1.Содержание нематериальных активов. Гудвилл.
1.1 Определения. Классификация.
Представление о сути нематериальных активов (НМА) удобнее всего
формировать путем анализа термина ОИС - объекты интеллектуальной
собственности. Понятие ОИС не является чем-то новым для творческих
работников, специалистов авторского, патентного права и юристов. Оно в до
статочной степени известно. В процессе развития общества в России и других странах оно видоизменялось. Хотя следует отметить, что по большому счету основа оставалась прежней.
Итак, под ОИС понимается совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности, в первую очередь творческой, а также иные приравненные к ним объекты; Или еще короче: под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. Отличие же ОИС от НМА заключается в том, что НМА - это стоимость долгосрочных имущественных прав на ОИС, идентифицированных в виде конкретных объектов бухгалтерского учета и обеспечивающих его владельцам определенный доход или иную пользу (см., например, похожее определение в «Стандарте Российского общества оценщиков «Оценка объектов интеллектуальной собственности»). При более детальном рассмотрении можно установить, что в стоимость НМА могуг быть дополнительно включены:
· стоимость прав пользования земельными участками и природными ресурсами;
· стоимость монопольных прав и привилегий;
· (стоимость организационных расходов (например, расходов, связанных с {образованием юридического лица и т.п.).
С учетом изложенного, НМА, имеющие вполне определенную стоимость,
могут быть использованы, например, при заключении сделок:
|
· купли-продажи (переуступке) прав на ОИС;
· купли-продажи лицензий на использование ОИС;
· формировании уставного капитала;
· создании ОИС;
· залога;
· страхования;
· дарения или безвозмездной передачи;
· наследования;
· и других сделок, связанных со сменой собственников на действующее предприятие или его части (доли или пакеты акций).
Классификация прав, вытекающих из ОИС - основного компонента,
образующего НМА, выглядит как перечень прав на:
· произведения науки, литературы и искусства;
· программы для электронных вычислительных машин;
· базы данных;
· топологии интегральных микросхем,
· изобретения;
· полезные модели;
· промышленные образцы;
· средства индивидуализации;
· полезные модели;
· фирменные наименования;
· товарные знаки;
· наименования мест происхождения товара;
· селекционные достижения;
· рационализаторские предложения;
· «ноу-хау»;
· гудвилл.
1.2 Правовая охрана произведений науки, литературы и искусства.
Не являются объектами авторского права:
· официальные документы;
· государственные символы и знаки;
· произведения народного творчества;
· сообщения информационного характера.
Круг охраняемых законом произведений:
· литературные произведения (речи, доклады и иные выступления, письма, дневники, личные заметки, интервью, дискуссии, письма в редакцию, переводы и другие);
· драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
· хореографические произведения и пантомимы;
|
· музыкальные произведения с текстом и без текста;
· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и другие кино- и телепроизведения);
· произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения);
· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
· произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;
· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
· картографические произведения.
К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, инсценировки, аранжировки и другие переработанные произведения науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда..
Субъектами авторского права могут быть российские граждане и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также российское государство в целом. Юридические лица могут выступать в качестве субъекта авторского права, если они являются правопреемниками создателей произведения.
В соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
· воспроизводить произведение;
· распространять экземпляры произведения любым способом;
|
· импортировать экземпляры произведения в целях распространения;
· публично показывать произведение;
· публично исполнять произведение;
· сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир;
· сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств;
· переводить произведение;
· переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.
Исключительное право автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включает также практическую реализацию таких проектов. Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает использовать произведение.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти. Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января, следующего за годом смерти автора.
1.3. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для
электронных вычислительных машин и баз данных»).
Программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функциональных ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, получаемые в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Программа для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам. Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения или достоинства, если они являются результатом творческой деятельности автора.
Авторское право на программы для ЭВМ не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо элемента. В том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма. Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных возникает в силу их создания. Для его признания не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей.
Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с января года, следующего за годом смерти автора.
Автором программы для ЭВМ или базы данных признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого они созданы. Автору программы для ЭВМ принадлежат:
· право авторства;
· право на имя;.
· право на неприкосновенность.
Автору программы для ЭВМ или базы данных или иному правообладателю принадлежат исключительное право осуществлять или разрешать осуществление следующих действий:
· выпуск в свет программы для ЭВМ или базы данных;
· воспроизведение;
· распространение;
· модификацию, в том числе перевод программы или базы данных с одного языка на другой;
· иное использование.
Имущественные права могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору.
1.4. Правовая охрана топологий интегральных микросхем
(Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).
Топология интегральной микросхемы - это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
Интегральная микросхема (ИМС) - это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенной для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие. Исключительное право на использование топологии действует в течение десяти лет. Начало исключительного права на использование топологии определяется по наиболее ранней из следующих дат: по дате первого использования топологии; по дате регистрации.
1.5. Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (Патентный Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3517-1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 «изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо». Ими могут быть: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, - культуры клеток растений и животных, а также применение известного устройства, способа и вещества, штамма по новому назначению. В патентном законе РФ содержится перечень творческих результатов, которые не признаются изобретениями:
· научные теории;
· методы организации и управления хозяйством;
· условные обозначения, расписания, правила;
· методы выполнения хозяйственных операций;
· алгоритмы и программы для вычислительных машин;
· проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
· решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
· топологии интегральных микросхем;
· сорта растений и животных;
· решения, противоречащие общественным интересам.
Новизна изобретения определяется как неизвестность из сведений об уровне техники. Сведения об уровне техники включают в себя любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Приоритет устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей заявление о выдаче патента. Согласно пункту 1 статьи 4 Патентного закона РФ, изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Патентного закона РФ в качестве полезной модели охраняются новые и промышленно применимые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также их составным частям.
Полезная модель, как и изобретение, является техническим решением
задачи. К полезным моделям не предъявляются требования изобретательского уровня. Охраноспособность полезной модели определяется двумя основными признаками: новизной и промышленной применимостью. К сведениям об использовании полезных моделей применяется принцип локальной новизны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 патентного закона под промышленным образцом понимается художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, его оформление.
Под изделиями понимаются самые разнообразные предметы, предназначенные для удовлетворения потребностей человека. Во внешнем виде должны сочетаться художественные и конструкторские элементы.
Правовая охрана предоставляется тем промышленным образцам, которые
являются новыми, оригинальными и промышленно применимыми.
Патентный закон РФ допускает возможность признания промышленными образцами изделий, выпускаемых всеми отраслями промышленности.
Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения:
· изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их технической функцией (гайки, болты, сверла, кроме декоративных);
· объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм);
· печатной продукции как таковой;
· объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих и им
· подобных веществ;
· изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Автором изобретения, полезной модели и промышленного образца
признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы (пункт 3 статья 7 патентного закона). В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Патентного закона патент выдается: автору (авторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца; физическим и (или) юридическим лицам (при условии их согласия), которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в патентное ведомство до,момента регистрации изобретения, полезной модели и промышленного образца; работодателю в предусмотренных случаях (см. пункт 2 статья 8 патентного закона).
Патентообладателем является лицо, владеющее патентом на изобретение, полезную модель и промышленный образец, и вытекающими из патента исключительными правами на использование указанных объектов. Им может быть автор разработки, его наследник, иной правопреемник или работодатель. Быть патентообладателем - изначальное право автора.
Патентный закон предусматривает право автора уступить принадлежащее ему право на получение патента любому физическому или юридическому лицу.
Патент на изобретение действует в течение двадцати лет с даты подачи заявки в патентное ведомство. Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. Действие свидетельства на полезную модель продлевается по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три года. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. Действие патента на промышленный образец продлевается патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.
1.6. Правовая охрана средств индивидуализации.
Понятие и признаки фирменного наименования. Действующее законодательство не дает четкого определения фирменного наименования, а лишь указывает его реквизиты. В юридической и энциклопедической литературе под фирмой понимают юридическое лицо, участвующее в хозяйственной деятельности; или чаще всего фирмой называется то наименование, под которым предприниматель (юридическое лицо) выступает в гражданском обороте, и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использования. Фирменное наименование предпринимателя (юридического лица) должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип, профиль деятельности, личность владельца.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на-фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Порядок регистрации и использования фирменных наименований определен Гражданским кодексом РФ.
Действующее законодательство (статья 1) определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Товарным знаком признается условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации изготовителя товара. Новизна товарного знака определяется на дату приоритета. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:
· не обладающих различительной способностью;
· представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы;
· вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров
· определенного вида;
· являющиеся общепринятыми символами и терминами;
· указывающими на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.
Срок регистрации товарного знака и знака обслуживания действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. Этот срок действия может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
Наименование места происхождения товара - это обозначение страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Использование товарного, знака и наименования места происхождения товара, противоречащее указанному закону, влечет за собой административную и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.7. Правовая охрана селекционных достижений
(Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. № 5605-1) Селекционное достижение (пункт 1 закона) - это новый сорт растении или новая порода животных. В соответствии с пунктом 4 определено четыре отличительных признака селекционного, достижения: новизна, отличимость, однородность, стабильность. Субъектами прав на селекционное достижение могут быть авторы этого достижения (создатели), патентообладатели, а также их наследники или иные правопреемники..
Патент, выдаваемый Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений, свидетельствует о наличии исключительных прав на использование селекционного достижения.
1.8. Правовая охрана рационализаторских предложений
(«Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» от 21 августа 1973 г.)
Следует обратить внимание, что термин «рационализаторское предложение» фактически изъят из обращения, хотя на ряде предприятий они продолжают жить и приносить определенную пользу. В соответствии с действовавшим Положением от 21 августа 1973 г. рационализаторским предложением признается техническое решение, являющее новым, полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала.
Главное в содержании любого рационализаторского предложения техническое решение. Решение Должно быть реальным и достаточным для практического осуществления.
Исходя из направленности решения, можно выделить четыре группы рационализаторских предложений, касающихся создания или изменения: _
· конструкции изделия;
· технологии производства;
· состава материала, применяемой техники.
В отношении новизны рационализаторского предложения, как правило, применялось следующее условие: должно быть новым на дату его подачи соответствующему предприятию. Начало использования рационализаторского предложения фиксировалось актом или иным равнозначным документом. Полезность рационализаторского предложения всегда связывалась с получением экономического, технического или иного эффекта.
1.9. Правовая охрана ноу-хау
Существует два подхода к определению ноу-хау. Секрет производства (ноу-хау) - это техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного использования третьими лицами, при условии, что:
· информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
· к этой информации нет свободного доступа;
· обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.
Лица, незаконными методами получившими информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки». В соответствии с Федеральным Законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
В соответствии с пунктом 55 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г., ноу-хау является разновидностью
нематериальных активов. Следует также иметь в виду, что права на секреты производства не могут быть исключительными. В этом случае стоимость этих прав должна быть существенно меньшей, чем у охраноспособных ОИС. Второй подход к определению ноу-хау (см. Стандарт Российского общества оценщиков «Оценка объектов интеллектуальной собственности») существенно шире. Он позволяет смотреть на ноу-хау не только как на информацию о секретах производства, но и воспринимать его как объекты ОИС, которые при определенных условиях могут быть трансформированы, например, в реальные патенты со всеми вытекающими для предприятия последствиями. Ноу-хау, подтвержденные документами предприятия:
· результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ;
· конструкторская, технологическая, проектная, экономическая, юридическая и другая документация, предназначенная к использованию в производстве и реализации товаров и услуг;
· незапатентованные изобретения, формулы, рецепты, составы, расчеты, опытные образцы, результаты испытаний и опыты;
· системы организации производства, маркетинга, управления;
· производственный опыт и обучение персонала.
1.10. Гудвилл (деловая репутация)
Термин «гудвилл» (деловая репутация), используемый достаточно широко в деятельности западных фирм, крайне редко применяется российскими предпринимателями и руководителями предприятий в технологиях конкурентной борьбы, а также в хозяйственной деятельности ввиду его малой известности. Вместе с тем гудвилл является весьма значимой стоимостной величиной. При грамотном ее использовании в деятельности фирмы, гудвилл может оказать существенное влияние на стоимость, что может в последствии привести, например, к увеличению котировок ее акций на фондовом рынке.
Итак, гудвилл - это часть стоимости действующего предприятия, определяемая добрым именем, деловыми связями, репутацией, известностью фирменного наименования, фирменной марки (Стандарт Российского общества оценщиков «Оценка объектов интеллектуальной собственности»).