III. Философия, архитектура и искусство эпохи архаики.




Зарождение античной философии

В эпоху архаики греческая мысль переходит от мифологического восприятия мира к рациональному, философскому его объяснению. Философия является мировоззренческой дисциплиной, поскольку её задачей является поиск ответов на наиболее общие вопросы о мире и месте человека в нем. смысле человеческой жизни. Самая ранняя ее форма – натурфилософия, объяснение природы в ее целостности, зарождается в ионийских полисах Малой Азии.

Первые греческие философы происходили из Милета - самого развитого полиса греческого мира периода архаики. Представители милетской школы пытались выяснить, что является первоосновой мира. Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н. э.) считал, что все в мире происходит из воды и все опять превращается в воду, которая находится в непрерывном движении. Да и сама Земля представляет собой плоский диск, лежащий на воде.

Его ученик Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.) утверждал, что люди не созданы богами, а произошли из рыб особой породы. В основе всего сущего лежит апейрон, т. е. первоматерия. Она безгранична, вечна, неизменна, все вещи возникают из нее и в нее же возвращаются после гибели. Анаксимандр же создал первую геометрическую модель Вселенной, в центре которой находится Земля, парящая в воздухе. С именем Анаксимандра связывают создание географической карты и небесного глобуса.

Анаксимен (ок. 585-525 до н. э.) считал первоосновой всего воздух, при разрежении которого рождается огонь, а при сгущении - ветер, облака, вода и земля. Таким образом, воздух является «душой мира», источником жизни.

Гераклит Эфесский (ок. 530-470 до н.э.), выступал против традиционной народной религии. Первооснову мира он видел не в устойчивой первоматерии, а в непрерывном движении и изменении. Суть его учения выражала краткая фраза: «Все течет» - panta rhei. Платон писал: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно». Олицетворением этой изменчивости Гераклит считал огонь. По его мнению, мир не создан богами или людьми. Мир есть и будет вечным живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Своим учением Гераклит заложил основы диалектики.

Принципиально иную теорию создал Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) с острова Самос. В италийском Кротоне он создал пифагорейскую школу, религиозно-философское братство. Пифагор проповедовал переселение душ, которые за грехи, прежде чем попадут в загробный мир, могут побывать в телах многих людей и животных. В своей теории об устройстве мира он опирался на математические знания египтян и вавилонян. Философ считал, что числа выражают сущность вещи, а их пропорции и соотношения определяют порядок и гармонию в окружающем мире. Пифагор и его школа много сделали для развития математических знаний в Греции.

Становление философского и научного знания могло привело к возникновения новой области мышления, отдельной от религии и мифологии. Была сформулирована идея космического порядка, покоящегося на законах, которым в равной мере подчиняются все составные элементы. Образ социального, регулируемого полиса греческие философы перенесли на физическую Вселенную - Космос.

Упорядоченный космос стал доступен для постижения человеческой мыслью. К концу VI в. до н. э. на смену традиционному мифу, основанному на поэтической фантазии, пришел логос, понимаемый как истинное, научно обоснованное объяснение. Новая философская мысль выстраивала мировой порядок на принципах равновесия, равенства и симметрии. Создание научной картины мира знаменовало интеллектуальный переворот в духовной культуре Древней Греции.

Архитектура

Архитектура. Уже в начале архаической эпохи определился приоритет общественной, прежде всего храмовой, архитектуры. На фоне однотипных, простых и непритязательных частных жилищ в каждом полисе выделялись монументальные здания, посвященные богам - покровителям общины. Если в начале архаики храмы повторяли микенский мегарон, то затем они сменяются религиозными зданиями нового типа. Простейший из них - храм в антах, состоял из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. Между антов – выступов боковых стен были помещены две колонны.

Простиль, более развитый тип храма, имел на фасаде уже четыре колонны. Амфипро - стиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма стал периптер - храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Он сложился во второй половине VII века до н.э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.

Развитие и совершенствование архаической архитектуры привело к возникновению в VII веке до н.э. архитектурных ордеров (от лат. ordo – строй, порядок). Они отличались определенным сочетанием пропорций основных частей здания, особенностями их художественной обработки. Первые ордерные храмы были построены греками-дорийцами в середине VII в. до н.э. Храм этого ордера, известного как дорического, представлял собой целлу – прямоугольное помещение со статуей бога.

Целла была окружена колоннадой, поддерживающей антаблемент (перекрытие) с крышей. Дорическая колонна была относительно невысокой с отношением диаметра основания к высоте 1 к 6. Ее прорезали вертикальные желобки – каннелюры. Колонна завершалась простой капителью, состоящей из эхина - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина колонну опоясывает небольшая бороздка.

На капители колонн опирается антаблемент. Он состоит из фриза, включающего чередующиеся триглифы (плиты с тремя полосами) и метопы (плиты с рельефами мифологического содержания), и карниза. Фронтон (треугольное пространство на фасаде под крышей) украшался скульптурами и рельефами мифологического содержания. Дорический храм с массивным антаблементом и невысокими колоннами выглядел приземистым и тяжеловесным.

Более изящными и легкими были храмы, созданные в ионическом ордере, возникшем в середине VI века до н. э. в Ионии. Колонны, которые покоились на базах (каменных подушках), были тоньше и выше (отношение диаметра основания к высоте 1 к 9). Капитель была украшена волютами (завитками в виде спиралей). Покоящийся на колоннаде антаблемент с гладким фризом был легче и казался изысканнее. Греческие храмы с раскрашенными в яркие цвета архитектурными деталями, рельефами и скульптурами выглядели нарядно и празднично.

Скульптура.

Развитие архитектуры способствовало расцвету всех видов античного искусства, но в первую очередь монументальной скульптуры. Первоначально помещаемые в храмах изображения богов были грубыми и примитивными. Однако совершенствование техники обработки камня и металлов повлияло и на развитие изобразительного искусства. В VII - VI вв. до н.э., помимо богов и героев, начинают изображать атлетов, победивших на спортивных состязаниях, и доблестных воинов, прославивших свое имя и свой полис.

Одной из самых распространенных скульптур становится курос - обнаженная мужская фигура как образ идеального гражданина. Женская фигура – кора – всегда изображалась в одежде. Однако изображения еще условны, фронтальны, статичны (прямое влияние Востока). Мастера пока не умеют передавать внутренний мир людей, лица которых они оживляют лишь условной, так называемой архаической, улыбкой.

Живопись.

Больших успехов достигли греческие художники, творчество которых дошло до нас по преимуществу в виде росписей по керамике. В VII - начале VI в. до н. э. четкому геометрическому стилю приходит на смену ориентальный стиль, отражавший восточное влияние, под воздействием которого развивалось искусство эпохи архаики. Сосуды покрывают рядами пестрых изображений восточных животных, фантастических существ или растительным орнаментом.

Но в VI в. утверждается исконно греческий чернофигурный стиль: роспись черным блестящим лаком по светлому фону обожженной глины. Рисунки создавали, как правило, на мифологические темы. Самым известным мастером, работавшим в чернофигурном стиле, был Эксекий (VI в. до н. э.).

При всем мастерстве художников чернофигурные изображения производили впечатление плоской тени. Чтобы добиться их объемности, изменили стиль росписи - фон стали покрывать черным лаком, а изображение оставлять цвета глины или расписывать. Так в конце VI в. до н. э. появился краснофигурный стиль, достигший расцвета в эпоху классики.

Духовная и художественная культура эпохи архаики во всей полноте отразила сложный и противоречивый процесс формирования полисного строя и заложила основы для расцвета античной культуры и цивилизации в классическую эпоху.

Театр

Древнегреческий театр родился в Афинах из мистерий в честь бога Диониса. Празднества сопровождались представлениями, в которых рассказывалось о страданиях, гибели и воскрешении Диониса. Первоначально хор исполнял песнопения в честь божества – дифирамбы. Затем выделился актер, исполняющий роль Диониса. Хор, изображающий спутников бога - сатиров, был одет в козлиные шкуры. Отсюда и название первого театрального жанра – трагедия, буквально «песнь козлов».

Позже возник другой жанр – комедия. Название его произошлоот комоса - ритуального шествия, сопровождавшегося игрой на музыкальных инструментов и отличавшегося фривольностью и непринуждённостью. Цель комедии, по словам Аристотеля - «воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение».

Для представлений служила специальная площадка– оркестра. За ней находилась скене - палатка, где переодевались актеры. На склоне горы или возвышенности размещались сидения для зрителей – театрон. Актеры выступали в масках, одевая на ноги специальную обувь - котурны, зрительно увеличивающие рост и придающие величавость походке.

 

Культура семьи и быта.

Семья была патриархальная, моногамной. Главное социальное предназначение ее - рождение и воспитание детей. Мужчина были обязан мужчин заводить семью. Тот, кто уклонялся, по достижении 30 лет платил штраф за безбрачие. Девушки вступали в брак в 15-16 лет. Осуждались браки по расчету. В Спарте богатые женихи брали жен из бедных семей. Отец невесты часто выбирал достойного жениха, после чего тот на длительный срок поселялся в доме будущей жены. Здесь присматривались к его характеру, воспитанности, здоровью. Перед браком совершался обряд обручения. Если его не было, то дети считались незаконными.

Финал свадьбы – семейное торжество в доме невесты. Комната ее украшалась цветами. Совершалось купание в священном источнике. Невеста на свадебный пир одевала фату. Существовал строгие запрет пить на свадьбе допьяна. Жених должен был оставался трезвым. После свадьбы молодые направлялись в дом жениха. Сопровождающие пели гименеи – свадебные песни. Жених вносил невесту в дом на руках.

Удел замужней женщины – домашнее хозяйство, ткачество, шитье. На улицу она выходила только в сопровождении мужчины или рабыни. При встрече мужчиной закрывала тканью лицо кроме глаз. То же - при участии в празднествах и религиозных обрядах. Понятие «супружеская измена» измена относилось только к женщинам. Муж имел право убить жену и ее любовника. При этом сам был свободен в связях на стороне, за исключением замужних женщин.

Бездетный брак мог быть расторгнут. Обязанность старого бездетного мужа - привести в дом юношу. Если бесплодна жена, то муж мог договориться с супругом плодовитой женщины, чтобы та выносила ребенка. Стремление иметь не менее 2-х сыновей.

Жилище и еда. Дом – для ночлега, основное время на агоре и стадионе. Дом 2-х или одноэтажный. Во внутреннем дворике устраивался жертвенник. Дом делился на две половины: мужскую - андрон и женскую - гинекей. Стены жилых помещений оштукатуривались и покрывались росписью. Полы выкладывались каменной плиткой или мозаикой. В домах попроще полы делались глинобитными. Набор мебели был скромным: столик - трапедза, ложе - кине, небольшие табуреты и кресла. Одежда хранилась в шкафах и сундуках. Посудабыла, пожалуй, главным, если не единственным украшением греческого дома.

Древние греки были непритязательны в еде. Ели два или три раза в день. Основной рацион – овощи, рыба, фрукты. Обязательной приправой к блюдам был рыбный соус – гарон. Мясо ели редко. Пили разбавленное вино. За столом без гостей женщины сидели, мужчины полулежали. Ели руками, совершая частое их омовение.

Одежда - шерстяные и льняные ткани. Никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки.

Мужчины. Одежда состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен. Жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны. Воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.

Во время работы надевали ещё более простую одежду - экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный.

Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий. Юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы - хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Женщины. Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом.

Верхней женской одеждой был пеплос. Для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной.

Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас - низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на голове при помощи ремешка, завязанного под подбородком.

Обувь. Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы - сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви - крепиды. Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной.

 

Дополнительная литература

Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Т.1. Классическая древность. – М., 1999.

Велишский Франтишек. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2000.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. – Спб., 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: