Лекция 1 – «Композиция текста»




Композиция – это составление целого из частей, порядок этих частей. Для текста в самом элементарном виде композиция понимается как короткое начало, продолжительная середина и краткий конец.

 

Понимание принципа построения композиции текста позволяет автору выйти из любой сложной текстовой ситуации, закончить любую историю – даже ту, которая кажется безвыходной, неинтересной.

Придумав хотя бы одну из частей композиции – финальную битву или яркую развязку истории – можно «докрутить» историю по схеме до конца, до полноценного рассказа.

 

Некоторые авторы уповают на вдохновение, верят в Музу, во внутреннее чутьё и не составляют чёткого плана текста, позволяют замыслу руководить собой. От таких авторов можно услышать что-то наподобие: «Мои герои сами решили так поступить» или «Я писал, писал и вышел к такому финалу».

Без предварительной схемы, без заранее продуманной (хотя бы примерно) композиции сложно написать хороший текст. Одним из показателей писательского мастерства, по мнению Марии Голованивской, является как раз умение автора отслеживать развитие замысла, не пускать всё на самотек.

Да, иногда на чистом вдохновении получаются хорошие истории.

Да, многие авторы не пишут планов своих текстов заранее.

Но это лишь значит, что имеет место «встроенное» чувство композиции.

 

Ниже я расскажу немного теории по теме. Однако, ни её многоразовое прочтение, ни её «зубрежка» не помогут выработать чувство композиции текста. Сколько книг дают перечни правил для того чтобы стать миллионером, но что-то никто после их прочтения миллионером не становится. По крайней мере, сразу.

 

Практическое применение правил – вот ключ к пониманию. Пишите и давайте читать свои тексты людям, спрашивайте их мнение – что понятно, что раскрыто недостаточно, чего не хватает или чего слишком много.

 

Отмечайте части композиции в чужих произведениях, отмечайте приёмы сильной композиции, интригующей завязки, потрясающих развязок.

Только так придёт успех.

 

Ну, а теперь немного теории.

Композиция текста – это набор определённых частей, составляющих текст.

 

Стоит понимать, что последовательность частей текста должна быть мотивирована; и что части должны быть соразмерны содержанию;

Описание природы должно занимать меньше «экранного» времени, чем главная битва.

 

Существуют различные типы композиции – их огромное множество, построение текста зависит от стиля автора, от его задумки, от заложенного посыла… Но, для примера приведу следующие виды композиции:

 

кольцевая композиция – это когда начальный фрагмент повторяется в конце текста (этот приём очень любит использовать эссеист Дмитрий Воденников, начинать эссе какой-то мыслью и ею же заканчивать текст. Мысль может быть выражена одним предложением, несколькими или абзацем. Например, вот здесь, в эссе «Люди, похожие на…» это одна фраза: «Берегите людей, похожих на птиц»

https://dmitryvodennikov.mirtesen.ru/blog/43647170776/Lyudi,-pohozhie%C2%A0na...?nr=1);

 

концентрическая композиция – это такое построение, при котором по ходу развития действия повторяются одинаковые события, этакая текстовая спираль.

 

или вот, например, зеркальная композиция – в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа, или «отзеркаливается», переворачивается или обыгрывается какое-то важное событие.

 

Для самого первичного понимания структуры текста важно знать о трехчастной структуре. В интернете есть шуточные схемы композиции разного вида текстов с соблюдением этой структуры. Привожу их для примера.

 

Роман-жизнеописание:
Олег родился.
Олег жил.
Олег умер.

Роман-фэнтези:
Олег изгой.
Олег избранный.
Олег победил зло.

Военный роман:
Олег приказал наступать.
Олег приказал отступать.
Олег приказал долго жить.

 

 

Подобная трехактная структура заметна в любом хорошем тексте – выступлении на конференции, письме дедушке в деревню. Всегда есть тот же принцип – вступление, развитие мысли и заключение, выводы.

Мы ощущаем, что нужно так поступать, так строить текст. На чем мы основываемся? На простой логике.

 

Никто из нас не начинает устный простой рассказ о чем-то с середины или с конца. Представьте, звоните вы другу и сразу говорите: «С тех пор я туда больше не хожу». Если друг не знает предысторию, он вас не поймет. Вы начинаете логично, с начала: «Представляешь, я сегодня пошел туда-то». Еще добавляете интригу: «А знаешь, что со мной сегодня произошло? Ни за что не догадаешься!». А затем продолжаете рассказ и доводите его до конца – иначе, зачем рассказывать?

 

Но, не смотря на то, что составлять текст по этим правилам логично, не все авторы так поступают. И поэтому получаются либо тексты без финала, либо с затянувшимся началом, либо без кульминации.


Существует 2 варианта построения композиции:

1) композиция нехудожественного произведения (композиция официально-делового, научного произведения строится по закону плана). В основе –построение по логике.

2) композиция художественного произведения (сюжет и поэтические образы) её составляют экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, действие по нисходящей, развязка, послесловие.

 

Рассмотрим эти пункты композиции художественного произведения подробнее и с примерами.

 

Экспозиция

Начинаем мы с экспозиции. В этой части мы кратенько рассказываем, где и в какое время происходит действие, кто наш герой, какова его история.

1. Антон Чехов «Дама с собачкой»

В один из апрельских полудней 1880 года в мой кабинет вошел сторож Андрей и таинственно доложил мне, что в редакцию явился какой-то господин и убедительно просит свидания с редактором.

 

2. Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди.

Когда во вторник мистер и миссис Дурсль проснулись скучным и серым утром — а именно с этого утра начинается наша история, — ничто, включая покрытое тучами небо, не предвещало, что вскоре по всей стране начнут происходить странные и загадочные вещи.

 

3. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»


Когда мистер Хайрем Б. Оутис, американский посланник, решил купить Кентервильский замок, все стали его уверять, что он делает ужасную глупость: было достоверно известно, что в замке обитает привидение. Сам лорд Кентервиль, человек донельзя щепетильный, даже когда дело касалось пустяков, не преминул при составлении купчей предупредить об этом мистера Оутиса.

 

Самый простой пример:

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 

В экспозиции важна мера. Это самая краткая часть текста.

Кстати, она не всегда стоит в начале произведения.

Бывает, что автор пытается сразу захватить наше внимание, показать интересную ситуацию, динамичный диалог, а только потом поясняет где и с кем все это происходит. Так тоже можно. Экспозиция при этом никуда не исчезает, она просто стоит в другом месте. В таких случаях мы говорим о задержанной (за год до этого…) или обратной экспозиции (в финале).

В экспозиции должны быть показаны предпосылки к конфликту. Герой должен уже выйти навстречу приключениям.

 

Завязка

Это событие, с которого все начинается. То есть герой жил-был спокойно, а после этого события его жизнь не может быть прежней. Масштаб события может быть разный, он зависит от размера вашего текста – вторгаются инопланетяне или герой потерял пять рублей, сюжет у вас на час или на несколько лет.

 

Завязка должна привлекать и увлекать. Если скучную экспозицию ещё можно пережить (обычно читатель терпит первые 10-15 страниц, ожидая чего-то масштабного), то пережить скучную и нудную завязку очень трудно. Можно даже сказать, что практически невозможно. Кто рискнёт читать о том, что ему совершенно неинтересно?

 

Завязка должна представлять публике то, что будет дальше объектом вашего пристального внимания. Мы уже говорили о том, что именно она определяет дальнейшее развитие сюжета. Поэтому в завязке должен быть тот герой и та проблема, которые вы потом будете рассматривать.

 

Адекватно оценивайте объём завязки. Если произведение короткое, то, возможно, будет достаточно нескольких предложений или абзацев. В продолжительном романе вы, конечно, можете позволить себе несколько расслабиться и, что называется, расплыться, однако держите в голове суть завязки: заинтриговать читателя.

 

Сказка о рыбаке и рыбке

В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море…»

 

Развитие действия

Герой пытается решить возникшую проблему. Сюжет усложняется. Подключаются новые ресурсы и персонажи.

Читатель уже втянулся в происходящее, знает, как зовут героев, чем они живут и как думают. Он уже понимает, в чём суть происходящего, но продолжает усиленно следить за развитием сюжета, потому что ему интересно, чем все кончится. Как правило, данный этап – самая большая часть текста, здесь писатель выдаёт основной объем информации.

 

Наш старик в сказке делает роковую ошибку, рассказывает о рыбке старухе и начинает бегать по ее указке от моря к избе.

Кульминация

Момент наивысшего напряжения. Здесь происходит главная битва, происходит самое важное событие. То, ради чего вообще все затевалось. Герой на грани потери всего, он в самой страшной опасности. Все против него.

Действие по нисходящей

Герой пережил кризис. Он сделал какой-то вывод, он преобразился. В этой части необходимо вывести героя из кризиса.

Развязка

Здесь должно произойти событие, исчерпывающее конфликт. Или же должен появиться другой конфликт, прекращающий действие первого.

Развязка – это своеобразное открытие занавеса. Вы узнаёте, кто убил старушку, чей сын разбил вазу и кто писал анонимные письма героине всё это время. Напряжение потихоньку спадает, вы уже можете ровно вдыхать и выдыхать, сердцебиение выравнивается, а мысли проносятся следующим образом: «Надо же, я так и думал». Или: «Но как такое возможно?».

 

Послесловие (эпилог)

Пишется на ваше усмотрение. Здесь ненавязчиво делается главный вывод. Герой формулирует для себя какие-то истины.

Обычно здесь говорится о том, что происходило с героями дальше. Кто женился, кто влюбился и сколько детей завёл. Первые несколько абзацев посвящены главным героям, а дальше автор кратко обрисовывает дальнейшую жизнь второстепенных персонажей.

Или же автором дается намек на грядущее продолжение истории.

Полезно составлять для текста хотя бы приблизительный план, схему развития сюжета – это можно сделать по озвученным выше пунктам.

Даже в короткой прозе нужно объяснить, где происходит действие, кто герой истории, привести сюжет к основному событию и мягко вывести персонажей из сложной ситуации, показав их жизнь «после».

 

В эссе или посте-размышлении, где нет как такового явного сюжета, а герой – это собственно вы сами, экспозицией будет объяснение «позыва» к тексту. Вы должны пояснить, какие события натолкнули вас на мысли, которые будут озвучены ниже.

Развитие действия подразумевает плавное и логичное развитие мысли, кульминацией станет самый важный, самый «острый» аргумент,

а развязкой – итог вашей мысли.

 

Как только выстраивание композиции рассказа войдет в привычку и будет совершаться «на автомате», можно начать «играть» с ней, то есть, умышленно составлять текст так, чтобы он производил определенный эффект. Об этих эффектах и поговорим:

 

Эффект удивления создаётся за счет того, что читатель получает какую-то специфическую информацию тогда, когда этого не ожидает. Автор сначала говорит как будто бы о другом, а затем озвучивает логичный, но не ожидаемый вывод, когда он из десятка равнозначных вариантов продолжения сюжета выбирает самый неожиданный.

 

Например, сначала экспозиция повествует нам о солнечном дне и тишине, в которой слышны лишь птичьи голоса. Затем нам показывают, что события происходят в городе после бомбежки. Или наоборот, нам могут описывать всякие ужасы, а через страницу окажется, что все это было сном.

Резкая смена эмоций, окраски текста – удивляют.

Или, например, завязка закручивает сюжет, из которого мы видим один логичный выход, но автор выходит из ситуации не логично, не так как мы ожидали, и достигает нужного эффекта - удивляет.

Представьте такое начало истории:

Окно на кухне было распахнуто, и кошка вышла на внешний подоконник.

Какие, по-вашему, здесь пути развития сюжета?

Кошка может упасть, кошка может вернуться в квартиру целой и невредимой. А что если кошка взлетит с подоконника в небо? Я думаю, такой рассказ бы вас удивил.

 

Рассмешить можно также обманывая ожидания читателя. Любая шутка это обманчивый оборот. Чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.

Рассмотрим пример шутки:

 

Моя жена сбежала с моим лучшим другом.

Я так скучаю по другу.

 

Мы ожидаем, что человек расстроен уходом жены. Расстроен или зол по этому поводу, но он скучает по другу. Это неожиданно.

 

Также юмористический эффект создается за счет смелого и необычного называния привычных вещей – это все тот же эффект новизны. Нам нравится найденное автором название или сравнение, у нас появляется улыбка одобрения, в животе щекочется неозвученный смех удовольствия.

 

Композицию текста, призванного смешить, стоит простраивать так, чтобы каждую его часть подводить к шутке, так, чтобы поддерживать внимание и настроение читателя на протяжении всего текста.

Мастерски это удается Владимиру Елистратову в рассказе про маленького писателя Аркашу (ссылка на рассказ: https://www.mirf.ru/book/arkashka-ibo-voistinu). Вот отрывок из него:

 

Особенно Аркашке почему-то нравилось слово «иба!» А еще — «ваистену!» и «дабудит так!». А еще он любил их комбинировать, например:

— Да будет так, ибо!

Или:

— Ибо, воистину!

Описания Аркашке не очень давались. Он их обычно, так сказать, максимально сокращал. Например: «Лес был страшный». Или так (почти по-чеховски): «Море было большое. В нем было много воды».

Но зато страшные вещи Аркашка смаковал. У него все время кто-нибудь что-нибудь откусывал с криком: «Да будет так!», кто-нибудь кому-нибудь что-нибудь вонзал и обязательно то, что вонзал, три раза «пириворачивал» («ибо!»).

 

Детская наивность, смешное коверканье слов и неуместное их использование юным писателем – неизменно вызывают улыбку.

 

Также я рекомендую к прочтению рассказы:

 

отрывок из рецензии Татьяны Никитичны Толстой «О книге и литераторах» vk.com/@-182023353-otryvok-iz-recenzii-ttolstoi-pro-knigu-i-literatorov

 

фрагмент рассказа «Бедная моя царевна» Дмитрия Воденникова из сборника «Птичий рынок» https://gorky.media/fragments/bednaya-moya-tsarevna/

В них особая ирония, тонкая. Чтение этих текстов доставит вам особое удовольствие. Удачные на ваш взгляд метафоры (метафоры, вызвавшие у вас улыбку) я рекомендую выписать или «зацитировать» у себя на странице. Если рассказы не покажутся вам смешными, что тоже возможно, проанализируйте, чего вам не хватило.

 

Заинтриговать в тексте можно дозированной выдачей информации. Рассказывать, но не все и не сразу. Давать информации равно столько, сколько необходимо для того, чтобы читатель продолжал читать. И только в конце удовлетворить его любопытство, чтобы читатель не ушел от нас обманутым.

 

Если хотите испытать эффект интриги и мурашки от страха, то вам сюда: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/174271-2-gi-mopassan-ruka.html#book, это рассказ Ги Мопассана «Рука» (осторожно, на ночь не читать!)

 

Умение выводить текстом читателя на нужную эмоцию – формируется на практике. Только показывая тексты публике, можно оценить успешность работы, силу заложенных эмоций.

 

Так что, давайте практиковаться!

 

Домашнее задание первой недели – три текста до 3000 знаков, жанр любой.

 

1. – текст должен удивлять + композиция стандартная (порядок по схеме)

2. – текст должен быть написан с юмором + экспозиция стоит после завязки

3. – текст должен интриговать, не давать четкого ответа, оставить сомнение + развязка идёт вперёд экспозиции

Подробные инструкции по ДЗ – в отдельной записи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: