Секулярная идея - не отрицаются заслуги прошлого золотого века ислама, но невозможность двигаться в рамках ислама далее




Европейские корни арабского национализма

Арабская идея обрела черты национально- государственного проекта, которыйшироко обсуждался в кругах политической элиты Сирии, Ливана, Палестины, Месопотамии и Аравии, а затем стал и предметом переговоров, которые вели арабские и европейские эмиссары на предмет отделения этой части арабского мира от Османской империи и создания на его территории единого арабского государства. Был и общенациональный лидер, готовый олицетворить и провести в жизнь эту идею - шериф Мекки, прямой потомок пророка Мухаммеда и прадед нынешнего короля Иордании. Более того, в ходе I мировойвойны арабы вели вооруженную борьбу под руководством своего национального лидера за осуществление этой идеи, причем борьбу победоносную и, казалось, поддерживаемую великими державами, прежде всего Англией, о чем свидетельствовала, в частности, деятельность выдающихся английских эмиссаров - Лоуренса Аравийского и Филиппа Филби, отца знаменитого советского разведчика Кима Филби (оба этих эмиссара в своих последующих воспоминаниях признавали, что английские политики предали не только арабов, но и их собственные усилия, которые были искренне направлены на поддержку арабскойнациональной идеи).

Сильнейшая фрустрация, испытанная арабами в результате итогов I мировой войны, выразившихся в разделе арабского мира между Англией и Францией и справедливо расцененных арабским национальным самосознанием как коварное предательство (интересно, что тайные статьи Договора «Сайкс-Пико-Сазонов»

Тайное соглашение Сайкса-Пико между правительствами Великобритании, Франции, России и позднее Италии, в котором были разграничены сферы интересов на Ближнем Востоке после Первой мировой войны. Сегодня наследие этого раздела подвергается критике со всех сторон.

Данные были опубликованы Л.Троцким в «Известиях» в 1918 г., стали известны в арабских столицах и после их обнародования практически моментально, это произвелосерьезный поворот в содержании и направленности арабской национальной идеи и в значительной мере в судьбах арабского национализма как идейно-политического течения.

Идея «арабской уммы» в связи с распадом Османской империи и выходом из нее бывших арабских владений утратила антитурецкую направленность и стала приобретать отчетливый антиколониальный и отчасти антизападный характер, поскольку именно западные страны, прежде всего колониальные Англия и Франция, стали рассматриваться в качестве главных внешних врагов «арабской уммы».

Выжимка из лекций Исаева

- арабский национализм(более характерен для Машриканач 20 века (в противовес Турции/ ОИ)

- исламский национализм (более характерен для Магриба нач 20 века (в противовес Европе)

1. Европейское просвещение ->2. Арабское просвещение (сер 19 в)

Примеры:

В Египте

Мухаммед Али

Французское завоевание Египта Наполеоном изменило страну и стало настоящим потрясением для египетского общества. Оно перевернуло многие, казавшиеся незыблемыми представления египтян, например, развеяло миф о непобедимости мамлюков, их образа самых великих воинов и незаменимости в качестве защитников страны. Некоторые египтяне стали сотрудничать с французами и прониклись идеями западного мира, его культуры, науки и прогресса. В этой среде стала все настойчивее звучать мысль о том, что мамлюки должны быть отстранены от управления страной. Идея стала развиваться также благодаря тому, что и мусульманская богословская элита Египта также утратила веру в способность старого режима к эффективному управлению. Все обстоятельства складывались так, что для нового этапа развития необходимо было лишь появление нового лидера, способного сплотить вокруг себя антифранцузские и антимамлюкские силы. И такой лидер в Египте появился во главе наемного отряда албанцев. Это был молодой офицер Мухаммед Али. Мухаммед Али-паша в современном Египте считается основателем египетской нации, великим модернизатором, который в официальном пантеоне исторических личностей занимает место, схожее с таковым у Петра Первого в России. Существенная часть его преобразований, если не вообще они все, была направлена на создание и поддержание современной армии, с помощью которой он пытался расширить контролируемую территорию за счет дряхлеющей Османской империи.

Бутрус аль-Бустани — ливанский христианский писатель и ученый (муаллим), один из наиболее известных арабских просветителей XIX в.

Аль –Тахтави — египетский просветитель, общественный деятель, историк, писатель и переводчик. Тахтави и его ученики перевели около 2 тысяч сочинений европейских авторов на арабский язык. В том числе известен его перевод с французского языка на арабский «Марсельезы». Крупный организатор народного просвещения в Египте, один из первых среди арабов поборников женского образования. В 1834 опубликовал книгу о Франции, сыгравшую большую роль в ознакомлении египтян с французской прогрессивной общественной мыслью. Известны его сочинения о путях развития Египта, Франции.

 

->3. Арабский национализм

компоненты: 1) народ 2) родина 3) арабизм

Два основных ареала распространения: Египет и Сиро-Ливанский вариант (Великая Сирия )

Египет:

-мамлюки

-наполеоновские войны ----------à -фараоно-эллинский компонент +мусульманский + мамлюкское влияние

-Мухаммед Али

-Суэцкий канал

 

 

Сиро-ливанский:

Саты аль-Хусри: идея единства всех арабов. Араб НЕ= мусульманин

По ибн Халдуну: арабы – это кочевники

 

В 1905 году сирийский эмигрант НаджибАзури опубликовал в Париже манифест «Лиги арабского отечества», в котором говорилось:

 

«Арабы осознали свою национальную, историческую и этнографическую однородность, и хотят отделиться от гнилого османского древа с целью образовать независимое государство.»

 

НаджибАзури принадлежал к панарабистам, которые рассчитывали достичь своей цели — образования независимого государства на базе арабских провинций Османской империи в рамках Арабской Азии — с помощью «гуманных просвещённых наций Запада». Существовали и другие позиции — например, учащаяся в Европе молодёжь (образовавшая во Франции тайное общество «Молодая Аравия») выступала за отражение «угрозы оккупации, от какой бы державы она ни исходила».

 

Идея о арабской умме не как религизной семье, а взять только цивилизационно –универсальные аспекты

 

 

Аб ар-Рахман ал-Кавакиби (1849-1903) – ученый исламского просвещения, раскрывший прямую связь между диктатурой и отсталостью общества. В основе политического деспотизма лежит деспотизм религиозный, панацеей от которого может служить только шура (демократия) и конституционализм. В качестве основных факторов исламского возрождения аль-Кавакиби выделял политический плюрализм, уважение мнения большинства, управление на основе морально-нравственных ценностей, а также ответственность правителя перед народом, реализуемая на практике с помощью контроля и выражения недоверия.

Он ввел понятие о территориальной общности арабов (араб п-ов+БВ(Машрик)

 

После Сайкс- Пико (см выше)

 

При влиянии Италии и Германии – идея о воссоединении арабской нации(от океана до залива) на основе 1) языка 2) истории (но не основе истор процесса, а на основе исторического самоосознания)

А историческое сознание – это сложное псих-эмоц переживание, тождественно происхождению). Это заимствовано у немецких теоретиков национализма sic!

 

То есть – общность судьбы (аль-масир)

 

 

Идея объединения и возрождения!

 

Секулярная идея - не отрицаются заслуги прошлого золотого века ислама, но невозможность двигаться в рамках ислама далее



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: