Опыт работы экологической тропы Титовской школы Егорьевского района Алтайского края




Реновация школьных экологических троп: от идеи до

Воплощения в условиях Алтайского края

Н.В. Батлук, заместитель директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул

Алтайский край – активно развивающийся туристический регион. Этот аспект накладывает отпечаток на систему экологического образования детей. Тему создания экологических троп на территории особо охраняемых природных территорий среди экологической общественности начали развивать несколько лет назад. Активно ее поддержали члены инициативной группы проекта «Усынови заказник», Клуб исследователей Алтая под руководством А.Л. Эбеля, ученые-экологи, педагоги края.

Одновременно специалистами краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Алтайский краевой детский экологический центр» (директор – И.Н. Марискин) стали высказываться идеи использования пришкольной территории в образовательных организациях Алтайского края в эколого-просветительских целях, в частности в качестве базы для создания экологических троп. Алтайский краевой детский экологический центр является ресурсным учреждением на территории региона по развитию естественно-научного дополнительного образования и экологического воспитания подрастающего поколения. Более чем 80-летний опыт работы в качестве ключевого координатора такой деятельности показал, что натуралистическую работу с детьми нельзя останавливать. Современные цифровые технологии должны внедряться как вспомогательные в естественно-научное образование, а не заменять непосредственный контакт с живой природой.

Идея экологических троп как объектов, где может быть организовано экологическое образование, не нова. Их развитие началось с учебных троп на особо охраняемых природных территориях за рубежом, а потом и у нас в стране.

В 70–80-х годах прошлого века такие тропы были созданы при образовательных организациях. Однако эта идея с годами потеряла свою актуальность. Сегодня исчезают с территорий школ учебно-опытные участки, огороды, сады и дендрарии.

Педагогическое сообщество продолжает споры о влиянии «образовательной среды» и «образовательного пространства» на развитие ребенка. Однако на создание самого образовательного пространства порой не хватает времени. Экологическая тропа, доступная для посещения школьниками в рамках учебного процесса, – явление редкое. Мало проводится и экскурсий с выходом на природу. Учителя мотивируют это тем, что нужно далеко идти, урок проходит неэффективно.

В то же время зеленые насаждения на территории обычного школьного двора могут стать прекрасным объектом для изучения природы. При этом выход на территорию не требует больших затрат учебного времени: практически на любом уроке можно спланировать экскурсию на 15–20 минут, рассмотреть нужный объект и вернуться в класс. Поэтому особенно ценен опыт организации экологических троп, их использования в образовательной деятельности. В Алтайском крае есть действующие экологические тропы, организованные школьными активистами в содружестве с природоохранными организациями разного уровня.

 

Опыт работы экологической тропы Титовской школы Егорьевского района Алтайского края

В Егорьевском районе Алтайского края действует школьное лесничество «Хранители леса» МОУ «Титовская ООШ». На закрепленной за школьным лесничеством территории (часть заказника «Егорьевский») создана экологическая тропа «В Егорьевский район – за чудесами!». Маршрут экологической тропы разработан и проложен в 2013 году на средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения.

Цель создания экотропы – вовлечение школьников в работу по изучению и охране дикой природы, экологическое образование, сохранение биологического разнообразия редких видов растений и животных, ценных природных систем и объектов. Ежегодно на тропе проводятся образовательно-просветительские экс­курсии для учащихся школы, района. На каждом из семи постов экотропы установлены информационные баннеры и таблички с номером. Во время экскурсий специалисты делятся теоретическим и практическим материалом.

Пост 1 – «Противопожарный». Здесь участники экскурсии узнают о видах пожаров, технике безопасности и правилах поведения в лесу.

Пост 2 – «Первая помощь в лесу». На данном посту экскурсовод объясняет ребятам правила оказания первой помощи с использованием подручных средств, а также рассказывает об опасности укусов клещей и змей.

Пост 3 – «Животный мир заказника». В этом месте экскурсовод рассказывает о животных, обитающих на территории заказника «Егорьевский».

Пост 4 – «Озеро Вавилон». Путешественники по экотропе узнают об обитателях водоема, герпетофауне озера Вавилон, редких и исчезающих видах.

Пост 5 – «Орнитологический». На этом посту экскурсовод рассказывает об особенностях орнитофауны заказника «Егорьевский», редких и исчезающих видах.

Пост 6 – «Юный ботаник». Здесь участники узнают о растениях заказника, видах, занесенных в Красную книгу Алтайского края.

Пост 7 – «У егеря заказника в гостях». Егерь заказника и ребята-экскурсоводы рассказывают об отличительных чертах данной особо охраняемой территории, биотехнических мероприятиях, режиме охраны.

Ресурс экологической тропы доступен не только жителям близлежащих районов. В 2018 году экскурсии проходили для участников краевого фестиваля-экспедиции «Зеленые колокола», который организует КГБУ ДО «Алтайский краевой дет­ский экологический центр».

Экотропа «В Егорьевский район – за чудесами!» за 6 лет своего существования позволила на практике ощутить необходимость и полезность создания таких природно-образовательных объектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: