Структура бюджетов предприятия (организации) состоит из оперативных бюджетов (бюджетов текущей деятельности) и финансового плана.
Основной (общий) бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:
1) прогноза отчета прибылей и убытков;
2) прогноза отчета о движении денежных средств;
3) прогноза баланса.
При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов как бы «вложены» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет предприятия.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения. В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат, при этом период составления бюджета достаточно произволен и устанавливается самим предприятием (месяц, квартал, год или другой период).
В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета предприятия рекомендуется использовать в качестве исходных данных:
• прогноз денежной выручки от реализации продукции;
• обобщенные данные по постоянным издержкам производства;
• данные по переменным издержкам по каждой товарной группе;
• прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия;
• прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата;
• данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.
Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции; удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного - трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.
|
Составляющими сводного бюджета по данным Любановой Т. П.(14) являются:
• исходные прогнозные данные;
• производственная программа;
• баланс прибыли и убытков;
• баланс предприятия;
• отчет о движении денежных средств.
Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи которого представлены в таблице 1.
Таблица1- Сводный бюджет предприятия (основные статьи)
Доходная часть | Расходная часть |
1. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг 2. Выручка от прочих продаж 3. Доход от прочих операций 4. Доход от внереализационных операций 5. Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода 6. Кредиты и займы | 1. Налоги в бюджет 2. Заработная плата 3. Платежи во внебюджетные фонды 4. Закупки сырья и материалов 5. Оплата электроэнергии 6. Выплаты по кредитам (с учетом процентов) 7. Прочие расходы |
7. Профицит бюджета (в случае превышения доходов над расходами) | 8. Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами) |
Оптимальным бюджетом является такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части.
|
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на банковских счетах предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год). Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать доходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год).
Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:
• плана-графика налоговых выплат;
• бюджета фонда оплаты труда;
• плана-графика платежей во внебюджетные фонды;
• бюджета материальных затрат, в расчете на планируемую производственную программу;
• бюджета электроэнергии;
• плана-графика погашения кредитов;
• бюджета прочих расходов.
На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.
Прогноз отчета о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчетный период и какие затраты были понесены.
Прогноз баланса. Баланс показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие, и как используются данные средства. Он характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.
|
Для прогноза баланса используются величины нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке в соответствующих бюджетах.
Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.
Пассивная часть баланса формируется по данным о предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.
В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.
Составление бюджета денежных средств. Составление бюджета денежных средств - один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления служит прогноз объема продаж.
Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учетом изменений в кредиторской задолженности. Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности.
При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация.
Дальнейшие шаги предусматривают составление по рассмотренной ранее методике прогноза активов и пассивов баланса и прогноза денежных средств отдельно по видам основной и инвестиционной деятельности, а также прогноза движения денежных средств.
Расхождение в прогнозах активной и пассивной части баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании данных дополнительного анализа.
Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.
Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.