1. Вставь пропущенные слова (названия стилей и фамилии композиторов).
Весь ХХ век шел бурный процесс кристаллизации нового музыкального языка, новых принципов композиции, формирование и формулирование разных эстетических платформ.
Первым из новых течений, сыгравших выдающуюся роль в художественной культуре, вышел с 1874 года на историческую арену ________________. Художники этого направления восхищали празднеством света и цвета, красками поразительной свежести, будто промытыми весенним дождем. Искусство художников -"светопоклонников" жизнерадостно, чему не мешает ни туман, ни тучи, нависающие над полями, ни полумрак лесной чащи. Опало-перламутровая гамма облаков, серебристо-сизые, отсвечивающие сиреневыми бликами волны тумана, сумрачный строй черно-зеленых деревьев, сквозь кроны которых прорывается хоровод солнечных лучей, - такова часто встречающаяся у ______________ живописная лексика пейзажей. Их полотна скорей способны восхитить, чем взволновать. Это искусство тонкое, рафинированное, рационально выверенное, но искусство, не рассчитывающее на сопереживание зрителя. В отличие от реализма оно не ставит перед собой задачи проникнуть вглубь явления, обобщить цепь наблюдений. Оно довольствуется фиксированием мимолетных впечатлений.
В музыку ____________ внес тончайший колорит гармонических сочетаний - многокрасочных "пятен", необычность инструментальных сопоставлений, с преобладанием колорита над мелодией. В целом эмоциональный строй большинства композиторов -_______________ скорей изыскан, чем взволнован. Среди композиторов этого направления следует назвать в первую очередь _________________ и _______________.
Суровые годы первой мировой войны по господствовавшим душевным состояниям, царившим во французском обществе, решительно не гармонировали со светлым изысканным миром ________________. Именно тогда в Австрии и Германии возникло новое направление - _______________. Один из его идеологов и историков Генрих Бар писал: "Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда радость не была так далека и свобода так мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноту, оно вопит о помощи, оно зовет дух: это _____________".
|
К _______________ ведет творчество _____________________, основоположника додекафонной системы, в творчестве его ученика _______ ________ это направление достигло одной из кульминационных точек. В музыке этих композиторов преобладает мрачный, исступленный характер. Буквально нет ни одного произведения, где бы ни господствовал мрак, где звучало бы радостное восприятие жизни, природы, где музыка вселяла бы надежду. Вот искусство насквозь пессимистическое! Мир воспринимается сквозь кривую призму, создающую устрашающие диспропорции. Этот мир не только ужасает, он отвращает. Отсюда - возведение диссонанса в ранг основной категории музыкальных созвучий.
В 20-е же годы в музыке возникает реакция против перенасыщения сознания патологически взвинченными образами, против гипертрофии экспрессии и бессвязности. Стремление к упорядоченности, к покою, ясности, в конце концов к отдыху от невероятного нагромождения звуковых многоярусных башен вызывало "тоску по далеким временам", когда звучали вдохновенные мадригалы Джезуальдо, светские кантаты и первые оперные представления 17 века, когда предшественники Баха возносили под куполы храмов классически стройные композиции для органа, повествуя и о смутах душевных, и о страстях, страданиях, о надежде искупления. Таков путь к ________________.К нему пришли ________________, ____________, _______.
|
Рядом с этими крупными направлениями параллельно развивались и иные, менее значительные течения.
Как во все времена, так и в ХХ веке были композиторы, творческие устремления которых были направлены на реалистическое отражение действительности. К ним следует отнести Яна _______________, Бенджамина _____________, Джорджа __________, Мануэля __________.
В годы после 2 мировой войны своего зенита достигла _________, теоретическая система, поставившая перед собой задачу ниспровержения веками складывавшихся закономерностей музыкальной логики. Не признавая живой практики народного творчества, отрицая необходимость преемственности традиций, теория ____________ как бы изъяла из целостного здания каркас, удерживающий его элементы в равновесии. Здание, все части которого были наделены определенными функциями, подчиненными законам тяготения, лишенное объединяющих его конструктивных связей, рухнуло. Именно этого добивался ________ __________, основоположник ___________. И тогда все 12 (по-гречески - додека) элементов-звуков, представляющих разрозненный строительный материал музыки, он предложил конструировать по нескольким произвольно зафиксированным схемам, образующим в результате перестановок 12 звуков так называемую "серию". __________ и его последователи решительно отвергают какие бы то ни было связи музыки с действительностью, повторяя старую идеалистическую концепцию о том, что музыка есть чисто звуковое явление, не связанное ни с какими явлениями жизни.
|
_____________ подготовила и облегчила путь, ведущий к музыкальному ___________________. Приняв за отправной пункт положение о том, что единственная реальность музыки - ее звучание, не связанное ни с образностью, ни с какой внезвуковой действительностью, некоторые "реформаторы" пошли еще дальше, утверждая, что музыкальные звуки, извлекаемые из специальных инструментов, - только бесконечно малая часть звуков, существующих в природе и человеческом обиходе. Отсюда возникла идея ______________ музыки. Пишущая машинка, горящий примус, капли, падающие в таз, пилка дров, электродрель… - вот один из миллионов рецептов _________ музыки. Такая "композиция" фиксируется на магнитофонных пленках или других аудио-носителях в разных комбинациях, в разных темпах.
Время от времени возникали новые течения, направления, чаще всего продиктованные стремлением "поразить", придумать то, чего еще не было - вплоть до "беззвучной музыки", "исполняемой" музыкантами, сидящими на эстраде и не извлекающими ни одного звука из музыкальных инструментов. Кончив "не играть", они поднимаются и уходят. В зале всегда найдутся люди, которым не жаль иронически поаплодировать. И это фиксируется на пленку, и это называется "успех". ( Л. Энтелис "Силуэты композиторов ХХ века")
2. Составь кроссворд из названий течений и направлений искусства ХХ века.
3. Реши кроссворд:
И | м | п | е | с | с | и | о | н | и | |||
1. Какой вид искусства оказал непосредственное влияние на возникновение этого направления.
2. Какое средство выразительности выступает на первый план в оркестровой музыке композиторов-импрессионистов.
3. Дословный перевод этого направления.
4. Композитор-импрессионист.
5. Излюбленный жанр фортепианной музыки импрессионистов.
6. Русский композитор, творчество которого высоко ценили композиторы-импрессионисты.
7. Композитор-импрессионист.
8. Имя композитора Равеля.
9. Самое знаменитое произведение Равеля.
10. Мифологическое существо, образу которого посвящена оркестровая прелюдия Дебюсси.
11. У романтиков на первом плане всегда - мелодия, а у импрессионистов - ___________?_________.
12. Термин, которым можно обозначить пейзажную музыку импрессионистов.
13. Фамилия художника, картина которого дала название этому направлению.
4. Как звали этих композиторов?
Пауль ______________, Клод ___________, Карл __________, Бенджамин _____________, Морис __________, Джордж _________.
5.Эти факты из жизни каких композиторов?
а) Композитор в 1880-1882 годах занимал должность "домашнего музыканта" у известной меценатки. Автор цикла "Детский уголок".
б) Начало творческой биографии этого композитора напоминает молодого Шостаковича: блестящий пианизм, поражающее знание музыкальной литературы всех жанров, непосредственность и постоянная готовность писать музыку, свободное владение тайнами композиторского ремесла. Только на три года (с 1939г.) он покидает свою родину, отправляясь в США.
в) Композитор прожил очень долгую жизнь, отдав дань почти всем направлениям музыкального ХХ века. Был одним из последних учеников Римского-Корсакова, сыном известнейшего баса Мариинского театра. Мировая слава пришла к нему во Франции в 1910 году. С 1913 года жил вне родины, считая себя человеком мира.
г) Композитор нигде не учился, постигая музыку через проигрывание ее в музыкальном магазине. Не прожив и полных 39 лет, он стал основателем национальной классической оперы. Автор множества сочинений легкого жанра. Умер через 100 лет после смерти Пушкина.
д) На бурном фоне музыкальной жизни ХХ века его музыка звучит необычно. Ее не возносят на щит за приверженность традициям и не обстреливают за отсутствие авангардистских крайностей. В ней заложено редкое качество - она проста той благородной простотой, которая покоряет любую аудиторию. В конце своей жизни этот композитор руководил институтом своего имени, где была создана целая система эстетического воспитания детей, в которой участвуют все виды искусства.
е) Проявив невероятную настойчивость, композитор в годы первой мировой войны стал шофером санитарной машины и достойно нес службу в армии. Для Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку, композитор создал Первый концерт для фортепиано с оркестром.
ж) Композитор получил образование в двух консерваториях, играл на разных оркестровых инструментах, обладал феноменальной композиторской техникой и колоссальной трудоспособностью. В 1927 году написал оперу-скетч "Туда и обратно", действие которой дойдя до кульминации, возвращается к началу. Так же написана и музыка: ее можно играть слева направо и наоборот.
6. Чьи это годы жизни?
1882 -1971
1813 - 1976
1898 - 1937
1875 - 1937
1895 - 1963
1862 - 1918
1895 – 1982
7.Кто автор этих произведений? Каков жанр этих произведений?
а) "Питер Граймс", "Путеводитель по оркестру для юношества", "Военный реквием".
б) "Порги и Бесс", "Американец в Париже", "Рапсодия в стиле блюз".
в) "Море", "Лунный свет", "Пеллеас и Мелизанда".
г) "Павана на смерть инфанты", "Дитя и волшебство", "Дафнис и Хлоя".
д) "Катулли Кармина", "Умница".
е) "Художник Матис", "Игра тональностей".
ж) "Петрушка", "Царь Эдип", "Мавра".
8.Какие национальные школы представляли следующие композиторы:
Бриттен -____________, Дебюсси - __________________, Гершвин _ _________________, Орф - ____________, Равель - ______________, Стравинский - _________________, Хиндемит - _________________.
9.Определи следующие фрагменты:
- Кто такой И.Ф.Стравинский?
(подсказка: Стравинский-композитор творил более шести десятилетий и создал свыше ста произведений в различных жанрах. И почти в каждом из них он проявил себя как новатор. К. Дебюсси, дуг Стравинского, писал ему: "Мне доставляет удовольствие сказать Вам, насколько Вы увеличили границы возможного в музыке".
Стравинский-дирижер впервые встал за пульт, когда ему было 33 года. Но и в 85 лет, управляя оркестром, он поражал слушателей четкостью движений, тонкостью слуха. Стравинский вообще старался сам впервые исполнять свои произведения. Кроме собственной музыки он любил исполнять произведения Чайковского, которого очень высоко ценил.
Стравинский-пианист стал учиться игре на фортепиано довольно поздно - в 9 лет. Очень увлекался импровизациями, но не любил подолгу учить одно произведение, оттачивая его. Даже в консерватории Стравинский не учился и вдруг - в 1924 году дебютировал как пианист в Париже, исполнив написанный только что Концерт для фортепиано и духовых инструментов. Успех был грандиозным. Город, некогда рукоплескавший Шопен и Листу, был покорен фортепианным даром русского музыканта.
Стравинский-писатель - интересная страница его биографии. В двух своих книгах - "Хроника моей жизни" и "Диалоги" - он обнаруживает не только писательскую зоркость, наблюдательность, точность и оригинальность мысли, но и самобытный литературный талант. Литературный дар пригодился композитору, когда он работал над либретто своих сценических произведений: балета "Орфей" и хореографических сцен с пением и музыкой на тексты русских народных песен под общим названием "Свадебка".
11. Выбери правильный ответ:
а) учителем Стравинского называют… 1- Кашперову, 2. Римского-Корсакова. 3. Лядова.
б) Человек, определивший целый этап в творческой жизни Стравинского… 1. Римский-Корсаков, 2. Дягилев, 3. Рахманинов.
в) Мировая слава композитора началась с балета…1. "Жар-птица", 2."Петрушка", 3. "Весна священная".
г) К неоклассицизму относится… 1."Жар-птица", 2. "Пульчинелла", 3."Свадебка".
г) Балет "Персефона" (1943) создан по заказу… 1. Импресарио С. Дягилева, 2. Балерины И. Рубинштейн, 3. По своему желанию.
12. О каких произведениях Стравинского идет речь?
а) "Здесь все ново: и улично-балаганный, "низменный" фольклор, и новые, никем до него не использованные приемы оркестровки, и свободное многоголосье, в основе которого сочетание не только нескольких мелодических линий, но целых пластов, включающих гармонические комплексы, каждый из которых окрашен иными тембрами. В "______________" Стравинский заговорил на музыкальном языке, буквально неслыханном и вместе с тем понятном каждому благодаря его остро театральной образности, национальным истокам, непосредственно вытекающим из русского музыкального быта 30-40-х годов 19 века. (Л.Энтелис)
б) Прочитай фрагмент статьи Шопло и Денисова "Бури и покой", вставь пропущенные слова. Найди и рассмотри эскизы Рериха.
" ________ посвящен жизни древних _________. Его открывает картина ___________ пробуждения ___________. Послушайте, как "разрастается" музыка. Сперва мы _________ голос фагота. Затем к нему постепенно присоединяются другие _______ (валторна, кларнеты, английский рожок, гобой): в начале новый инструмент издает лишь отдельные звуки, робко пробует играть отрывки ____________, затем смелее и смелее присоединяется к общему звучанию со своим напевом. Эти мелодии и их мотивы кажутся несогласованными, слишком разными, как разнятся отдельные звуки природы: _______ птицы, ___________ ручья, __________ листвы. Но постепенно они как бы приспосабливаются друг к другу, обретают общий ритм, общее настроение и сливаются в одном общем хоре весенней природы. Каждый инструмент - словно набухшая почка: раскрываясь, он рождает новую мелодию - новый лист на __________ дереве. Мелодии сливаются друг с другом, порождая "зеленый шум", несущийся, как бурный поток полноводного ручья. _______________ писал о своем произведении: "В прелюдии я хотел выразить панический страх зимней природы перед нарождающейся красотой, священный ужас перед полуденным солнцем, нечто вроде крика Пана".
Звуки природы, ее ритм в музыке __________________ зыбки, таинственны и одновременно напряженно-драматичны".
13. Прослушав фрагменты балета, ответь на следующие вопросы:
а) Каковы особенности музыкального языка балета?
Какова роль мелодии (мотивов-попевок, мелодических зерен). Каковы истоки их происхождения? Как развиваются эти мотивы?
б) Какова роль метро-ритма? (подсказка: "Как средство музыкальной конструкции гармония не представляет дальнейших ресурсов, к которым можно было прибегнуть. Современное ухо требует совершенно другого подхода к музыке… Ритм, ритмическая полифония, мелодические и интервальные конфликты являются элементами музыкальных построений, которые подлежат разработке в наше время…" Стравинский)
Обрати внимание на часто меняющийся метр, остинато. Стравинский заменяет секвенционный метод развития остинатным. По драматургической функции остинато стало своеобразной "секвенцией ХХ века".
в) Обрати внимание на оркестровку. Традиционна ли она? Как использует Стравинский во Вступлении деревянно-духовые инструменты? В каком регистре звучит флейта?
14.Расскажи об особенностях балета "Жар-птица" (подсказка: Музыкальные образы балета связаны с тремя темброво-инструментальными сферами - Кощея, Жар-птицы и Ивана-царевича. Страшный Кощей охарактеризован самыми низкими инструментами (туба, тромбоны, контрабас, контрфагот, момент появления Кощея сопровождается рокотом ударных). Обжигающе-прекрасная Жар-птица обрисована звучанием челесты, арфы, флейты. Образ Ивана-царевича создается с помощью песенных напевных тем, которые ласково исполняют гобой и фагот, окутанные мягким сопровождением струнных инструментов).
15. Определи фрагменты музыки Стравинского:
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ.
I.1.Опираясь на учебник, составь таблицу (по десятилетиям) развития жанров музыки в СССР.
2.Ответь на вопросы:
а) каким целям служило искусство в СССР?
б) Какие перемены в музыкальном образовании произошли после 1917года?
в) Когда был создан Союз композиторов, какие цели он ставил перед собой?
г) Кто такой Н.Я. Мясковский? Какую музыку он сочинял?
д) Чем характеризуется деятельность Б. Асафьева? Какая его настоящая фамилия?
е) Какие можешь назвать известные советские оперы, балеты, кантаты и оратории и их авторов?
II. Творчество С.С. Прокофьева.
1. Ответь на вопросы:
а) В каких жанрах сочинял Прокофьев музыку? В каких жанрах его достижения особенно значительны?
б) Какие знаешь его сочинения на историческую тему, сказочную тему, произведения для детей.
в) Где Прокофьев учился? Кто из русских композиторов учился там же? А кто были его учителя?
г) В каких сферах музыкальной деятельности проявилось дарование Прокофьева?
д) Обладал ли композитор литературным даром? А конкретно?
е) Какую роль в жизни и творчестве Прокофьева сыграли Глиэр, Эйзенштейн, Есипова, Мясковский, Дягилев, Тосканини, Сац?
ж) Чем увлекался и в чем проявил себя Прокофьев-подросток? Чего достиг он в вашем возрасте (знал, умел, сделал, стремился)?
з) Как воспринимали музыку Прокофьева его современники в дореволюционные годы?
и) Почему и когда Прокофьев оказался за границей? Чем он там занимался?
к) Что дало Прокофьеву-музыканту возвращение на Родину? Когда это произошло? Почему он вернулся?
(подсказка: "Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь" (С.С.Прокофьев)
л) Какие сочинения Прокофьев создал в 30-е годы в годы Великой Отечественной войны?
м) Какое последнее произведение создал Прокофьев?
н) Каким человеком, на твой взгляд, был Прокофьев (назови черты личности)?
о) Прокофьев подписывался без гласных - ПРКФВ. О какой черте характера свидетельствуют следующие строки: "Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении". Отразилась ли эта черта характера на творчестве композитора? Прав ли известный русский критик Каратыгин, называя музыку Прокофьева "прыгающей, бегающей, кипящей, долбящей, гримасничающей"?
п) В своих воспоминаниях Прокофьев отмечает четыре "линии", по которым развивалось его творчество: классическая, новаторская, токкатная, лирическая.
1) В чем проявляется связь Прокофьева с мировым классическим наследием?
- Эти слова о какой симфонии? "Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось написать" (Прокофьев)? Кстати, "отца симфонии" в свое время ругали за "скандальную веселость и нарушение правил строгого голосоведения"! Что общего у классика 18 века и классика 20 века?
- Найди аналогии, подтверждающие связь творчества Прокофьева с классиками 19 века: склонность к величавой гимничности и торжественной мажорности (Глинка), тяга к эпосу, фантастике (Римский-Корсаков), к богатырским образам (Бородин), внимание к живой натуре, склонность к декламации (Даргомыжский и Мусоргский). Перенял ли Прокофьев у классиков интерес к истории страны? Близок ли в выборе типов образности (мужественные, активные, цельные натуры)? - подтверди конкретными примерами.
2) Прокофьев считал: "Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я не хочу быть под чьей-то маской. Я всегда хочу быть самим собой". К чему привели эти поиски?
- "Новшества" Прокофьева часто приводили к скандалам. 26 января 1916 г. в Петрограде состоялось первое исполнение"Скифской сюиты" под управлением автора. Не без юмора автор вспоминает об этом в автобиографии: "После сюиты в зале разыгрался чрезвычайно большой шум… Глазунов, к которому я специально заезжал, чтобы пригласить на концерт… вышел из себя - и из зала, не вынеся солнечного восхода, то есть за 8 тактов до конца… Литаврист пробил литавру насквозь, и Зилоти обещал мне прислать порванную кожу на память…
- Какие "новшества" музыкального языка Прокофьева можешь назвать?
3) В какой период творчества Прокофьев считал ритмику основным элементом музыкального язы- ка? Приведи примеры.
4) "В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе и, непоощренная, она развивалась медленно. Зато в дальнейшем я обращал на нее все больше и больше внимания» (Прокофьев). "Горным цветком", поражающим запахом и прелестью, называл лирику Прокофьева известный пианист 20 века Э.Гилельс. Какие образы возникают у тебя при звучании лирических тем Прокофьева? Приведи примеры лирических тем композитора, отметь особенности его лирики.
2. Выбери правильный ответ
а) Прокофьев родился в селе… 1. Переделкино, 2.Сонцовка, 3. Николина гора.
б) Даты жизни композитора: 1. 1900-1955, 2. 1891-1953, 3.1881-1950
в) Количество симфоний, созданных Прокофьевым. 1. - 9, 2. - 15, 3. - 7.
г) Название 1-ой симфонии Прокофьева - 1."Классическая", 2."Романтическая", 3."Юношеская".
д) Свою первую оперу "Великан" Прокофьев написал в …1.- 9 лет, 2. - 16 лет, 3. - 22 года.
е) Пьесы: "Прогулка", "Сказочка", "Тарантелла", "Раскаяние", "Вальс", "Шествие кузнечиков", "Дождь и радуга", "Вечер", "Ходит месяц над лугами" входят в фортепианный цикл…1) "Сказки старой бабушки", 2) "Детская музыка", 3) "Мимолетности".
ж) Жанры фортепианной музыки, которые впервые создал Прокофьев… 1) Экспромты, 2) Мимолетности, 3) Сарказмы, 4) Музыкальные моменты.
з) Балеты Прокофьева… 1)"Ромео и Джульетта", 2) "Спящая красавица", 3) "Золушка", 4) "Весна священная", 5) "Сказ о каменном цветке", 6) "Петрушка".
и) Хобби Прокофьева… 1) автомобиль, 2) шахматы, 3) танцы.
к) В альбоме автографов многие знаменитости, друзья и знакомые Прокофьева отвечали на его вопрос… 1) Что вы думаете о Солнце? 2) Что вы думаете обо мне? 3) Что вы думает об искусстве?
3. Современники Прокофьева - подчеркни нужные фамилии.
С.Эйзенштейн, Н.Римский-Корсаков, С.Рихтер, В.Маяковский, П. Чайковский, Г.Уланова, Р.Глиэр, С.Дягилев, А.Лядов, С. Самосуд, Н.Мясковский, В.Мейерхольд, Е.Мравинский.
а) Композитор, которого Прокофьев называл своим "первым настоящим учителем" ____________.
б) Кто из друзей Прокофьева называл его "вперед смотрящим в нашей музыке"? ________________
в) Выдающиеся русские композиторы - учителя Прокофьева в Петербургской консерватории ______________________________.
г) Кто называл композитора "вторым любимым сыном" и заказывал ему балеты "Сказ о шуте", "Стальной скок" и др.? ______________
д) Кто вдохновил Прокофьева на создание музыки к кинофильму "Александр Невский"? _____________________
е) Кто называл Прокофьева "председателем земного шара от секции музыки"? ______________________
ж) Кто считал, что музыка Прокофьева - "родоначальник и душа танца"? _____________
з) Выдающийся пианист, которого Прокофьев называл "самым лучшим …на круглом земном шаре" - _________________
и) Режиссер - реформатор отечественного театра, с которым сотрудничал Прокофьев - ___________________.
к) Дирижер, под управлением которого была впервые исполнена Седьмая симфония Прокофьева -_____________________
4. Исправь ошибки в биографии Прокофьева.
Сергей Семенович Прокофьев - один из крупнейших европейских композиторов 19 века. Его богатое творческое наследие получило всемирное признание. Прокофьев оставил более 130 произведений, в том числе - 7 опер, 8 симфоний, а также кантаты, оратории, инструментальные концерты и ансамбли, фортепианные произведения, романсы и песни. Для его сочинений характерны глубина и неисчерпаемая фантазия, яркое своеобразие и высокое художественное мастерство. Музыка его полна оптимизма, ей свойственны энергия и стремительность развития, упругие ритмы, широта мелодического дыхания, светлый лиризм и эпичность.
Он родился 11 (23) апреля 1892 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Там и прошло его детство. Его мать отлично играла на скрипке, и уже с 4-5 лет талантливый мальчик открыл для себя мир серьезной музыки. В 6 лет он сочинил первую пьеску, а в 11 - свою первую оперу. В 15-летнем возрасте Сережа предстал перед приемной комиссией Московской консерватории. Явился он, сгибаясь под тяжестью двух огромных папок, в которых были его сочинения, что само по себе привело в восторг принимавшего экзамен А. Глазунова.
Прокофьев обучался по трем специальностям - композитора, пианиста и дирижера. Он заканчивал консерваторию дважды: в 1909 г. как пианист, а в 1914 г. как композитор, когда и был удостоен за свое фортепианное мастерство премии им. А. Рубинштейна.
Его юношеские сочинения - Первый фортепианный концерт (1911), Романтическая симфония (1917), а также выступления в концертах как пианиста обнаружили самобытное дарование, смелость, новизну мысли большого художника…Музыка молодого композитора поражала свежестью, динамичностью, вызывала бурные споры.
В 19918 - 1930 годах Прокофьев живет за рубежом, гастролируя как пианист и композитор во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Англии, Индии, Китае, Америке. Он создает оперу "Любовь к двум апельсинам", впервые поставленную в 1921 году в Чикаго, оперу "Огненный ангел"(1927), балеты, три симфонии, три фортепианных концерта и многие другие сочинения.
По возвращении на Родину последние 20 лет жизни композитора наполнены напряженнейшим трудом. Он обращается то к славным страницам русской истории, создавая величественные картины, потрясающие глубоким драматизмом, то - к мировой классике или волнующим темам современности, трактуя их гуманистически, жизнеутверждающе.
В 1936 г. он пишет знаменитую симфоническую комедию для детей "Красная шапочка и Волк", музыку для театра и кино, в частности - к историко-патриотическому кинофильму Э.М. Эйзенштейна "Владимир Невский" (1938). Среди произведений Прокофьева, ставших русской музыкальной классикой - балеты "Ромео и Джульетта" (1936), "Золушка"(1944), опера "Семен Котко" (1939), комическая опера "Обручение в монастыре"(1940).
В годы 1 мировой войны композитор чувствует настоятельную необходимость откликнуться на это трагическое и героические время: так возникает его монументальная опера "Война и мир"(1941-1943) по роману А.К. Толстого - о непобедимости великой России, о ее героической воинской славе.
Замечательны и другие его произведения последнего периода творчества - музыка к к/фильму "Иван Грозный", 5-7 симфонии, балет "Сказ о каменном цветке", оратория "На страже мира", и сюита "Зимний вечер" на стихи С. Маршака В этих сочинениях Прокофьев стремится к большей ясности, простоте художественных образов.
Умер Прокофьев 5 марта 1953 года в Париже, в тот же день, что и В.И. Ленин.
5.Симфоническое творчество
а) Какое место занимает симфонический жанр в творчестве Прокофьева?
б) Что нового он внес в этот жанр? В чем остался верен традициям?
в) Сколько симфоний создал композитор?
г) Какое название имеет его Первая симфония? Чем она необычна?
д) Охарактеризуй Седьмую симфонию Прокофьева.
е) Почему Седьмую симфонию Прокофьева иногда называют "прощальной"? Вспомни историю создания этого произведения.
ж) Сравни сонатно-симфонический цикл Седьмой симфонии с классическим. Какие особенности можешь назвать?
з) Вспомни основные темы Седьмой симфонии. К какой теме 1 части можно было эпиграфом поставить следующие строки Пушкина: "Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток"?
и) Какую роль играет тема побочной партии в первой части и в симфонии в целом?
к) Почему в репризе 1 части побочная партия звучит в ре-ь мажоре?
л) Какая тема 1 части навеяна сказочными образами?
м) Каков жанровый облик 2 и 3 части симфонии?
н) Какие танцевальные образы использует Прокофьев в Седьмой симфонии?
о) Какие темы звучат в финале симфонии? В каком произведении Прокофьева было подобное?
п) К какому жанру можно отнести Седьмую симфонию Прокофьева?
6. Кантатно-ораториальный жанр в творчестве Прокофьева.
а) Привлекает ли жанр кантаты и оратории композиторов ХХ века? Приведи примеры.
б) Почему в ХХ веке произошло слияние этих жанров в кантатно-ораториальный жанр?
в) К какому жанру (драматическому, лирическому или эпическому) относится кантата Прокофьева "Александр Невский"?
г) Расскажи историю создания этого сочинения. Чем актуально ее создание?
д) Сколько частей в кантате, как они называются?
е) Какой принцип лежит в основе драматургии кантаты? В каких произведениях русской классики было подобное?
ж) Какая часть кантаты напоминает былину?
з) Почему хор "Вставайте, люди русские" был особенно любим в годы Великой Отечественной войны?
и) В чем отличие средств музыкальной выразительности, применяемых Прокофьевым для характеристики русских воинов и тевтонских рыцарей?
к) Какая часть является единственным сольным номером кантаты? Для какого голоса она написана?
л) Сравни "Мертвое поле" с Плачем Ярославны.
м) Какие темы звучат в финале? В каких произведениях классической музыки встречалось подобное?
7. Балетное творчество Прокофьева.
а) Сколько балетов создал Прокофьев? На какие темы?
б) В чем проявилось новаторство балета "Ромео и Джульетта"?
в) Каковы его первооснова, история создания и постановки?
г) Какова идея балета? В каких действиях раскрывается образ Джульетты? Сколько у нее тем?
д) В каком номере балета заключен образ вражды, косности и догмы?
8. Оперное творчество Прокофьева.
а) Сколько опер создал Прокофьев? На какие темы?
б) Какова история создания оперы "Война и мир"?
в) Какие две линии параллельно развиваются в опере и в каких картинах?
г) Их скольких картин состоит опера?
д) В чем смысл 2-ой картины?
е) В какой картине впервые показана массовая народная сцена.
ж) Каков оперный Кутузов?
з) Прокомментируй следующие слова Шостаковича: "Я, как и многие, считаю эту оперу гениальной. Особенно поражает в ней та правда интонирования, в которой отражены детальнейшие душевные переживания персонажей… Прокофьев создал свою оперу, свою "Войну и мир".
9. Определи жанры произведений Прокофьева.
Опера, балет, оратория, кантата, симфоническая сказка, вокально-симфоническая сюита, цикл фортепианных пьес, музыка к кинофильму
"Семен Котко" __________________________________________
"Сказки старой бабушки" ___________________________________
"Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" ______________
"Стальной скок" __________________________________________
"Петя и Волк" _____________________________________________
"Обручение в монастыре" ____________________________________
"На страже мира" __________________________________________
"Мимолетности" ___________________________________________
"Иван Грозный" ___________________________________________
"Зимний костер" ___________________________________________
10. Стрелками соедини названия сценических произведений Прокофьева и авторов сюжетов этих сочинений.
"Война и мир" Б.Полевой
"Любовь к трем апельсинам" Ш.Перро
"Повесть о настоящем человеке" В.Брюсов
"Игрок" Л.Толстой
"Огненный ангел" К.Гоцци
"Семен Котко" Л.Афанасьев
"Золушка" У.Шекспир
"Сказ о каменном цветке" Ф.Достоевский
"Ромео и Джульетта" В.Катаев
"Сказка про шута, семерых шутов перешутившего” П.Бажов
11. Определи верные тональности, формы, тембры, жанры.
а) Тональность Симфонии №1________________________
б) Тональность симфонии №7________________________
в) Тональность побочной партии 1 части симфонии №7___________
г)Тональность 6 части кантаты "Александр Невский"_____________
D dur, F dur, c moll, cis moll, g moll.
д) Форма, в которой написана 1 часть симфонии №7______________
е) Форма, в которой написана 4 часть симфонии №7 ______________
сложная 3-х частная форма, форма рондо, сонатная форма
ж) Инструментальный состав, для которого написана сказка "Петя и Волк" _____________________________________________________
з) Состав, для которого написана 1 симфония __________________