комплексе предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от отраслей, характеризующихся высокой монополизированностью и производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание сектора агропромышленного комплекса на государственном уровне; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства.

Кроме всего прочего, при этом должны быть приняты во внимание особенности аграрного сектора, которые являются специфическими для него: сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природа, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.

Активное воздействие на развитие агропромышленного комплекса экономическими методами государство, как установлено, может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, развитие социальной сферы, через государственные программы, государственные заказы, эффективную таможенную политику и так далее.

В области кредитно-финансовой политики, по нашему мнению, необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой.

В налоговой политике необходимо, помимо того, исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Из этого следует, что стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: