Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенному сроку.
Государственный долг характеризует эффективность всех кредитных операций, совершаемых государством. Его абсолютная величина, динамика, темпы изменений отражают состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования государственных структур.
На состояние государственного долга оказывают влияние ежегодные операции в сфере государственного кредита, в том числе получение новых займов и погашение части уже привлеченных.
Существуют несколько классификаций государственного долга (табл. 7).
Основными формами государственного долга, размещенного на внутреннем финансовом рынке, являются сегодня:
• облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
• государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО);
• облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
• облигации федерального займа (ОФЗ);
• облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
• облигации государственного Российского республиканского внутреннего 5%-ного займа 1990 г.;
• государственный внутренний целевой облигационный заем Российской Федерации для погашения товарных обязательств;
• облигации государственных нерыночных займов.
Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Таблица 7 – Классификация государственного долга
Принципы классификации | Виды государственного долга |
Уровень власти | Государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства центрального правительства. Общегосударственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства органов государственной власти всех уровней |
Срок образования и погашения | Капитальный долг — все долговые обязательства государства на начало года. Текущий долг — предстоящие платежи, срок погашения которых наступает в анализируемом году |
Валюта займа | Внешний государственный долг — совокупные долговые обязательства государства в иностранной валюте. Внутренний государственный долг — совокупные долговые обязательства в национальной валюте |
Юрисдикция кредитора | Внешний государственный долг — совокупные долговые обязательства перед кредиторами, находящимися под юрисдикцией другой страны. Внутренний государственный долг — совокупные долговые обязательства перед своими гражданами и предприятиями |
|
Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;
• государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
• договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;
|
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
• займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
• договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления. Особую роль в успешном проведении финансовой политики в сфере займов на государственном и муниципальном уровнях играет управление как государственным, так и муниципальным долгом.
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.
|
Основными задачами, решаемыми в процессе управления государственным и муниципальным долгом, являются:
• определение оптимальной величины внутреннего и внешнего долга, обеспечивающей экономическую безопасность государства;
• снижение стоимости долга посредством удлинения сроков заимствований, уменьшения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, поиска наиболее «выгодных» с этой точки зрения инвесторов;
• выполнение органами власти взятых на себя финансовых обязательств и тем самым поддержание как на внутреннем, так и внешнем рынках репутации первоклассных заемщиков;
• эффективное и целевое использование заимствованных средств;
• координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления на рынке государственных и муниципальных долговых обязательств;
• обеспечение стабильности рынка государственных и муниципальных ценных бумаг.
Эффективность процесса управления государственным и муниципальным долгом предполагает использование определенного перечня финансовых методов, к числу которых можно отнести: реструктуризацию, конверсию, консолидацию, унификацию, рефинансирование, обмен облигаций по регрессивному соотношению, аннулирование займов и т. д. (табл. 8).
Таблица 8 – Методы управления государственным и муниципальным долгом
Методы | Сущность метода |
Конверсия | Изменение первоначальных условий займа, касающихся уровня их доходности. Уменьшение размера номинального процента чаще всего преследует цель снижения государственных (муниципальных) расходов, связанных с выплатой процентов по долгу |
Консолидация | Изменение ранее установленных сроков погашения займа. Продление срока действия долга, займа посредством превращения их в более долгосрочные или бессрочные |
Реструктуризация | Изменение условий выплаты, погашения долга и процентов по нему в сторону их смягчения. Данный процесс предполагает увеличение сроков погашения, отсрочку очередных платежей или даже прощение (списание) части долгов. Порядок, условия и сроки проведения реструктуризации государственного внутреннего долга в РФ определяются решениями органов государственной власти и местного самоуправления после переговоров и консультаций с кредиторами. Условия реструктуризации внешней задолженности определяются, как правило, международными финансовыми организациями |
Рефинансирование | Погашение имеющейся задолженности путем принятия новых обязательств. Существует три способа рефинансирования государственных заимствований: 1) производится с согласия держателей обязательств за- мена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; 2) осуществляются досрочные операции по замене одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; 3) организуется размещение (продажа) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашаются облига- ции с истекшими сроками погашения |
Унификация | Объединение нескольких займов в один заем путем замены облигаций ранее выпущенных займов на облигации нового займа. Этот процесс обеспечивает уменьшение количества облигаций и тем самым упрощает управление долгом и снижает управленческие расходы. В результате унификации образуется консолидированный долг |
Обмен облигаций по регрессивному соотношению | Представляет собой процесс обмена нескольких ранее выпущенных облигаций на новые. При этом совокупный номинал нового выпуска будет меньше совокупного номинала предыдущих выпусков |
Аннулирование долга | Представляет собой отказ от погашения ранее выпущенных займов (обязательств) |