Операционный и вспомогательный бюджеты составляются для разработки финансовых бюджетов. Их состав является произвольным, исходя из целесообразности их разработки, и определяется руководством предприятия. Они нужны, прежде всего, для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более полного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов.
Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) по мнению Хруцкого В. Е. (29) необходимы для более полного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
Однако правила и принципы составления тех операционных, вспомогательных и специальных бюджетов, которые выбрали для себя руководители предприятия, должны соответствовать общим положениям теории финансового менеджмента.
Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие.
• Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.
• Производственный бюджет показывает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода.
• Бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях. Данный бюджет также может быть объединен с бюджетом производства, входить в его состав.
|
• Бюджет прямых материальных затрат (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей — ТМЦ) содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях.
• Бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основных работников на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции в натуральных и стоимостных показателях, т.е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок.
• Бюджет прямых производственных (операционных) затрат может составляться тогда, когда требуется более точный учет тех производственных (операционных — для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат.
•Бюджет общепроизводственных (общецеховых) накладных расходов показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала непосредственно занятых в данном бизнесе (цехе, структурном подразделении). Здесь же отражаются арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие затраты (главным образом общецеховые расходы), связанные с функционированием данного бизнеса на протяжении бюджетного периода.
|
• Бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия или фирмы, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода.
• Бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы.
• Бюджет накладных расходов содержит информацию о прочих расходах предприятия, например амортизации, уплаты процентов за кредит и другие общехозяйственные расходы на протяжении бюджетного периода.
Определение набора операционных бюджетов, не говоря уже об их форматах, — это сугубо внутреннее дело самой организации, занимающейся бюджетированием. Главный смысл операционных бюджетов — более тщательная подготовка исходных данных для всех основных бюджетов, прежде всего для бюджета доходов и расходов (БДиР) и бюджета движения денежных средств (БДДС), а также перевод планируемых показателей из натуральных единиц измерения (нормо-часы, штуки, тонны и т.п.) на язык стоимостных показателей. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции. Это позволяет уже в основных бюджетах (конкретно в бюджете доходов и расходов) произвести разделение затрат на переменные и постоянные. Такое разделение, давно принятое за рубежом, тем не менее, для многих предприятий России до сих пор представляет трудноразрешимую задачу.
|
Есть еще один важный аспект составления операционных бюджетов. Нужно четко понимать, чем бюджет отличается от сметы. Чисто внешне бюджеты и сметы очень похожи. Особенно это касается операционных бюджетов. И в операционных бюджетах, и в сметах есть статьи затрат, показывающие, чего и сколько (в стоимостном и натуральном выражении) нужно бизнесу на предстоящий бюджетный период. Основные отличия настоящих бюджетов от смет в формах и форматах.
Во-первых, все затраты в бюджете представлены в виде планов-графиков и имеют четкую привязку к срокам их осуществления, к отдельным подпериодам внутри всего бюджетного периода, т.е. разбивку по неделям, декадам, месяцам и т.п.
Во-вторых, бюджеты обычно составляются в виде двух таблиц (форм):
• планов-графиков начисления затрат (их распределения в соответствии с объемом продаж внутри бюджетного периода);
• графиков оплаты, в которых отражается порядок поступлений или списаний денежных средств (оплаты) за поставленные товары, готовую продукцию (так называемый график погашения дебиторской задолженности потребителей перед вашей фирмой) или понесенных затрат (так называемый график погашения кредиторской задолженности вашей фирмы перед вашими поставщиками).
Бюджеты продаж, коммерческих расходов, производственный бюджет, бюджеты производственных запасов, прямых материальных затрат, прямых затрат труда, управленческих расходов, накладных расходов содержат в планах-графиках информацию, которая непосредственно отражается в бюджете доходов и расходов. На этой основе составляются графики поступлений (денежных средств за отгруженную готовую продукцию) и графики оплаты (покупаемых сырья, материалов, используемой рабочей силы и т. п.). Данные этих графиков используются при составлении бюджета движения денежных средств и частично в расчетном балансе. В связи с этим операционные бюджеты имеют те же рамки периодизации, что и БДиР и БДДС. Кроме того, в некоторых операционных бюджетах содержится также информация о состоянии запасов ресурсов по отдельным статьям, необходимая для правильного составления расчетного баланса.
При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служитьисходными даннымидля других. Например, реальный производственный бюджет может быть составлен только после того, как подготовлены бюджеты продаж и запасов.
К числу прочих бюджетов могут быть отнесены вспомогательные и специальные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов наиболее важное значение имеют план капитальных (первоначальных) затрат и кредитный план. Их назначение заключается в более тщательном планировании динамики активов бизнеса, определении системы условий и ограничений, которая может быть установлена для данного бизнеса.
План капитальных (первоначальных) затрат (иногда его называют инвестиционным бюджетом) показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами компании под представленный бизнес-план (график оплаты стартовых затрат нового бизнеса), на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов. В этом документе показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам или декадам бюджетного периода.
Кредитный план представляет собой документ, в котором отражаются кредиты необходимые предприятию на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т.п.
Периодизация и разбивка внутри бюджетного периода у вспомогательных бюджетов обычно соответствуют тем принципам, что приняты в компании для БДДС.
Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли и т.п. Набор и форматы специальных бюджетов обычно определяются в соответствии с решением руководителей предприятия, какие позиции доходов и расходов они сочтут важными для управления финансами в данный период.
Роль специальных и вспомогательных бюджетов заключается в подготовке исходной, необходимой информации для составления основных бюджетов. План первоначальных (капитальных) затрат содержит данные, также необходимые при составлении бюджета движения денежных средств и расчетного баланса. Кредитный план позволяет точнее рассчитать потребность во внешнем финансировании на основе бюджета движения денежных средств и определить задолженности предприятия или фирмы в расчетном балансе.
Периодизация и разбивка внутри бюджетного периода для специальных бюджетов обычно отличаются от тех, что приняты в компании для основных бюджетов и зависят от других факторов: сроков предоставления утвержденных форм бухгалтерской отчетности (для налогового плана), периодизации в выплате инвесторам и заимодателям (при планировании распределения чистой прибыли) и др.