Реферат
На тему «Виды программ в системе дополнительного образования детей: специфика и структура»
Выполнила:
Чуфринова Ольга Петровна
Преподаватель: канд.наук,
доц.кафедры общ. и соц. пед. ВГПУ
Т.В. Сырых.
Воронеж 2017
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Виды программ в системе дополнительного образования детей ………4
3. Заключение…………………………………………………………………7
Введение
В системе дополнительного образования детей педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию образовательного процесса, к созданию различных видов образовательных программ: авторских, модифицированных (адаптированных, поисково-исследовательских и др.).
Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности УДОД определяется целостной Образовательной программой, которая разрабатывается и реализуется учреждением самостоятельно. Разрабатывая образовательную программу, разработчик должен ориентироваться на государственные требования и методические рекомендации, предъявляемые МО РФ к составлению образовательных программ в системе ДОД, Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, утвержденными Законом РФ от 13.01.96г. №12-ФЗ), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) с изменениями и дополнениями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 212).
Виды программ в системе дополнительного образования детей
Существуют следующие виды программ:
1. Типовые программы - представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением дополнительного образования в качестве примерных по той или иной образовательной направленности. Данные программы могут внедряться в образовательных учреждениях репродуктивно.
2. Модифицированные (или адаптированные) программы по содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми), - измененные с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).
3. Экспериментальные программы - призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы.
4. Авторские программы - полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание - это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации.
Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для обучающихся в различных образовательных областях системы ДОД. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими аспектами.
По уровню освоения программы могут быть:
- Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы.
- Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
- Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти образовательные программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
По форме организации образовательного процесса программы различают:
1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое.
2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей а едином ключе. Основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учебными дисциплинами. Например, полихудожественная направленность.
3. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
При всем содержательном многообразии образовательных программ их можно классифицировать по нескольким основным образовательным направленностям, широко представленным в практике деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей: научно-техническая; спортивно-техническая; физкуль-турно-спортивная; художественно-эстетическая; туристско-краеведческая; эколого-биологическая; военно-патриотическая; социально-педагогическая; культурологическая; естественнонаучная и др.
Заключение
Образовательная программа выступает фактором инициативы и творчества педагогов дополнительного образования, так как основной рабочий документ педагога УДОД - образовательная программа детского творческого объединения - результат осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полезности.
Спецификаобразовательной программы определяется главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития УДОД, направленными на создание социо-образовательной и культурной среды в интеграционном пространстве ОУ, растящей и питающей растущую личность. Образовательная программа предоставляет возможность обучающимся в УДОД свободно (совместно с родителями) выбирать индивидуальный маршрут развития в любой культурно-образовательной области. Она учитывает реальный опыт образовательной деятельности педагогического коллектива по приобщению подрастающего поколения к региональной культуре, к историческому наследию.