Процесс разработки операционных бюджетов начинают обычно с бюджета продаж.
Прогноз объема продаж - это подготовительный этап при составлении бюджета продаж. Этот прогноз превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут.
Прогноз объема продаж осуществляется по результатам анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.
Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статических методов:
♦ функциональный метод - информация о прогнозах стекается от руководителей отделов к директору по маркетингу, который отвечает за точность прогноза объема продаж и составление бюджета продаж (недостаток - высокая степень субъективности оценок);
♦ статические методы - трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основании существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения;
♦ групповое принятие решений - участвуют руководство предприятия и начальники разных подразделений отделов (достоинства - простота и скорость, но распыляется ответственность).
Бюджет продаж - это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета. Оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Этот бюджет составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категории покупателей, сезонных факторов. Он включает в себя данные об ожидаемом денежном потоке от продаж, которые в дальнейшем будут включены и в доходную часть бюджета потока денежных средств, приложение 1.
|
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй месяц и т.д., с учетом безнадежных долгов.
Бюджет коммерческих расходов, приложение 2 должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.
Большая часть затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются типы продукции, типы покупателей, география сбыта.
Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок, поэтому исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен четко определить, где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.
При составлении бюджета коммерческих расходов необходимо выделить также затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.
Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях (прилож.3). Его составляют исходя из бюджета продаж с учетом производственных мощностей, увеличения и уменьшения запасов (бюджет производственных запасов), а также величины внешних закупок.
|
Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.
Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:
1) прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции;
2) прогноза баланса - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода.
Объем незавершенного производства определяют исходя из технологических особенностей изготовления продукции.
Бюджет прямых затрат на материалы составляют на основе производственного бюджета и бюджета продаж. Этот бюджет показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько должно быть закуплено.
Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предполагаемого уровня запасов. Определяется он исходя из предполагаемого объема использования сырья за период плюс его запасы на конец периода и минус запасы на начало периода.
Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы (прилож. 4).
Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала.
|
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливают исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала (прилож. 5).
Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. Его составляют по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.
Бюджет общепроизводственных накладных расходов отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда (прилож. 6).
Общепроизводственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянную часть планируют исходя из потребностей производства, переменную часть - как норматив, например трудозатрат основных производственных рабочих.
Бюджет общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводственного времени и т.д.
Бюджет управленческих расходов. Управленческие расходы - это все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела АСУ, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость, и т.д. (прилож. 4).
Большая часть управленческих расходов носит постоянный характер; переменная часть, если она присутствует, планируется как процент (например, от объема продаж).
Кроме самих операционных бюджетов, предприятия могут составлять графики оплаты таких бюджетов. Для наглядности составления таких графиков они приведены в приложении 7, 8 и 9.
Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.