ПРИКЛАДНОЕ АРХИТЕКТУРНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ




ПРИКЛАДНОЕ АРХИТЕКТУРНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Любое социологическое исследование основано на выявлении статистических закономерностей в рассматриваемых явлениях и процессах. Социологическое исследование всегда связано с анализом большого числа фактов, для которых действуют статистические законы. Статистика позволяет выявить тенденции

Прикладное архитектурно-социологическое исследование в целом можно представить тремя этапами:

1. Разработка программы архитектурно-социологического исследования.

2. Сбор информации.

3. Обобщение и анализ материала

Разработка программы и рабочего плана архитектурно-социологического исследования

Проведению любого исследования предшествует разработка его программы. Программа архитектурно-социологического исследования определяет: цель, задачи, объект, структуру, границы и методы исследования, а также источники получения информации, единицы информации, выборку, технику сбора информации. После формирования основополагающих позиций программы исследования с целью дальнейшего ее осуществления, составляется рабочий план исследования

Цель архитектурно-социологического исследования

В архитектурно-социологических исследованиях различают три уровня восприятия целей:

1) главная цель решение архитектурной проблемы;

2) цель прикладного социологического исследования, направленного на обоснование решения архитектурной проблемы;

3)цель эмпирического исследования, формирующего базу для социологических обоснований и рекомендаций.

Например, главная цель решение архитектурной проблемы: разработка типологии жилища в современных условиях;

цель прикладного социологического исследования: определение влияния на типологию жилища социально-профессиональной структуры семей;

цель проведения эмпирического исследования(ий): выявление характера использования семьями помещений квартиры, архитектурные предпочтения, социальная оценка существующих условий.

Рабочий план прикладного архитектурно-социологического исследования

8 Рабочий план прикладного архитектурно-социологического исследования включает в себя следующие этапы:

1) подготовительный;

2) проведение полевого (пилотажного) обследования или сбора документальных источников;

3) первичная обработка информации (шкалирование, кодирование, группировка и проверка вычислений);

4) анализ результатов и обобщение материалов исследования (подготовка отчетов, разработка рекомендаций)

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Общество - исторически развивающаяся форма деятельности людей, их связей и отношений, основа которых заключена в способе, каким люди производят необходимые им жизненные средства, взаимодействуя с природой.

Общество в широком смысле это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей;

в узком смысле это исторически конкретный тип социальной системы или определенный социальный организм, принадлежащий к такому типу.

Социальный заказ - общественно необходимое задание на проектирование архитектурного объекта.

Социальный заказ - в широком смысле тождествен «общественному» и включает в себя все аспекты человеческих взаимоотношений (экономику, политику, этику и т.п.);

в узком смысле - отношение между людьми, формирование человеческих общностей в процессе труда и потребления.

Социология - наука об обществе, исследующая многообразные аспекты его организации, жизнедеятельности и развития. Социология исследует тенденции и закономерности общественного развития на разных уровнях обобщения. Социология архитектуры охватывает широкий спектр социологических знаний, обусловленный задачами формирования среды обитания человека: социологию жилища, производства, общественных зданий, города, деревни, а также быта, труда, отдыха и др.

Социальная структура - совокупность устойчивых и упорядоченных связей общества или его элементов (социальных групп, различных видов общностей), обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Социальная группа - наиболее общее понятие, определяющее устойчивую совокупность людей, объединяемую по одному из названных оснований единства социальных признаков, черт деятельности и территории.

Социальные институты - представляют собой группу лиц, выполняющих определенную социальную функцию, и одновременно, совокупность соответствующих учреждений и сама организационная структура этой функции.

Социальные общности - социальные группы, формируемые естественно-исторически. Семья уникальная малая социальная группа, одновременно это социальный институт, и социальная общность. Назначение семьи физическое воспроизводство человека и человека как носителя общественнокультурных отношений. 13

14 Статистика - получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, а также совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.

Социальные процессы - последовательная смена состояний в развитии общества или его структур.

Социальное функционирование - социальная жизнь, жизнедеятельность совокупность многообразных социальных действий, осуществляемых индивидами, социальными группами и обществом в целом.

Социальное развитие - характеризует изменение социальных структур, динамику социальных групп и их отношений, видов общественной жизнедеятельности.

Деятельность - социальное действие, направленное на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира или самого человека.

Потребности - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, социальной группы и общества в целом.

Мотивы - явления и состояния, вызывающие деятельность, активность (или отказ от нее); мотивами могут быть потребности, установки, идеалы, эмоции и воля.

Предпочтения - пожелания, требования потребителя к архитектурной организации на основе сознательного выбора, проясняют зависимости в отношении «мнение потребителя среда».

Длительно существующие общности потребителей - сплоченные группы людей на основе общей деятельности или интересов, потребляющие и производящие услуги в общественных и промышленных зданиях в течение длительного времени.

Стационарные скопления потребителей - группы людей, собирающихся в каком-либо помещении в общественных зданий и комплексах, которые отличаются независимостью и кратковременностью контакта.

Движущиеся скопления потребителей - кратковременные группы людей, передвигающихся внутри зданий, что требует создания беспрепятственного и безопасного пространства для движения.

Социально значимые дистанции - это расстояния, оценка которых определяется возможным уровнем взаимодействия людей: персональным общением, социальным контролем и пешеходной связанностью

Образ (способ) жизни - особенности повседневной жизнедеятельности конкретно-исторического человека или семьи; охватывает три сферы: быт (обитание), труд (производство) и отдых (рекреация).

Естественный прирост населения - разница между количеством родившихся и количеством умерших на 1000 жителей.

15 Механический прирост населения - разница между количеством прибывших и количеством убывших на 1000 населения.

Поло-возрастная структура населения - распределение населения по полу и возрасту.

Структура семьи - это связи между членами семьи по общему основанию по числу членов, по родственным отношениям, по возрасту и др. Семья основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Социально-профессиональная структура населения - траспределение населения по роду деятельности, месту работы, уровню квалификации и образования.

Программное задание - перечень условий, требований и задач проектирования, который на предпроектном этапе составляет архитектор для регламентации и контроля собственной деятельности.

Социально-функциональная программа проектирования структурное описание социальных условий проектирования, а также характеристика потребителя и его жизнедеятельности, которые раскрывают назначение архитектурного объекта.

Социальная модель архитектурного объекта - это система требований, предъявляемых потребителем (семьей, трудовым коллективом, клиентом) к его функциональной программе и пространственной структуре.

Объект изучения в архитектурно-социологическом исследовании - это потребности и поведение индивидов, социальных групп и общностей, т.е. совокупность социальных элементов и процессов. Предмет изучения аспект (угол зрения) исследования объекга изучения, зависит от вида объекта исследования и характера решаемых задач в архитектурном пространстве.

Эмпирические данные - социологическая информация, основанная на опыте, изучении фактов, опирается на непосредственное наблюдение и эксперимент.

Методика эмпирического исследования - совокупность принципов и правил по определению объектов исследования, выбору единиц исследования, необходимого объема исследуемого материала, источников и способов сбора информации, а также приемов обработки и обобщения информации.

Техника социологического исследования - совокупность приемов и процедур, характеризующих методику исследования.

Разведывательное (пилотажное) социологическое исследование - предварительный этап углубленных исследований.

Описательное социологическое исследование - получение полной информации о рассматриваемом объекте, выявление закономерностей в определенных социальных процессах, протекающих в больших социальных общностях, которые различаются по своим характеристикам.

Аналитическое социологическое исследование - определение причинно-следственных зависимостей, объясняющих явление.

Программа социологического исследования - определение цели, объекта, структуры, границ и методов исследования.

Гипотеза исследования - научное предположение результата исследования. Вопросник документ, который содержит перечень вопросов, обращенных непосредственно к отвечающему.

Рабочий план исследования - инструкция по проведению социологического исследования, учитывающая распределение сил и ресурсов во времени.

Документальные источники социологической информации - это официальные и личные документы.

Обследования - социологические исследования в форме наблюдений и опросов.

Наблюдения - непосредственная фиксация явлений социальной действительности в процессе функционирования.

Опросы - методы получения первичной социологической информации, основанные на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Анкетирование - опрос, в котором отсутствует непосредственный контакт исследователя с опрашиваемым; проводят для изучения потребностей, социальных оценок, поведения людей в целях учета при проектировании зданий и комплексов.

Интервьюирование - опрос, в котором исследователь лично обращается к опрашиваемому.

Выборка - процедура исследования, предусматривающая целесообразный отбор анализируемого материала.

Генеральная совокупность - это объект исследования, носитель рассматриваемой социальной проблемы.

Выборочная совокупность - (выборка) часть генеральной совокупности, которая способна ее представить по исследуемым признакам. Величину выборки определяют по соответствующим правилам из теории статистики.

Классификация (группировка) - вид обработки социологической информации, являющийся основой описания полученной информации; сводится к двум процедурам: выбору признака и измерению этого признака (шкалированию).

Континуум - область распространения рассматриваемого признака (явления или процесса).

Шкала - способ членения континуума. Индекс - сконструированный для исследования обобщающий показатель.

Корреляция - статистическая (вероятностная) зависимость, взаимосвязь признаков; устанавливается только методами статистики.

Научное объяснение - выявление устойчивых зависимостей между явлениями, позволяющее распространить их на более широкий круг объектов, использовать в прогнозировании, проектировании и нормировании.

Предвидение - обоснованное предположение о будущем (прогноз, проект, план, программа).

Интуитивное предвидение =- накопленные в истории прорывы в будущее на основе творческого воображения, интуиции мастеров.

Научное прогнозирование - предвидение на основе научно выявленных объективных способов, правил или законов развития, которые позволяют определить оптимальные пути развития архитектуры, привести сегодняшние решения с предсказываемыми будущими потребностями и интересами общества.

Прогноз - это квалифицированное и обоснованное высказывание о будущем развитии исследуемого объекта с относительно высокой степенью достоверности. Различают стратегические и оперативные (тактические) прогнозы.

Творческий метод архитектора - своеобразный синтез творческих методов художника, ученого и инженера.

 

Цель курсовой работы: разработать программу архитектурно-социологического исследования по индивидуальной теме, выданной руководителем по дисциплине.

Задачи: I. Разработать Программу социологического исследования, которая определяет:

1. Сформулировать актуальность темы (не более 1-2 стр).

2. Сформулировать цель(и) архитектурно-социологического исследования:

1) главную цель (направлена на решение архитектурной проблемы);

2) сформулировать цель прикладного исследования

3) сформулировать цель эмпирического исследования

 

3. Задачи исследования

4. Определить объект исследования

5. Границы исследования

6. Методы исследования

7. Источники получения информации

8. Единицы информации

9. Выборку

10. Технику сбора информации.

11. Структуру исследования

II.1. Составить Рабочий план прикладного (эмпирического) исследования, с учетом основополагающих позиций Программы исследования и учитывающий распределение сил и ресурсов во времени, в соответствии со следующими этапами:

1) подготовительный;

2) проведение пилотажного обследования или сбора документальных источников;

3) первичная обработка информации;

4) анализ результатов и обобщение материалов исследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: