Создание экологических троп – перспективное направление и для учреждений дополнительного образования, причем значительным плюсом является возможность использовать уже имеющиеся ресурсы.
Так, в период с июня 2018 года по апрель 2019 года Краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного образования «Алтайский краевой детский экологический центр» и Алтайской краевой экологической общественной организацией «Моя малая родина» (руководитель организации – Н.В. Батлук) был реализован проект по созданию эколого-просветительской тропы «Вместе с природой». Он организован при поддержке гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Партнерами по проекту стали Алтайский государственный университет, факультет биологии и лично декан факультета М.М. Силантьева; сопредседатель Алтайского отделения Союза охраны птиц России А.Л. Эбель; волонтеры педагогического отряда «Ювента»; сотрудники предприятий лесной отрасли Холдинговой кампании «АлтайЛес».
В рамках проекта «Вместе с природой» был показан пример, как на базе имеющегося дендрария создать экотропу, активизировать учебно-познавательную деятельность детей и формировать их экологическое сознание. Дендрарий Алтайского краевого детского экологического центра – уникальное место и с точки зрения коллекции древесно-кустарниковых пород, и с точки зрения ландшафтной планировки. Тем не менее, проложив маршрут и подобрав необходимый материал для экскурсий и занятий, коллективу центра удалось вдохнуть новую жизнь в этот уголок природы. Многие жители города узнали про экоцентр именно благодаря тропе. Родители с детьми приходят на прогулку по дендрарию, изучают стенды по маршруту экотропы. Обучающиеся центра пробуют себя в роли экскурсоводов. Так, под руководством педагога В.И. Мещеряковой дети на всех мероприятиях самостоятельно проводят экскурсии на экологической тропе, подбирают и обрабатывают материал, участвуют в экологических играх.
Сейчас экотропа «Вместе с природой» успешно работает, в планах – преобразование всей большой территории экоцентра, чтобы каждый объект способствовал приобщению обучающихся и посетителей к познанию природы, обучал экологической культуре.
После реализации проекта «Вместе с природой» в краевом смотре-конкурсе образовательных организаций и детских объединений «#ЭКОшкола» появилась новая номинация «Учебные экологические тропы». Благодаря конкурсу мы получили информацию о том, где в Алтайском крае такие тропы есть и успешно функционируют. Опыт проведения краевого конкурса «#ЭКОшкола» – в приложении.
Инициативу создания экологических троп поддержали образовательные организации региона
Классическим примером школьной экологической тропы является созданная в 2019 году в Кулундинском районе Алтайского края экологическая тропа «Мы и Природа». Маршрут был разработан творческой группой в составе руководителя районного экологического объединения «Знай, люби, береги!» Е.А. Махно, директора МБОУ «Кулундинская СОШ № 1» В.Н. Хлебовой и учителя биологии А.В. Черкасовой, директора МБУДО «Центр детского творчества» Кулундинского района И.А. Пеннер.
Первыми посетителями экологической тропы стали кулундинские школьники, педагоги, приглашенные гости.
Экотропа в Кулундинском районе пока только начинает свою работу, но интерес к ее объектам со стороны обучающихся высокий.
Заключение
Возвращаясь к теме использования имеющихся ресурсов для создания школьных экологических троп в Алтайском крае, нельзя обходить вниманием наследие прошлых лет. Во многих школах сохранились дендрарии, созданные с участием специалистов НИИ садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко. Есть в образовательных организациях сады, высаженные по проекту «Школьные сады», который реализован Алтайским краевым детским экологическим центром под руководством А.Н. Половникова. Данный ресурс можно использовать в учебных и просветительских целях. Конечно же, необходимо учитывать и современные условия и действующую нормативно-правовую базу.
Так, в школах реализуются программы внеурочной деятельности. Можно проводить занятия на свежем воздухе возле школы, ведь эти программы предполагают разнообразие форм работы.
Мы вновь и вновь возвращаемся к теме трудового воспитания, задачи которого также можно решать, привлекая детей и родителей к озеленению и благоустройству школы.
Предлагаем опыт проведения краевого смотра-конкурса «#ЭКОшкола», где одним из приоритетных направлений представлена экологическая тропа.
ПОЛОЖЕНИЕ