Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.




Конспект урока литературы

Тема: Общая характеристика русской и литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

- изучить понятие «русская классическая литература»;

- выявить основные литературные направления 19 века;

- познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

- развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

- развивать умение сравнивать литературные направления;

- расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);

Воспитательные:

- воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

 

Эпиграф к уроку

 

«...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя,

поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,

бороться с пошлостью в людях,

уметь найти хорошее в них,

возбуждать в их душах стыд,

гнев, мужество, делать все для того,

чтоб люди стали благородно сильными

и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М. Горький

I. Организационный момент.

II.Постановка целей урока.

Сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический —

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик —

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

IV. Восприятие, осмысление и усвоение нового материала

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

 

Период Важнейшие исторические события в Европе и России Общая характеристика развития русской литературы ХIХ века
I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов) Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе. Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение. Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма. Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана
II половина ХIХ века (1852—1895 годы) Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855). Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия. Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований. Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: