Виды программ в системе дополнительного образования детей




Реферат

На тему «Виды программ в системе дополнительного образования детей: специфика и структура»

 

Выполнила:

Чуфринова Ольга Петровна

Преподаватель: канд.наук,

доц.кафедры общ. и соц. пед. ВГПУ

Т.В. Сырых.

 

Воронеж 2017

 

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………...3

2. Виды программ в системе дополнительного образования детей ………4

3. Заключение…………………………………………………………………7

 

 

Введение

В системе дополнительного образования детей педаго­гическим работникам предоставляется возможность твор­ческого подхода к проектированию образовательного про­цесса, к созданию различных видов образовательных программ: авторских, модифицированных (адаптированных, поисково-исследовательских и др.).

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности УДОД определяется целостной Образова­тельной программой, которая разрабатывается и реализу­ется учреждением самостоятельно. Разрабатывая образо­вательную программу, разработчик должен ориентироваться на государственные требования и методические рекомендации, предъявляемые МО РФ к составлению об­разовательных программ в системе ДОД, Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, утвер­жденными Законом РФ от 13.01.96г. №12-ФЗ), Типовым положением об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) с изменениями и дополнениями (утверждены по­становлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 212).

 

Виды программ в системе дополнительного образования детей

Существуют следующие виды программ:

1. Типовые программы - представляют собой госу­дарственный стандарт образования. Эти программы соз­даются на государственном уровне, утверждаются Мини­стерством образования РФ и являются базисными в рабо­те по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением дополнительного образования в качестве примерных по той или иной образовательной направлен­ности. Данные программы могут внедряться в образова­тельных учреждениях репродуктивно.

2. Модифицированные (или адаптированные) про­граммы по содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми), - измененные с учетом особенностей органи­зации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, не­стандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структур­ные компоненты по усмотрению автора, стандартное нор­мирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным програм­мам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные кон­церты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).

3. Экспериментальные программы - призваны отра­жать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интере­сах его совершенствования, а также внедрять новые педа­гогические технологии. Однако такие программы после ус­пешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы.

4. Авторские программы - полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание - это совокупность предла­гаемых средств решения проблем в образовании, отли­чающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Ав­торская программа должна содержать гипотезу и ее кон­цептуальное обоснование, цели, задачи, способы дости­жения целей, способы диагностики результатов на проме­жуточных этапах и в конце реализации.

Продуктивными идеями в авторских программах высту­пают идеи, направленные на создание комплексного обра­зовательного маршрута для обучающихся в различных об­разовательных областях системы ДОД. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими ас­пектами.

По уровню освоения программы могут быть:

  • Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предпо­лагается удовлетворение познавательного интереса ре­бенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы.
  • Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими опреде­ленных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентно­сти в отдельной области, формирование навыков на уров­не практического применения.
  • Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помо­гают выявлять личные возможности обучающихся и опре­делиться им в выборе профессии, получить основы про­фессиональных знаний и мастерства. Эти образователь­ные программы предусматривают достижение высоких ре­зультатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, форму­лировать задачи, искать пути их решения.

По форме организации образовательного процесса программы различают:

1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое.

2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей а едином ключе. Основываются на теории познания и по­нимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учеб­ными дисциплинами. Например, полихудожественная на­правленность.

3. Модульные, состоящие из нескольких самостоя­тельных, устойчивых, целостных блоков.

При всем содержательном многообразии образова­тельных программ их можно классифицировать по не­скольким основным образовательным направленностям, широко представленным в практике деятельности образо­вательных учреждений дополнительного образования де­тей: научно-техническая; спортивно-техническая; физкуль-турно-спортивная; художественно-эстетическая; туристско-краеведческая; эколого-биологическая; военно-патриоти­ческая; социально-педагогическая; культурологическая; естественнонаучная и др.

 

 

Заключение

Образовательная программа выступает фактором ини­циативы и творчества педагогов дополнительного образо­вания, так как основной рабочий документ педагога УДОД - образовательная программа детского творческо­го объединения - результат осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полез­ности.

Спецификаобразовательной программы определяет­ся главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития УДОД, направленными на создание социо-образовательной и культурной среды в интеграционном пространстве ОУ, растящей и питающей растущую личность. Образовательная программа предос­тавляет возможность обучающимся в УДОД свободно (совместно с родителями) выбирать индивидуальный маршрут развития в любой культурно-образовательной области. Она учитывает реальный опыт образовательной деятельности педагогического коллектива по приобщению подрастающего поколения к региональной культуре, к ис­торическому наследию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: