Занятия с детьми рассчитаны на год обучения на младший дошкольный возраст. Проводится 1 занятие в неделю, длительностью 15 минут. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно -образовательные, что в целом позволяет развивать личность ребенка. Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии. Занятия составлены с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов, приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развития творческих способностей детей. Занятия проводим нетрадиционно, используя новые методы: надавливание и размазывание, изготавливаем простейшие рельефные поделки методом скатывания и раскатывания, соединяем детали, вдавливаем различные предметы в основу из пластилина, размазываем пластилин указательным пальцем на картоне.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями и по развитию речи, в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия пластилинографией – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применяются в работе с детьми стихотворении, потешки, загадки, физкультурные паузы, пальчиковые игры. На занятиях предполагается знакомство детей с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета, используются эстетически красочные предметы, игрушки. Разумно чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу.
- Научиться действовать по словесному указанию.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Тематика занятий отражена в трех направлениях:
· изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
· изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
· создание сказочного мира, сказочных образов.
Структура занятий.
Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но обязательно включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы пластилинографии. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т.д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку.
В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.
Работа с родителями
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были..
Задачи программы кружка «Пластилиновое чудо» по взаимодействию с родителями:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Объединить усилия для развития у детей художественного творчества.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя кружка «Пластилиновое чудо» с родителями:
• Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество, а не настойчивость.
• Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по
работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
• Динамичность.
Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Пластилиновое чудо», для родителей в течение года:
• «День открытых дверей»
(Посещение родителями занятий кружка «Пластилиновое чудо»).
• Семинары – практикумы для родителей: «Пластилинография»
«Нетрадиционные техники рисования»
Темы консультаций для родителей:
«Первые шаги в работе с пластилином».
«Как воспитать творческую личность» и т. д.