Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотпману)
1) В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.
3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.
4) Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем — проблему межнациональных конфликтов.
5) Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.
11) Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.
Исходный вариант | Отредактированный вариант |
1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. | 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов. |
2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. | 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. |
3) В тексте поднимается проблема национализма народов. | 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды. |
4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. | 4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. |
5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? | 5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов? |
|
12) Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.
«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться лишнего», — написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением наст щей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать; а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.
Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мыс и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом — под готов к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, — ее духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. «Не хватает?» — «Пускай себе не хватает. Я обойдусь»... Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать...
|
Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.
Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живет и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходи на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников
И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение — не на том чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание. (По И. Ильину)
|
1) Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.
2) Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин.
И) Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина. Л) В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема — счастье.
5) Автор поднимает проблему жизненных мелочей.
6) Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения?
7) Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин.
8) В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин.
9) Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.
10) Текст И. Ильина посвящён важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?