Задачи исследования
В настоящей главе представлены задачи, методы способствующие осуществлению запланированного в работе исследования, организация и проведение экспериментальной части.
1. На основании научной и научно-методической литературы обосновать возможность использования идеомоторной тренировки в процессе обучения двигательным действиям.
2. Провести сравнительный анализ технического выполнения опорного прыжка среди студентов традиционно обучающихся гимнастическим упражнениям и с использованием методики идеомоторной тренировки.
3. Выявить преимущества методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям.
Методы исследования
В процессе решения поставленных цели и задач, нами использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод бальной оценки.
3. Метод самооценки.
4. Математическая обработка полученных результатов.
Изучение и теоретический анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования
Для выяснения состояния исследовательской работы, ее значимости в современной подготовке специалиста по физической культуре и спорту, проведен анализ инновационной научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения о профессиональной подготовленности студентов обучающихся по специальности физическая культура и спорт. Исследован материал, посвященный идеомоторной тренировке.
Всего в ходе исследования нами изучено 34 литературных источника, из которых 28 были непосредственно использованы при написании квалификационной работы, в том числе и информационные ресурсы Интернет.
Метод бальной оценки
Метод использовался в экспериментальной части работы для сравнительного анализа показателей в исследуемых группах. Суть метода заключается в выставлении оценки за технику выполнения опорного прыжка «ноги врозь через коня в длину» и осуществлялась по следующим критериям:
- наличие замаха, то есть движения ногами вверх и назад, после отталкивания от мостика выше уровня горизонтали плечевого пояса;
- полное разгибание тела после отталкивания руками (возможен прогиб);
- разведение ног не ранее момента отталкивания руками;
- устойчивое, обусловленное гимнастическим стилем, приземление.
Опорный прыжок не засчитывается, если: выполнен другой прыжок по форме; прыжок выполнен не одновременным толчком руками; толчок руками выполнен о ближнюю треть коня.
Оценка техники выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости ошибок использовались следующие критерии:
- грубая ошибка – отклонение от рациональной техники движений, которое искажает основную структуру действия и значительно снижает результат;
- значительная ошибка – такое отклонение от заданной техники, которое не нарушает основную структуру действия, но явно снижает результат;
- мелкая ошибка – это отклонение от разучиваемой техники движений, которое не нарушает основную структуру двигательного действия и практически не снижает количественный результат.
Оценка техники осуществлялась по десятибалльной системе:
10 баллов – за выполнение движений без ошибок или с незначительными отклонениями;
8-9 баллов – за выполнение движений с мелкими ошибками в основной,значительными в подготовительной и заключительной фазах действия;
6-7 баллов – за выполнение движений со значительными ошибками в основной, грубыми в подготовительной и заключительной фазах действия 4-5 балла – за выполнение движений с грубыми ошибками в основной фазе действия или большим числом разных ошибок, искажающих структуру двигательного акта;
3-1-2 балла – за невыполнение двигательного действия.
Определение технического мастерства студентов проводилась автором работы совместно с доцентом кафедры гимнастики А.И. Яцыниным (руководителем практики).
Метод самооценки
Использовался для оценки индивидуального самочувствия студентов, принявших участие в эксперименте.
Математическая обработка полученных результатов
Статистическая обработка результатов эксперимента проводилась с использованием математических формул вычисления. Вычислялись следующие показатели:
n - число исследуемых;
М - средняя арифметическая величина [3].