Следующая книга Б. Васильева «В списках не значился»




Библиографический обзор

«А в книжной памяти мгновения войны…»

Уже война почти, что в старину,
В ряды легенд вошли сражений были.
По книжкам учат школьники войну,
А мы её по сводкам проходили.

 

В. Соколов

 

Здравствуйте, ребята!

С каждым годом все дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. О войне можно говорить по - разному: скорбно и торжественно, горестно и гордо, но важно передать память о ней будущим поколениям.

Литература всегда была и остаётся одним из основных источников, который знакомит детей и подростков с событиями военной поры. Конечно, литература не в силах изменить мир, но всё же книги о войне, о детях на войне, возможно, могут тронуть чьё-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь.

Предлагаю вашему вниманию обзор некоторых книг, в которых отражены судьбы детей в годы Великой Отечественной войны. Также вы можете обратить внимание на виртуальную выставку, которая будет показываться в ходе обзора.

 

И первая книга, с которой я хочу вас познакомить: В.Богомолова «Иван. Зося»

Повесть «Иван»

Рассказ начинается с находки армией мальчика у берегов Днепра. История происходит во времена Великой отечественной войны. Выясняется, что Иван юный разведчик 12 лет. Он даже переплыл реку для выполнения задания. Лейтенант Гальцев сначала не мог поверить в это и не очень дружелюбно принял мальчика. Но вскоре об этом пожалел и изменил свой взгляд. К нему по-разному относились, но часто ценили за храбрость. Вскоре приехал Холин и вручил Ивану форму и награды за отличную службу. Они вместе уезжают. Как оказалось, семья Ивана погибла на войне, поэтому он решил мстить врагам, содействуя красной армии. Даже в такое время автор показывает моменты где мальчик играет. Ведь он все равно остался ребенком, война не его дело он не должен воевать. Иван собирал информацию на фашистов.

Ребята на самом деле это очень страшно. В этой повести мы, что видим, как маленький мальчик, которому надо еще играть, ведет себя как настоящий боец. Зная, что может погибнуть он идет в тыл врага. Понимая, что на улице холодно, что вода уже ледяная, он стойко переносит все это и переплывает Днепр. Он собирает важную информацию о враге, он совершает настоящий подвиг, не каждый взрослый бы осмелился на такое, а маленький мальчик смог. Даже в тексте есть такие слова, где Холин отметил что они третий год воюют, «а в глаза смерти - как Иван!- и не заглядывали». Ведь этому маленькому мальчику предстояло за ночь пройти около 20 км и потом – еще не меньше. А это уже подвиг.

Война и дети не должны пересекаться в реальности. Дети должны быть заняты играми, образованием, а не страшными делами.

Мы видим с вами, что автор показывает и в то же время восхищается этим мальчиком, его любовью к Родине, его ненавистью к врагу, детской ненавистью за то, что отняла близких. Он показывает на что способны дети и что их в клад в победу очень большой.

А что было дальше, получилось ли у Ивана выполнить задание, и как сложилась его судьба, я предлагаю вам ребята прочитать самим.

Ребята, что вы можете сказать об Иване, какое ваше первое впечатление о нем? Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?

 

Следующая книга В. Распутин «Уроки французского»

Герой произведения- 11- летний мальчик Володя, который пошел в 5 класс в 1948 году.

В деревне была только младшая школа, и чтобы учиться дальше, главному герою пришлось переехать в райцентр за 50 км от дома. В то время они жили голодно. Из трех детей в семье он был самый старший. Росли они без отца. В младшей школе он учился хорошо. В деревне его считали грамотеем, и все говорили маме, что он должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, все равно не будет, и пристроила его в райцентре к своей знакомой.

Здесь он тоже учился хорошо. Исключением был французский язык

Мальчика мучило и одиночество, и страшный голод, который он никогда не мог утолить. Узнав о его бедственном положении, (а узнала она об этом когда Володя стал играть в игру на деньги «чику») («чика» Эта игра послевоенного времени, а зародилась она еще в гражданскую войну.) учительница французского языка, (по этому предмету он отставал решила помочь ученику. Но он не принимал помощь ни в каком виде. Тогда учительница решила играть с ним в «пристенок» за деньги, чтобы ребенок мог на выигранные деньги покупать себе молоко. Но о таком поступке учительницы узнает директор….

Если вам интересно, что же случилось дальше я предлагаю дочитать самим.

Что мы здесь видим с вами ребята, что мальчик Володя в послевоенные годы испытывая голод, все равно решает учиться дальше. Когда он понимает и знает, что у него крадут продукты, те небольшие крохи, которые мама ему отправляет, он все равно молчит и не хочет расстраивать свою мать. Решается играть на деньги, чтобы на них купить себе молока. Но когда учительница французского языка узнает об этом и пытается ему как-то помочь. (отправляет посылку с продуктами, приглашает за стол на ужин), хотя он и очень голодный, но отказывается от ее помощи. Учительница всем сердцем жалеет мальчика, однако он был слишком гордым для того, чтобы принимать помощь. Он стойко переносит все это, держит свое достоинство, хотя и испытывает голод. В это непростое время дети очень рано взрослеют.

Что мы можем сказать о молодой учительнице, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия, и помогла одинокому голодающему мальчику. Ее благородный поступок оставил глубокий след в душе ребенка, который, без сомнения, вырастет порядочным человеком.

Как вы ребята думаете, правильно ли поступила учительница, решив играть с Володей на деньги? Что вы можете сказать о мальчике окончил ли он учебу? (Беседа с детьми).

 

Следующая книга Е.Носова «Красное вино победы».

«Красное вино победы» написано по горячим следам и основано на реальных событиях. Действительно, молодой писатель был тяжело ранен и доставлен в военный госпиталь в Серпухове. Само же здание, в котором он расположился, раньше, до начала войны было школой.

Все персонажи, которые присутствуют в рассказе, тоже реальны. Получив ранение в феврале 1945 года, Носов Евгений Иванович попал в полевой госпиталь. Антисанитария, постоянно сменяющийся поток раненых, море крови, боли, смерть остановили неизгладимый отпечаток в памяти писателя. Все рассказы Е.Носова основаны на реальных событиях, но именно в этом ничего не изменено и не добавлено.

Рассказ начинается с того, что несколько военнослужащих попадают в Серпуховский госпиталь, что под Москвой. Доставляли раненых в него примерно неделю. Приезд запомнился холодной погодой. Солдат выносили в нижнем белье, накрывали одеялами и на носилках доставляли в светлые палаты, где ждал персонал, чтобы наложить чистые повязки. Именно белый цвет – приоритетный в начале произведения. Первые впечатления от чистой постели были непередаваемыми. Каждый боец не мог представить, что все это реально. Но вскоре белизна и мягкость надоели. Радость омрачена была зудящими ранами и тлетворным запахом, который стоял в палате для 12 человек.

Фронт позади, а радио извещало, что на поле брани, скорее всего, никто уже не вернется, потому что наступление набрало обороты. Берлин будет взят без них. Но повозки с ранеными не перестают поступать из леса, съезжаться со всех сторон. Наспех перебинтованные, стонущие, умирающие солдаты пополняют палаты госпиталя.

Копешкин - самый тяжелый пациент в палате. Он не двигается, его тело полностью заковано в белый гипсовый панцирь. Солдат еле разговаривает, потому активного участия в обсуждениях не принимает. Копешкин не был выдающимся героем, он служил извозчиком. Когда его спрашивали о медалях, отнекивался. Какие там могли быть медали у того, кто даже фрицев убивать не должен был. О месте его жительства соратники узнают из надписи на письме.

Параллельно рассказывается о путешествии в госпиталь и о том, как меняется воздух в зависимости от местности. Чем ближе к Родине, тем легче дышать. Основных персонажей -12. Это солдаты, медсестры и главврач больницы. Солдаты вспоминают родные пенаты и начинают спорить, чья сторона лучше.

Ребята, вы знаете, что означает выражение родные пенаты? (Ранее так назывались древнеримские боги, покровители домашнего очага. Однако в современном языке пенатами также называются родные места, родной дом, родной кров).

Ребята, как вы думаете, почему автор назвал Копешкина Иваном? (Иван- олицетворяет весь русский народ, русских солдат, которые отдали жизнь в войне).

Что мы можем сказать о этом рассказе, он вызывает сострадание. Все бойцы ранены, кто-то без рук, кто-то с ногой в гипсе. Бордухов все операции переносил стойко и ни разу даже не застонал, представьте какого это так на живую все терпеть, а это было его 4 ранение. Копешкин, он был простым извозчиком, но и его это все коснулось, хотя он и был тяжело ранен, но все-таки успел дожить, дождался Победы и умер от ран…

Все персонажи этого рассказа переживают как же они будут жить дальше после войны, в мирное время.

Обидно и больно за то, что многие так и не дожили до победы, наши деды и прадеды защищали нашу родину и мы с вами ребята должны жить в мире и согласии, чтобы не повторились эти ужасные дни.

Следующая книга Б. Васильева «В списках не значился»

Борис Львович Васильев - талантливый художник, знающий о войне не понаслышке. Он прошел суровыми дорогами войны, оказавшись на фронте совсем молодым парнишкой. Его книги - это драматическая летопись времени и поколения, на плечи которого легли тяжелые испытания.

Действие повести разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — 19 –летний Николай Плужников заканчивает военное училище в звании младшего лейтенанта. Вместо отпуска комиссар просит его разобраться с имуществом училища, которое расширяется в связи с осложнившейся обстановкой в Европе. Колю назначают командиром взвода и направляют в Особый Западный округ с условием, что через год он вернется в училище. Так он попадает в крепость перед самым началом войны.

Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой Миррой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза».

Нельзя без слез читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля». Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.

Ребята, что можно сказать о этой повести, здесь затрагивается тема мужества, долга, чести, памяти, тема настоящей любви и убитого счастья, тема патриотизма, самоотверженности, сохранения в себе человека при любых испытаниях. Все жертвы не были напрасными.

Героизм Коли, как он до последнего держал оборону крепости, прятал знамя, что даже немцы отдали ему честь. Это какое надо иметь мужество, чтобы так поступить, Коля настоящий герой.

 

Следующая книга В. Катаева «Сын полка».

Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Эта правдивая книга — о подвиге, которого не может быть без огромной любви к своей Родине.

Повесть «Сын полка» напомнит современным детям, о героических событиях военных лет, о которых дети знают лишь по учебникам и рассказам старших. Она поможет вам ребята увидеть эти события как бы своими глазами.
Они узнают о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Ваня был ловким, сообразительным, умным мальчиком, он ненавидел фашистов. И когда Ваню нашли советские солдаты, то ему очень хотелось стать разведчиком и помогать нашей армии. Новой семьёй Вани становятся замечательные люди — солдаты артиллерийского полка: сержант Егоров и капитан Енакиев, наводчик Ковалев ефрейтор Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие качества настоящего человека.

Находясь в разведке мальчик, рискуя жизнью, добывает для нашего (русского) командования важные сведения, но попадает в плен. После освобождения из немецкого плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров.

Война на самом деле это очень страшно, ведь в годы ВОВ тысячи мальчишек и девчонок вставали рядом со взрослыми, чтобы защищать страну. Они не думали о том, что могут погибнуть, они забывали о детстве, и взрослели очень рано. Они мечтали лишь о том, чтобы освободить свою страну.

Это горькая, трогательная и правдивая история об отважном маленьком солдате, который вместе с бывалыми артиллеристами защищает Родину от фашистских захватчиков, наравне со всеми преодолевая опасности и тяготы боевых будней. Повесть «Сын полка» до сих пор остается одной из самых ярких и любимых читателями книг о войне.

 

И еще одна книга, с которой я хочу вас познакомить М. Сухачева «Дети Блокады».

Повесть Михаила Павловича Сухачева рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по несколько раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения.

Герои этой повести, - дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья (ребята 12 лет), - тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков – диверсантов, (человек, который занимается подрывной деятельностью), помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность - вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания.

Диверсант (ы) - Это группа или один тщательно подготовленных мероприятий по выводу из строя наиболее важных объектов. Путем взрыва, поджога.

Ребята я вам предлагаю прочитать эту книгу, она читается очень легко, в ней интересно описаны судьбы и характеры, ужас войны и блокады, вы узнаете о судьбах и борьбы детей, которые за несколько месяцев блокады становились взрослыми, и может в глубине души заставит вас задуматься, даже над своими поступками.

Ведь еще вчера война была для многих детей игрой, а сегодня они погибают от бомбежки, эти дети не могли подумать, что настанет такое страшное время, время боли, страха, голода. Дети не должны быть на войне, они не должны сражаться наравне со взрослыми, но здесь они настоящие герои, сражаются в неравном бою.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик «Дети блокады», где вы можете понять, прочувствовать ту небольшую малость тех дней.

Ребята я надеюсь, что мне удалось сегодня заинтересовать вас книгами о войне и вам захотелось прочитать их, что вы немного задумались над некоторыми моментами. Ведь все-таки война - это на самом деле очень страшно, страшно для всех, как для детей, так и для взрослых. Представленные книги вы можете взять в нашей библиотеке.

 

Спасибо за внимание!

 

Список используемой литературы:

1. Богомолов, В. О. Иван; Зося: повести / Владимир Богомолов; художник В. Алексеев. – Москва: Современник, 1985. – 77 с.: ил. – (Отрочество)

2. Распутин, В. Г. Уроки французского / В. Распутин. – Москва: Эксмо, 2018. – 224 с.

3. Носов, Е. И. Красное вино победы: повесть, рассказы / Е. Носов. – Москва: Эксмо, 2010. – 384 с. – (К 65–летию Великой Победы)

4. Васильев, Б. Л. Завтра была война; В списках не значился: повести / Борис Васильев. – Москва: Патриот, 1991. – 365 с.

5. Катаев, В. П. Сын полка / В. Катаев. – Москва: Э, 2016. – 192 с.

6. Сухачев, М. П. Дети блокады: повесть / М. Сухачев; художник Г. В. Алимов. – Москва: Детская литература, 2014. – 268 с.: ил. – (Школьная библиотека)

7. Ссылка на фильм: Уроки фран­цузс­ко­го: [видеоролик] / по мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина. – Изображение: электронные; [канал на сайтеyoutube]. – URL:https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=MBryYFFqFI8&feature=emb_logo (дата обращения: 25.09.20)

8. Ссылка на фильм: Сын полка: [видеоролик] / Василий Поронин, по сценарию Валентина Катаева. – Изображение: электронные; [канал на youtube]. – URL:https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=k8I8cxKV-wk&feature=emb_logo (дата обращения:25.09.20)

9. Ссылка на видео ролик: Дети блокады: [видеоролик] / режиссёр Р. Кармен. – Изображение: электронные; [канал на youtube]. – URL:https://www.youtube.com/watch?time_continue=136&v=BQxRGICfyWE&feature=emb_logo (дата обращения:25.09.20)

10. Ссылка на видеоролик: О той весне: [видеоролик]. –Изображение: электронные; [канал на youtube]. – URL:https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=MFOVwgqdvNc&feature=emb_logo (дата обращения:25.09.20)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: