Технология разработки операционного бюджета




Процесс разработки операционных бюджетов начинают обычно с бюджета продаж.

Прогноз объема продаж - это подготовительный этап при составлении бюджета продаж. Этот прогноз превращает­ся в бюджет продаж в том случае, если руководство предприя­тия считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут.

Прогноз объема продаж осуществляется по результатам ана­лиза и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.

Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статических методов:

♦ функциональный метод - информация о прогнозах сте­кается от руководителей отделов к директору по маркетингу, который отвечает за точность прогноза объема продаж и со­ставление бюджета продаж (недостаток - высокая степень субъективности оценок);

♦ статические методы - трендовый, корреляционный, рег­рессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основании существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения;

♦ групповое принятие решений - участвуют руководство предприятия и начальники разных подразделений отделов (достоинства - простота и скорость, но распыляется ответ­ственность).

Бюджет продаж - это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета. Оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Этот бюджет составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категории покупателей, сезонных факторов. Он включает в себя данные об ожидаемом денежном потоке от продаж, которые в дальнейшем будут включены и в доходную часть бюджета потока денежных средств, приложение 1.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй месяц и т.д., с учетом безнадежных долгов.

Бюджет коммерческих расходов, приложение 2 должен соот­носиться с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя умень­шение финансирования мероприятий, направленных на сти­мулирование сбыта.

Большая часть затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина плани­руемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются типы продукции, типы покупателей, география сбыта.

Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок, поэтому исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен четко определить, где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.

При составлении бюджета коммерческих расходов необходимо выделить также затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях (прилож.3). Его составляют исходя из бюджета продаж с учетом производственных мощностей, увеличения и уменьшения запасов (бюджет производственных запасов), а также величины внешних закупок.

Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец пери­ода плюс объем продаж за данный период и минус запас гото­вой продукции на начало периода.

Бюджет производственных запасов содержит информа­цию, необходимую для подготовки двух заключительных фи­нансовых документов основного бюджета:

1) прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализо­ванной продукции;

2) прогноза баланса - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода.

Объем незавершенного производства определяют исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

Бюджет прямых затрат на материалы составляют на основе производственного бюджета и бюджета продаж. Этот бюджет показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько должно быть закуплено.

Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидае­мого объема их использования, а также от предполагаемого уровня запасов. Определяется он исходя из предполагаемого объема использования сырья за период плюс его запасы на конец периода и минус запасы на начало периода.

Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, состав­ляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы (прилож. 4).

Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготав­ливают исходя из бюджета производства, данных о произво­дительности труда и ставок оплаты труда основного производ­ственного персонала (прилож. 5).

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. Его составляют по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.

Бюджет общепроизводственных накладных расходов отражает объем всех затрат, связанных с производством про­дукции, за исключением прямых затрат на материалы и пря­мых затрат на оплату труда (прилож. 6).

Общепроизводственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянную часть планируют исходя из потребностей производства, переменную часть - как норматив, например трудозатрат основных про­изводственных рабочих.

Бюджет общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амор­тизацию и аренду производственного оборудования, страхов­ку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизвод­ственного времени и т.д.

Бюджет управленческих расходов. Управленческие расходы - это все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юриди­ческого отдела, отдела АСУ, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость, и т.д. (прилож. 4).

Большая часть управленческих расходов носит постоян­ный характер; переменная часть, если она присутствует, пла­нируется как процент (например, от объема продаж).

Кроме самих операционных бюджетов, предприятия могут составлять графики оплаты таких бюджетов. Для наглядности составления таких графиков они приведены в приложении 7, 8 и 9.

Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижи­мы поставленные цели. Бюджеты могут быть неприемлемы­ми, если условия достижимости целей невыгодны для пред­приятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: