Синтаксические средства.




Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать – летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли.люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика».

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

 

2. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка в начальной школе.

а) Работа над синонимами.

Работа с синонимами — наиболее важная об­ласть словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, о действиях, о признаках имеют множество

вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат сино­нимами. Так, в «Словаре синонимов» 3. Е. Александровой к слову глупый дается 37 синонимов. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены учащимися начальных классов.

Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-раз­ному — или выделяя в называемой вещи различные ее стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения. Синонимы могут различаться, во-первых, оттенками лексического значения, во-вторых, эмоционально-экспрессивной окраской, в-третьих, стилистической принадлежностью, наконец, степенью употреби­тельности и сочетаемостью с другими словами. Так, к слову глу­пый синоним бестолковый выражает некоторую грубость, пренебрежение, раздражение говорящего; синоним безмозглый не только крайне груб, но и употребляется лишь в разговорной речи.

Синонимы могут обозначать различные оттенки и варианты са­мого явления сказатьпроизнести, проговорить, выговорить, молвить, вымолвить, промолвить, изречь и т. д. В этом синони­мическом ряду все слова обозначают понятие сказать (говорение), но по-разному: молвить и вымолвить более свойственны народно­поэтическому языку и обозначают спокойное, неторопливое гово­рение; изречь в современном языке употребляется с иронией; проговорить указывает на сдержанность, неразговорчивость субъ­екта и т. д.

В начальных классах практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятие о синонимах.

Система практи­ческих упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, т. е. использование в связной речи;

д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и бо­лее уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в I классе.

Так в Букваре Нечаевой Н.В. за 1 класс. Часть Б. Самара 1994. на стр. 9 есть уже упражнения, в которых можно вместе с детьми найти синонимы:

Или в том же Букваре на стр. 37 можно уже наблюдать цепочку синонимов:

 

Во II и III классах целесообразно вводить группы из трех синонимов и более: смелый, храбрый, отважный воин; сильный, мощ­ный, могучий богатырь; ложь, неправда, вранье; оберегать, беречь, охранять и т. п.

Во 2 классе уже идет непосредственная работа с синонимами и вводится понятие синонима. В учебнике Поляковой А.В. Русский язык. 2 часть. на стр. 14 дается такое понятие синониму:

 

2 кл. 2 часть. стр. 33

 

Примеры простейших упражнений с синонимами:

1. Дается список слов, относящихся к одной части речи. В спис­ке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вы­членить устно эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Здесь конфликтное слово спит. Кроме того, в список включен фразеоло­гизм глаз не сводит.

2. Расположение синонимов по возраста­ющей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов). Школьникам дается группа слов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохот­ный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический, крохотный, маленький; большой, огромный, гигантский. Затем с этими словами составляются пред­ложения, позволяющие уточнить значение каждого слова, на­пример: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жуч­ки, микроскопические букашки. В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утесы.

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются, например, слова: смешной — при изучении прилагатель­ных; работать — при изучении глагола; метель — при изучении существительного. Дети подбирают: смешнойзабавный, потеш­ный; работатьтрудиться; метельвьюга, буран, пурга. Могут быть составлены предложения.

4. Замена синонима в предложении. Даны примеры: Я читал интересную книгу (увлекательную, захваты­вающую). В текст поочередно включаются разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов. Приведем еще примеры: Пограничники стреляют метко (бьют без промаха). Лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и упал (шлепнулся, растянулся).

5. Выбор одного из двух-трех данных слов. Например: Раз­ведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. В данном случае дети выбирают слово наблюдали и обосновы­вают свое решение.

 

б) Работа над антонимами.

Антонимы — слова с противоположным значением. Они ис­пользуются в речи для контраста, для построения антитезы: Так работа уже ведется в 1 классе. Букварь Нечаевой Н.В. за 1 класс. Часть Б. Самара 1994. на стр. 21

Здесь противопоставление идет между: день - ночь, направо - налево.

Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затра­гивает чувства читателя. Не случайно так много пословиц построе­но на антонимах (например: Земелька черная, а хлебец белый ро­дит), а народные сказки содержат, как правило, противопостав­ление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.

Работа с антонимами как и синонимами, начинается с обнаружения их в текстах, но затем вводятся и специальные упражнения:

а) подбор антонимов к данным словам: тьма —…, вверх —..., холодный —…, уходить —..., и т. п.;

б) составление предложений с антонимами, точнее, с парами антонимов;

в) продолжение начатого предложения с антонимами: В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике... — добавле­ние слов тепло и спокойно;

г) подбор антонимов к многозначным словам (это упражнение применяется также при работе над многозначностью слов):

Свежий хлеб —... (черствый хлеб) свежий ветер —... (теплый ветер) свежая газета —... (старая газета) свежие яблоки —... (сушеные яблоки) или старый дом —... (новый дом) старый человек —... (молодой человек) старая газета —... (свежая газета)

 

Школьники работают с аналогичными рядами. Букварь Нечаевой Н.В. за 1 класс. Часть Б. Самара 1994. на стр. 32

 

 

Связь синонимии и антонимии — один из принципов словарной работы.

Младшие школьники часто смешивают сходные слова войти изайти, надеть и одеть, рыбный и рыбий и т. п.

Работа над такими смешиваемыми словами — это, в сущности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Дети практически усваивают, что одеть можно кого-то («одеть маленькую девочку и повести ее гулять»), а надеть можно что-то (пальто, пиджак, шапку). Войти в комнату — без указания на продолжительность пребывания, а зайти — на короткое время (Петя зашел к товарищу). Зайти можно также за что-то: зашел за угол.

Понятие антоним в начальной школе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова дается во 2 классе рядом с определением синонима: учебник Поляковой А.В. Русский язык. 2 часть. на стр. 14.

 

в) Работа над определением стиля речи.

 

В начальных классах начинается работа над словами, употребляющимися лишь в определенном стиле речи. Над такими словами работать начинают в связи с анализом читаемых произведений. Букварь Нечаевой Н.В. за 1 класс. Часть А. Самара 1994. на стр. 29

Так, слова купец и граде, гусельки яровчаты носят устарелый характер, и объяснение этих слов должно подвести учащихся к выводу, что в современном языке они не­употребительны. К некоторым таким словам дается выноска, например:

Такие слова как космический, иллюминатор, электростанция и т. п. более свойственны научным или науч­но-популярным текстам. Об этом можно уже упоминать в 1 классе. Например в Букваре Нечаевой Н.В. за 1 класс. Часть Б. Самара 1994. на стр. 17 мы видим текст с подобным словами и вопросом следующим за текстом, можно мельком упомянуть о стилях в которых могут употребляются такие слова.

 

Работа над устаревшими словами идет во всех 4 классах, тогда как задания на определение стиля мы видим только в 4 классе.

учебник Поляковой А.В. Русский язык за 4 класс 2 часть. на стр. 70.

 

г) Многозначность слова и омонимы.

 

С многозначностью слов (полисемией) школь­ники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются еще в до­школьном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школь­ник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не сто­ят, а висят на стене» (возможно, что иногда в этом вопросе отражается добродушное детское лукавство).

Знакомство с многозначностью слова происходит в I классе на основе пословиц, крылатых выражений. Букварь Нечаевой Н.В. за 1 класс. Часть Б. Самара 1994. на стр. 31

 

 

Так в учебнике Поляковой А.В. Русский язык. за 2 класс. 2 часть. на стр. 30. мы уже непосредственно видим непосредственную работу над многозначностью слов.

 

Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составьте предложения. Объясните значения (слова для I класса: ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идет, льет, летит и пр.; слова для II класса: голова, земля, мир, класс, стол, ракета, язык, растет, горит, сложил, падает, сырой, красный, румяный и т. п.; слова для IIIкласса: крыло, свет, вожатый, звено, ядро, полотно, Волга, солнце, выходить, засыпать, отвечать, тяжелый, первый и т. п.).

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часыидут детиидет строительство. Стоят часыстоят машиныстоят высокие дома. Камень на дорогекамень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению дан­ных слов, т. е. синонимы:

 

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса..., Не хочет косой косить косойг говорит: «Коса коса».

По системе развивающего обучения Л.В. Занкова теоретический материал по многозначности и омонимии в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

 

 

д) Фразеология

 

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т. е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность вы­ступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяс­нение фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяс­нения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Вот, например, как выясняется значение фразео­логической единицы собачий холод на основе анализа стихотворе­ния Б. Заходера «Сорока» в Букваре Нечаевой Н.В. за 1 класс. Часть в. Самара 1994. на стр. 38

 

 

Прочитав это стихотворение, первоклассники говорят: «Собачий холод — так говорят, когда очень холодно. Что даже собаки в своих теплых «шубах» мерзнут» про тех людей, кто хорошо работает, все умеет лучше всех делать». Работа по усвоению фразеологизма за­вершается составлением предложений с ним.

В «Русском языке» для I—IV классов встречается очень много фра­зеологических единиц — в баснях, в народных сказках, в сти­хотворениях и других художественных произведениях и идет непосредственная работа над фразеологизмами и объяснением фразеологических единиц.

учебник Поляковой А.В. Русский язык за 2 класс. 2 часть. на стр. 95.

 

 

Знакомство с фразеологией происходит также в процессе вне­классной работы учащихся, в различных викторинах, играх.

В собственной речи младшие школьники используют сравни­тельно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и посло­вицы, «крылатые слова» — литературные цитаты. Необходимо уделять серьезное внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов, в собственной речи. Оценивая пересказ или рассказ, учитель отмечает удачно исполь­зованные фразеологические единицы.

Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы — исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического раз­бора и письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельно ясна и симметрична, а лексика разнооб­разна и образна. Школьники любят пословицы, легко запомина­ют их. Русский язык Поляковой А.В. и букварь Нечаевой Н.В. буквально испещрен всевозможными загадками, пословицами, поговорками и т.п.

Сборник народных пословиц должен стать настольной книгой учителя. Школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жиз­ненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, зна­чения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы активизируют­ся, т. е. входят в детское употребление.

 

е) Эпитеты и образные сравнения.

 

Особую роль среди изобразительно-выразительных средств играют эпитеты. В «Русском языке» понятие эпитета вводится только со 2 класса. Учебник Поляковой А.В. Русский язык за 2 класс. 2 часть. на стр. 119.

В последующем работа над эпитетами будет вестись и в 3 – 4 классах.

 

Так же как и над эпитетами во 2 классе начинается работа над образными сравнениями. Учебник Поляковой А.В. Русский язык за 2 класс. 2 часть. на стр. 118. Определения сравнения не дается. В последующем в учебниках поиск образного сравнения станет

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. М.: Просвещение, 1981г.

2. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987г.

3. Харченко, В.К. Переносные значения слова. Воронеж, 1989г..

4. Полякова А. В. Русский язык. Учеб. для 2, 3, 4. кл. нач. шк. В 2 ч. А. В. Полякова. — М.: Просвещение, 2005. — 142 с: ил. —ISBN 5-09-013648-3.

5. Нечаева Н.В. Букварь. 1 класс. Часть А и Б. Самара 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: