Программа представляет собой образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка и составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
-«Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
- «Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
-«Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
-«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.
- « Социально-коммуникативное развитие» - дети учатся общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, у них формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Такое построение занятий кружка «Пластилиновое чудо» по пластилинография способствует более успешному освоению образовательной программы.
2.2.Учебно – тематический план.
№ | Основные разделы программы | Количество часов |
Растительный мир | ||
Рукотворный мир | ||
Животный мир | ||
Природные явления | ||
Всего часов. |
2.3. Тематическое планирование для II младшей группы (Примерное)
месяц | Неделя | Тема |
октябрь | 1 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема:Созрели яблоки в саду. |
2 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема:Украсим кукле платье | |
3 неделя | Раздел «Животный мир» Тема:Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать… | |
4 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема:Корзинка с ягодками. (коллективная работа) | |
ноябрь | 1 неделя | Раздел «Животный мир» Тема:Ёжик |
2 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема:Вот какой у нас арбуз | |
3 неделя | «Животный мир» Тема: Подружки для Золотой рыбки | |
4 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема: Светофор | |
декабрь | 1 неделя | Раздел «Природные явления” Тема: Солнышко (по сказке “Краденое солнце”) |
2 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема: Снеговик (с элементами рисование) | |
3 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема: Пушистая ёлочка | |
4 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема: Зимний лес (с элементами рисования) | |
Январь | 2 неделя | Раздел «Животный мир» Тема:Яичко (по сказке: ” Курочка ряба”) |
3 неделя | Раздел «Природные явления” Тема:Узоры на окнах | |
4 неделя | Раздел «Животный мир» Тема:Шубка для зайчика | |
февраль | 1 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема:Тили - бом, тили - бом загорелся Кошкин дом. (элементами аппликации) |
2 неделя | Раздел «Природные явления” Тема:Звездное небо | |
3 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема:Салют (коллективная работа) | |
4 неделя | Раздел «Животный мир» Тема:Кудряшки для овечки | |
март | 1 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема:Ромашки для мамы. |
2 неделя | Раздел «Животный мир» Тема:Бабочка | |
3 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема:Орешки от белочки (коллективная работа) | |
4 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема:Мячики для Тани. | |
апрель | 1 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема:Тюльпан |
2 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема:Юла | |
3 неделя | Раздел «Растительный мир» Тема:Золотые подсолнухи | |
4 неделя | Раздел «Природные явления” Тема:Радуга дуга | |
май | 1 неделя | Раздел «Рукотворный мир» Тема:Воздушные шарики |
2 неделя | Раздел «Животный мир» Тема:Петушок, петушок золотой гребешок | |
3 неделя | «Растительный мир» Тема:Одуванчики цветы, словно солнышко желты… (коллективная работа) | |
4 неделя | «Растительный мир» Тема: Кактус в горшочке |
Организационный раздел
Описание методики.
Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.
Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:
· Использование только приёма надавливания.
· Использование только приёма размазывания.
· Использование только приёма отщипывания.
· Использование только приёма вдавливания.
· Использование всех приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко - вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик).
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.
Для работы с детьми раннего возраста выбирайте пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа - плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.
На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д.