Перечень необходимых социальному работнику информационных ресурсов и компетенций.
Так как время не стоит на месте, перечисляю интернет-ресурсы:
По-русски:
1. https://ssopir.ru/— сайт Союза Социальных Работников и Социальных Педагогов. Есть раздел «Журнал», посвященный русскому журналу «Социальная работа», но выложены исключительно оглавления, и то — не для каждого номера.
2. www.belbsi.by — белорусская тематическая база для социальных работников. Огромный набор книг, статей, публикаций с ссылками на сайты-источники. В связи с этим попадается много лишнего, но и много ценного. Там же белорусский журнал «Социальная работа».
3. https://www.socialwork-archive.org/ — архив видео-материалов, посвященных социальной работе. Все материалы переводятся создателем сайта. Помимо видео, также имеются ссылки на аудио-материалы, художественные и документальные фильмы о социальной работе. Архив пополняется и расширяется. Очень интересный ресурс.
4. https://www.socialwork.ru/3w78rmf09a.html — хорошая подборка материалов по социальной работе для студентов на сайте Факультета социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. К сожалению, не везде указаны авторы статей и источники, но все равно подборка очень ценная.
Международные:
1. Social Work Internætional Platform — это международная площадка для общения социальных работников.
По-английски:
1. https://www.socialworktoday.com — Американский журнал «Социальная работа сегодня». Выкладываются полнотекстовые статьи из каждого номера. Есть архив старых номеров.
2. https://www.socialworker.com/ — Сайт американского журнала «Новый социальный работник», рассчитаного на студентов. В разделе Download — пдф-файлы с журналами.
|
3. https://www.socialworkchat.org/index.php — очень толковый сайт. Объединяет в себе чат и форум социальных работников и студентов социальной работы. В форуме рассматриваются любые вопросы — от выбора университета до уровня зарплаты, от работы с отдельными группами клиентов до этики социальной работы. За каждый раздел форума отвечает отдельный социальный работник. В чате по расписанию, указанному на сайте, происходят встречи по различным темам, к примеру: «Вопросы частной практики», «Социальная справедливость», «Социальная работа с пациентами, больными раковыми заболеваниями» и т.п. Иногда для общения приглашаются специальные гости. Важным препятствием для участия в чате, помимо возможного незнания языка, является разница во времени с США.
4. https://socialworkpodcast.com/ — подкаст о социальной работе. Автор подкаста проводит серию интервью с социальными работниками об их работе с зависимостями, депрессией, об исследованиях в сфере социальной работы, и прочем. Помимо аудио выкладываются полные тексты интервью и список литературы по теме, с которой можно ознакомиться.
Перечень компетенций социального работника
В понятие профессиональной компетентности входят:
1. Методическая компетентность - владение специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами социальной работы.
2. Социальная компетентность - под ней понимается социальная зрелость личности специалиста, профессиональная позиция, также его независимость от внешних влияний и оценок, коммуникативность и самоэффективность.
3. Организаторская компетентность включает в себя организационные умения, настойчивость, целенаправленность, способность принимать решения, самоорганизованность социального работника.
|
Успешность социального работника зависит от равновысокой компетентности на всех трех уровнях, но в равной степени можно утверждать, что они могут существовать в непропорциональном составе. По степени выраженности той или иной компетентности социальных работников условно можно поделить на следующие группы:
1. При ярко выраженной методической компетентности социального работника можно назвать консультантом. Это скорее учитель, умеющий передавать свои знания. Наиболее подходящий для него вид деятельности - из категории «человек-человек».
2. При ведущей социальной компетентности социального работника можно назвать миссионером, так как в его деятельности преобладает руководство в большей степени личным опытом, деятельность его скорее подходит к категории «человек-община».
3. Специалист с преобладающей организаторской компетентностью может быть назван организатором, наиболее полно, профессиональная компетентность такого социального работника проявляется при деятельности, относящейся к категории «человек-группа». Благодаря его умелым действиям в максимальной степени может раскрыться потенциал каждого члена группы.