Театральное искусство занимает особое место в ряду других видов художественного творчества. В современных условиях возрастающей коммерциализации и глобализации искусства в целом театральное искусство приобретает особую важность в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни жителей края и качества социальной среды. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в Красноярском крае.
В прошедшие два десятилетия театральное дело в Красноярском крае претерпевало существенные изменения на фоне активных социально-экономических и политических процессов в стране. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен достижения края в области театрального искусства, с другой – чтобы развитие театрального дела не отставало от общего развития края. В этом контексте особое значение приобретает консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
О сибирской театральной жизни в середине ХIХ века было известно очень мало. В 30-40-х годах ХIХ века Сибирь охватила «золотая лихорадка». Торговля и промышленность развивалась, богатая публика требовала увеселений. Единственным доступным развлечением являлся театр.
Первой ласточкой стала труппа купца Иосифа Марковича. Он появился в Сибири в 1845 и 1848-49 годах, давал представления в Енисейске, Томске, Красноярске, Иркутске и других городах.
|
В 1852 году Александр Харитонович Ярославцев (Астапов) приехал из Ярославля в Иркутск. Прослужив сезон, отправился в Красноярск. Там прожил девять лет, постоянно странствуя по Сибири из города в город и устраивая театры, где их не было, (а были тогда только в Томске, Барнауле, Тобольске). Имел собственный постоянный театр в Енисейске, играл в Красноярске, Енисейске, Томске, Барнауле, Омске. Труппа и сам он лично пользовались большим успехом в Сибири.
В 1873 году в красноярскую городскую управу поступило заявление уполномоченных любителей театрального искусства, потомственных почетных граждан Александра Петровича Кузнецова и Иннокентия Сидоровича Щеголева об отводе места на строительство на Острожной площади театра. Собранные по подписке суммы послужили быстрому возведению в 1874 году деревянного помещения. На здании повис огромный долг — около семи тысяч рублей, который городская дума должна была выплатить купцам-жертвователям. Кроме того, необходимо было купить декорации, мебель, костюмы, библиотеку с пьесами. Тогда дума выступила с предложением о сдаче помещения.
Целый год театр пустовал, изредка в нем давались любительские спектакли, и лишь 1 мая 1875 года некий мещанин А.Н. Егоров заключил контракт на три года, по которому обязывался погасить долг. Набрал труппу из местных актеров, разбавил их любителями и в октябре-декабре давал спектакли. Эта труппа недолго просуществовала на сибирских подмостках, уже в 1877 году Егоров, по свидетельству газет, бросил труппу в Тюмени. Позже он объявился в сибирском товариществе драматических артистов.
|
В Томске в 1878 году образовалось первое в Сибири товарищество драматических артистов. До середины 1880-х годов оно разъезжало по Сибири и Средней Азии и делало хорошие сборы. В труппу входили талантливые, опытные и известные в Сибири артисты: К.Л. Славянов, С.Г. Бабош-Королева, Е.Ф. Софронова, М.И. Зверева, М.И. Садовский, а также менее известные. Репертуар был обычный. Хорошо расходились фарсы, водевили, одноактные комедии, оперетки.
Любительское движение в Сибири возникло одновременно с аналогичными кружками в европейской части России. Красноярская элита в 1887 году объединяется в Общество любителей драматического искусства. Поводом послужили экстраординарные обстоятельства. Здание красноярского театра, построенное в 1874 году как временное, к 1887 году пришло в полную негодность. Техник здания вынужден был сделать доклад в городской думе о плачевном состоянии помещения и категорически потребовать либо закрыть театр, либо произвести капитальный ремонт.
Драматическое общество взяло театр под свою опеку и выбрало второй вариант: сменило крышу и полы, значительно расширило здание. Любители ставили спектакли, устраивали музыкальные вечера и литературные концерты, благотворительные лекции, народные чтения.
В 1880-90x годах среди участников любительских спектаклей драматическими способностями выделялись: директор учительской семинарии, ученый-археолог И.Т Савенков, семья купцов Гадаловых. Петр Гадалов дружил с Саввой Мамонтовым, увлекался живописью и был хорошим исполнителем главных ролей. Талантами блистала семья Кузнецовых. Младший сын Иннокентий Петрович играл в спектаклях героев и любовников, писал инсценировки: «Утро Обломова», «Дон Кихот». Его сестра Юлия Петровна Матвеева обладала чудным голосом, для нее ставились оперы «Снегурочка» и «Травиата», оперетты, муж Юлии – И.Д. Матвеев активно участвовал в представлениях. Другие дети Кузнецовых тоже принимали участие в спектаклях: Александра играла вторые роли, Евдокия аккомпанировала на фортепиано. В общество входили также рецензенты спектаклей: журналист, поэт и драматург Ф.Ф. Филимонов, редактор и издатель газеты «Енисей» Е.Ф. Кудрявцев. Спектакли-концерты устраивались довольно редко, раз-два в месяц или того реже. Доходы от благотворительных спектаклей шли на благотворительные нужды.
|
Драматические и музыкальные общества способствовали формированию привычки к театру, зачастую заменяли в маленьких уездных и губернских городках на протяжении десятилетий профессиональные труппы. Их значение для провинциального театра невозможно переоценить.
Что смотрела сибирская публика? Популярны были пьесы Островского, В.В. Немировича-Данченко, В. Шпажинского, А.В. Сухово-Кобылина. Золотопромышленники, купцы, предприниматели, банкиры - главные действующие лица. Развивающийся капитализм, новые отношения в обществе, богатые и бедные, власть золота - важнейшие вопросы, которые волнуют зрителя.
Пьесы местных авторов, шедшие на сибирских сценах, отражали нравы, царившие в быту, выводили знакомые лица и местные скандальные события, политические и бытовые. Различные по жанру: драмы, комедии, фарсы, различные по художественному уровню, они всегда собирали публику, принося антрепренеру сборы. Скандальные сюжеты, узнаваемость действующих лиц гарантировали успех. Театральные предприниматели иногда рисковали быть изгнанными из города за сенсационные пьесы, но они шли на это ради увеличения сборов и повышения интереса к театру.
Формировали вкус не только антрепренеры, руководствуясь своими материальными и в некоторых случаях эстетическими соображениями. Большую роль, без преувеличения, оказывала на вкусы зрителей театральная критика.
В 1890-е годы в Сибири издавалось довольно много газет и журналов. В их числе выпускались и специальные театральные издания: «Томский театрал», «Сибирские театральные известия». В газетах помещались рецензии, заметки, обозрения спектаклей и заметки о сценическом быте. На следующий день после каждой премьеры готова была статья. В сообщениях, резюме, заметках, рецензиях, обозрениях авторы анализировали театральную жизнь Сибири. Они детально рассматривали исполнение всех артистов, слабые и сильные места, выносили приговор, невзирая на лица и известность. Критиков боялись артисты, перед ними заискивали антрепренеры.
О том, как влияли на выступления отзывы критиков, свидетельствует следующий эпизод: томский артист В.И. Розанов (Розеноэр) затеял распрю с критиком, который напечатал несправедливый отзыв о его исполнении. По поводу этой заметки Розанов поместил письмо в газете, доказывая, что не заслужил такого отношения к себе, ссылаясь на то, что в других городах он в качестве артиста-певца пользовался успехом. Певец сумел отомстить. «Во время спектакля «Продавец птиц» он в арии приплетает ни к селу, ни к городу имя рецензента. Критик краснеет, публика недоумевает. Свою выходку певец повторил и во второй, и в третий раз. Публика уже смеется, но скорее над обидчивым артистом, чем над критиком»…
Критиков волновали проблемы репертуара. Они ратовали за глубокие драмы, «идейные пьесы», где «есть жизнь» и «психологический анализ», рецензенты пытались препятствовать развитию «низменного» вкуса у публики. Они считали, что: «Не делает чести публики, сходящейся в своих требованиях до уровня балагана, но мы полагаем, что есть грань, когда следует остановиться в этом угождении и начать уже публику поднимать до настоящего понимания театра». Какие же пьесы предлагали играть актерам? «Пьесы, в которых рельефная отделка характеров, психический анализ и идея уживаются рядом с хорошо скомпонованным планом и зрело обдуманным, тщательно разработанным сюжетом.
В плохих пьесах есть многое, что заставляет дослушать их до конца: заманчивость завязки, перепутанные нити случайностей (иногда уголовного характера), и, наконец, эффектная развязка, но нет одного - жизни».
Критик считает своим общественным долгом служение искусству: «Дело театрального рецензента, в сущности, очень тяжелое и ответственное, он должен руководить артистическими силами и направлять художественные вкусы публики. Но дело провинциального рецензента еще того труднее. Провинциальный театр не богат, да и не может быть богат силами. На сцене его одному артисту приходится держать самые разнообразные амплуа»...
Сибирские критики провозглашали: «Театр — это школа жизни, это святилище, где должно господствовать чистое, непорочное искусство. Театр — народный университет, проводящий наглядно идеи правды и чистоты. Антрепренер — это главный жрец храма, ректор общественного университета, который должен быть не чужд интересам искусства. Но когда антрепренер превращает театр — в маскарадно-буфетный танцевальный зал, а публика эстетически слабо развитая, молчаливо поддерживает это явление, наша обязанность — поднять свой голос за оскорбленное искусство»…
Особенностью сибирских критиков является то, что среди них много ссыльных народовольцев, поэтому их высказывания столь категоричны и возвышенны. Порою антрепренерам трудно было договориться с критиками, слишком высокими были их требования к себе и своему творчеству, велика была ответственность перед читателями. Таким неподкупным критиком была Е.Н. Кирова в «Сибирской жизни». Она вспоминает в своей книге: «...Когда я начала писать рецензии, я поставила себе за правило не переходить линии, отделяющей зрительный зал от сцены, и моя нога не переступала порога двери, ведущей за кулисы. Я не знала актеров, не знакомилась с ними, и это помогло мне быть беспристрастной в моих отзывах о них. Но и здесь мне пришлось выдержать борьбу с сильнейшими большими актерами, с положением которых я не считалась»…
Современное здание городского драматического театра было воздвигнуто в 1902 году. Народный дом-театр был построен на средства общественности и включал в себя бесплатную библиотеку, рисовальную школу, театр и зал для публичных лекций. На него общество собрало по подписке 60 тысяч рублей. Тогда же Народному дому-театру присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина, После открытия столь престижного здания в Красноярск стали приезжать столичные гастролеры.
В 1925 году в Красноярске из рабочих паровозного завода создали театр под управлением Сергея Прокофьева, один из первых рабочих театров в России.
Сергей Прокофьев ранее создал в Москве театр МГСПС (впоследствии театр Моссовета). Затем режиссер попал в тюрьму вследствие каких-то финансовых махинаций своих антрепренеров. В красноярской тюрьме он поставил спектакль «Овод». Главную роль играл тюремный надзиратель. Спектакль был так хорош, что его показали на сцене городского драмтеатра. Затем Прокофьева освободили под подписку о невыезде, и режиссер создал театр из рабочих паровозного депо. Он назвался «Рабочие театральных мастерских» - «Рабтемаст». Спектакли имели огромный успех и получили отзывы столичной прессы. Из этого театра вышли известные артисты С. Колофилин, А. Сергеев, П. Силин.
В последующие годы в городском драматическом театре работали известные режиссеры Або Волгин (1944-47), Лидия Самборская (1952-54), Натан Басин (1975-82), Сергей Черкасский (1992-95), Петр Монастырский, Леонид Белявский (1982-89), играли актеры Николай Прозоров, первый исполнитель роли Ленина в Красноярске - Георгий Судьбинин. Помнят красноярцы великолепного исполнителя ролей классического репертуара Вениамина Неклюдова.
Великий актер Иннокентий Смоктуновский играл в студии Або Волгина в 1948 году, исполнил восемь ролей, среди которых главная - в пьесе Джерома Клапка Джерома «Миссис Гоббс», трагическая - стрельца в «Иване Грозном». Затем он уехал в Норильск, спасаясь от ареста, ведь он был в немецком плену во время войны. На севере он прослужил несколько лет и сыграл много ролей. Затем отправился в Москву. Наш город может гордиться тем, что когда-то этот актер служил в нашем драматическом театре.
Сегодня на сцене краевого драмтеатра служат блистательные актеры, подрастает молодая талантливая смена, которая готова продолжить славные традиции полуторавековой истории. Театр выезжает на региональные и всероссийские фестивали, бывал за рубежом.
Театр кукол возник в 1938 году из студии драмтеатра имени Пушкина. Он открылся спектаклем «Три медведя», который поставили актеры Михаил Рерберг, Борис Песецкий, Людмила Тимошенко, Нина Богдашина. Возглавила коллектив Татьяна Калитина. Актеры инсценировали сказки. Сами были художниками и бутафорами, осваивали технику вождения. Спектакли проходили под аккомпанемент баяна, потом появилась пианистка, а позже - звукозапись. Тогда еще не было своей сцены, спектакли ставились в детсадах, школах, клубах.
В военные годы в репертуаре появились героико-патриотические пьесы. Особенным успехом пользовалась пьеса «Неумирающий Антон». Герой представления - фольклорная фигура, бесстрашный и находчивый партизан. В начале шестидесятых поставлен первый спектакль для взрослых: «Чертова Мельница». Новое здание кукольного театра выстроено в 1986 году.
Сегодня на его сцене идут разнообразные спектакли: инсценировки классики, театр теней, представления серьезные и юмористические, реалистические и абстрактные. Театр много гастролирует по стране и за рубежом, участвует в конкурсах и имеет любящего и преданного зрителя.
Официальной датой рождения Красноярского театра музыкальной комедии (с 2008 года – Красноярский музыкальный театр) считается 20 февраля 1959 года.
До этого у театра уже было две попытки открытия – в 1931 и 1944 годах. В первый раз он был закрыт по идеологическим мотивам: оперетту и музыкальную комедию признали буржуазными жанрами. А в послевоенное время артисты эвакуированного в Сибирь ансамбля оперетты всесоюзного гастрольно-концертного объединения вернулись в родные города, оставшихся специалистов перевели в Иркутск и театр снова был закрыт.
К третьей попытке подошли очень серьёзно. Из самых разных городов Советского Союза пригласили опытных артистов, режиссеров, специалистов. Театр обосновался в здании Дома культуры железнодорожников. Просторный зрительный зал был самым большим на тот момент в крае. В нём легко умещалось 1000 мест и между рядами оставались широкие проходы. Зал славился необыкновенно хорошей акустикой, которую в последствии не удалось воспроизвести ни в одном из театрально-концертных зданий Красноярска. Внутреннее убранство было выполненного в стиле модного в то время «сталинского ампира». Огромная люстра освещала партер, балкон и ложи бенуара. Снаружи здание было построено в форме… паровоза, а роль «будки машиниста» выполняла сценическая коробка.
В 1993 году театр вошел в новое здание, построенного по проекту заслуженного архитектора России, члена-корреспондента Академии художеств Арэга Демирханова. В новом здании — современное оборудование сцены и освещения, уютные гримерные для артистов, просторные репетиционные классы. Зал театра вмещает 800 зрителей. Холл театра имеет два яруса, перед началом спектаклей работает световой фонтан и звучат музыкальные звонки на темы мелодий популярных классических оперетт. В театре есть музей, экспозиция которого рассказывает о разнообразной и интересной сценической истории театра.
За время своего существования труппа представила более двухсот различных спектаклей. Зрители имели возможность видеть такие постановки, как «Летучая мышь», «Слуга двух господ, или Проделки Труффальдино», «Сильва», «Зойкина квартира», «Овод», «Ночь перед Рождеством», «Красотка кабаре», «Юнона и Авось»… Многие из них идут и по сей день и неизменно собирают аншлаги.
Замечательный след в истории театра оставили режиссеры С. Штивельман, Ю. Гвоздиков, В. Подгородинский, балетмейстер А. Гулеско, дирижеры С. Бедерак, Л. Балло, И. Гуревич.
Театр юного зрителя создан в 1964 году. Группа выпускников ЛГИТМИКА под руководством Валерия Галашина приехала в Красноярск. В ее составе были Лариса Малеванная, Николай Олялин, Алексей Ушаков. Лариса Малеванная поставила в 1965 году два спектакля: «Операция дубль-зет» и «Мой бедный Марат.
Проходят годы, существенно меняется состав труппы но странное дело - остается атмосфера творчества, словно в этом доме со дня основания живет театрал-домовой, этакий подстрекатель на разные творческие дела и эксперименты». И уже традиционными чертами ТЮЗа московские критики называют «энтузиазм труппы, необычный репертуар, энергию молодости, движение и сдержанность формы».
Сегодня театр много экспериментирует: в жанре мюзикла, пробует малые формы. Проводятся фестивали альтернативных театров, где представлены спектакли зарубежных и известных российских коллективов. Театр по-прежнему молод, полон энтузиазма и творческих планов.
В 1978 году построено здание театра оперы и балета. Открылся новый сезон оперой Бородина «Князь Игорь». Из этого театра вышел в конце 80-х всемирно известный певец Дмитрий Хворостовский. Всем любителям балета хорошо знакомы имена Натальи и Дмитрия Чеховских. Сегодня балет нашего театра известен по всему миру, часто выезжает на гастроли и на конкурсы.
Сегодня театральная жизнь в городе развивается, возникают новые театры. Наиболее известные: театр пантомимы «За двумя зайцами», театр кукол «Кенгуру», театр пародий «Авация».
В крае были созданы муниципальные театры: в 1992 году – «Городской драматический театр» г. Шарыпово, в 1993 году – Лесосибирский городской драматический театр «Поиск» и Мотыгинский муниципальный районный театр, в 1994 году – Железногорский театр оперетты, начавший свое существование в 1958 году, и Железногорский театр кукол «Золотой ключик», возникший в 1965 году.