В течение Великого поста Псалтирь за седмицу прочитывается дважды. Типикон в 17-й главе излагает устав стихословия кафизм на службах суточного круга во св. Четыредесятницу. С понедельника по пятницу (кроме 5-й и Страстной седмиц) на утрене стихословится по три кафизмы, на вечерне – 18-я, на каждом из часов – по одной кафизме. На 1-м часе в понедельник, а также на 1-м и 9-м часах в пятницу – кафизм нет.
В 5-ю седмицу св. Четыредесятницы и в Страстную седмицу – особый порядок стихословия Псалтири.
По причине пения Великого канона прп. Андрея Критского на утрене четверга 5-й седмицы («Стояние Марии Египетской»), Устав, «труда ради бденнаго» и снисходя к немощи молящихся, сокращает количество кафизм утрени этого дня с трех до одной, а на 1-м часе отменяет кафизму совсем. Это приводит к изменению в обычном для седмичных дней Великого поста распределении кафизм. Отсутствующие на богослужении четверга кафизмы восполняются в течение 5-й седмицы за счет стихословия на вечернях рядовых кафизм вместо 18-й. Помимо ординарного для 5-й седмицы св. Четыредесятницы порядка чтения Псалтири, Типикон предлагает еще особый устав, в случае если на четверг этой седмицы выпадет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. При таком совпадении 18-я кафизма за седмицу будет прочитываться единожды (в отличие от прочих кафизм Псалтири), и 1-й час в понедельник будет совершаться с кафизмой.
В Страстную седмицу до Великой Среды Псалтирь прочитывается целиком (кроме 17-й кафизмы) единожды, а с Великого Четверга стихословие кафизм отменяется, за исключением пения Непорочных с похвалами на утрене Великой Субботы. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает.
В богослужении седмичных дней Великого поста и первых трех дней Страстной седмицы на вечерне и 6-м часе поется по два прокимна (из Триоди). Текст этих прокимнов заимствован из псалмов Псалтири по порядку их следования21. Таким образом, в виде прокимнов, в древности включавших в себя все стихи псалма, Псалтирь пропевается за Великий пост еще раз.
1–4 и 6 седмицы | 5 седмица | |||||||
утреня | 1-й час | 3-й, 6-й, 9-й часы | вечер-ня | утреня | 1-й час | 3-й, 6-й, 9-й часы | вечерня | |
вс | 2, 3, 17 | - | - - - | - | 2, 3, 17 | - | - - - | - |
пн | 4, 5, 6 | - | 7, 8, 9 | 4, 5, 6 | - | 7, 8, 9 | ||
вт | 10, 11, 12 | 14,15, 16 | 11, 12, 13 | 15, 16, 18 | ||||
ср | 19, 20, 1 | 3, 4, 5 | 20, 1, 2 | 4, 5, 6 | ||||
чт | 6, 7, 8 | 10, 11, 12 | 8 - - | - | 9, 10, 11 | |||
пт | 13, 14, 15 | - | 19, 20 | 13, 14, 15 | - | 19, 20 | ||
сб | 16, 17 | - | - - - | 16, 17 | - | - - - |
5 седмица с праздником Благовещения в четверток | Страстная седмица | |||||||
утреня | 1-й час | 3-й, 6-й, 9-й часы | вечерня | утреня | 1-й час | 3-й, 6-й, 9-й часы | вечерня | |
вс | 2, 3, 17 | - | - - - | - | 2, 3, полиелей | - | - - - | - |
пн | 4, 5, 6 | 8, 9, 10 | 4, 5, 6 | - | 7, 8 - | |||
вт | 12 - - | - | 13,14, 15 | 9, 10, 11 | - | 12, 13 - | ||
ср | 19, 20, 1 | 3, 4, 5 | - | 14, 15, 16 | - | 19, 20 - | - | |
чт | 6, 7, 8 | 10, 11, 12 | - | - - - | - | - - - | - | |
пт | 13, 14, 15 | - | 19, 20 | - - - | - | - - - | - | |
сб | 16, 17 | - | - - - | - | - - - | - |
Великопостные часы
Великопостные часы совершаются во все седмичные дни св. Четыредесятницы, а также в Страстные Понедельник, Вторник и Среду.
Устав предусматривает совместное пение 3-го, 6-го и 9-го часов с присоединением к ним чина изобразительных и вечерни, а также совершение 3-го и 6-го часов и отдельно от них 9-го часа и последующих служб. Во втором случае22 на 6-м часе после поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина полагается Конечное Трисвятое, а также отпуст, поскольку далее предполагается «расход» братии. В свое время, в отдельном богослужебном собрании совершается 9-й час, начинающийся общим началом, и последующие службы.
В основе чинопоследования великопостных часов лежат обычные трипсалмные часы, но совершаются они с особенностями, характерными для постового богослужения св. Четыредесятницы. Великопостные часы поются без междочасий23.
Общие особенности великопостных часов:
1)Поются тропари часов (с поклонами).
После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: Слава, и ныне, «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих. Певцы – тропарь часа. Иерей (или «учиненный чтец») – следующий стих. Певцы – снова тропарь. Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон. Иерей (или «учиненный чтец»): Слава: (поклона нет). Чтец: И ныне: и Богородичен часа.
2) Стихословится кафизма24 (за исключением 1-го часа в понедельники Великого поста и в четверг 5-й седмицы, а также кроме 1-го и 9-го часов в пятницы св. Четыредесятницы и в первые три дня Страстной седмицы).
3) На 6-м часе после Богородична часа – паримия Триоди (прор. Исаии; на Страстной седмице – прор. Иезекииля): тропарь пророчества (дважды), прокимен паримии, паримия, 2-й прокимен.
После Богородична 6-го часа: «Яко не имамы дерзновения…» – тропарь пророчества (см. в Триоди), Слава, и ныне – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен паримии со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина (на Страстной седмице: Иезекиилева) чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вонмем». Чтец – 2-й прокимен со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…».
4) Согласно Уставу, на часах должны читаться назидательные поучения.
На 3-м, 6-м и 9-м часах после Богородична часа (на 6-м часе – после паримии и 2-го прокимна) назначается чтение из Лествицы. Начинает цикл чтений из Лествицы «сам предстоятель, или первый певец деснаго лика» (Типикон, гл. 49). На Страстной седмице Лествица на часах не читается.
После отпуста 1-го часа в среду и пятницу предписывается чтение Оглашений прп. Феодора Студита. По Уставу, Оглашения читает предстоятель или екклисиарх.
5) В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах после Богородична часа (на 6-м часе – после паримии и 2-го прокимна) – чтение Четвероевангелия25. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея и Марка делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три. Евангелие от Иоанна, делясь на две части, читается не целиком, а до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (13:31–32), с которых на утрене Великой Пятницы начинается 1-е Евангелие Святых Страстей26.
Перед чтением 3-го часа посреди храма поставляется аналой, отверзаются царские врата, и иерей, облаченный в фелонь, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом совершает полное каждение храма в следующей последовательности: Евангелие (окрест), алтарь, иконостас, настоятель, лики, молящиеся (с амвона) и весь храм. Во время псалмов 6-го часа совершается малое каждение: Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как на 3-м часе.
Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.
Перед первым чтением евангелиста диакон произносит: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед последующими чтениями из того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста слова: «И о сподобитися нам…», возглашаются.
После чтения Евангелия на 9-м часе иерей, в преднесении свечи и кадила, уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.
1. Стихи 1-го часа («Стопы моя направи...») поются по дважды (последний стих: «Да исполнятся уста наша…» – трижды, «велегласно и косно»).
2. Конечный возглас иерея на всех часах – «Боже, ущедри ны…».
3. В конце каждого часа – молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (на 9 часе – с 3 поклонами).
4. На 1-м часе (и на 6-м, если после него предполагается «расход») после молитвы прп. Ефрема Сирина читается Конечное Трисвятое 27: Трисвятое по «Отче наш...», «Яко Твое есть Царство…», «Господи, помилуй» (12 раз).
1-й час | 3-й час | 6-й час | 9-й час |
«Благословен Бог наш...» и начало общее | [«Благословен Бог наш...» и начало общее (если был «расход» после 6 часа)] | ||
«Приидите, поклонимся...» (3) | |||
псалмы 5, 89, 100 | псалмы 16, 24, 50 | псалмы 53, 54, 90 | псалмы 83, 84, 85 |
Слава, и ныне: «Аллилуиа» (3) | |||
Кафизма(если есть): «Заход» на кафизму: «Господи, помилуй»(3), Слава: Чтец: И ныне: и стихословит кафизму (с «опевами» и «окончанием») | |||
«Господи, помилуй» (3) Тропарь часа со стихами После тропаря – Слава: Чтец: И ныне: и Богородичен часа | |||
тропарь пророчества (дважды); прокимен паримии; паримия Триоди; 2-й прокимен | |||
[Чтение из Лествицы] | |||
Стихи часа (на 1-м часе поются) | |||
Трисвятое по «Отче наш…» Постовые тропари по Трисвятом (из Часослова) «Господи, помилуй» (40) '>«Иже на всякое время…» «Господи, помилуй» (3), Слава, и ныне: '>«Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…» «Боже, ущедри ны…» Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (на 9 часе – с 3 поклонами) | |||
Конечное Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12) | [Конечное Трисвятое (если есть «расход»)] | ||
Молитва часа | |||
Отпуст и многолетие | [Отпуст (если есть расход»)] | ||
Лития за упокой в притворе. [В среду и пятницу – чтение Оглашений прп. Феодора Студита] | Изобразительны (с пения Блаженн) |
Чин изобразительных
Чин изобразительных совершается ежедневно в седмичные дни Великого поста. Изобразительны во св. Четыредесятницу начинаются не с обычных псалмов (102-го и 145-го), а с Блаженн: «Во Царствии Твоем...». С началом пения Блаженн, по обычаю, отверзается завеса царских врат.
Окончание изобразительных зависит от совершения Литургии Преждеосвященных Даров в этот день. В дни без Преждеосвященной Литургии в состав изобразительных включается вечерня, которая присоединяется к изобразительным без начального возгласа. Вечерня в таком случае завершает собой цикл служб. При совершении Литургии Преждеосвященных Даров богослужение заканчивается изобразительными, а вечерня (с Преждеосвященной) не присоединяется к ним и совершается самостоятельно (по Уставу, в отдельном богослужебном собрании, на практике – сразу после отпуста изобразительных).
Схема чина изобразительных:
– Блаженны (поются на 8-й глас, на оба лика, «велегласно и косно»): «Во Царствии Твоем…». К каждому стиху припев: «Помяни нас, Господи, егда приидеши…». После припева на И ныне: оба лика вместе поют: «Помяни нас, Господи…» (трижды) «высочайшим гласом», с поклонами.
– Троичны тропари: «Лик Небесный…»
– На И ныне: – «Верую...» (Символ веры)
– Молитва: «Ослаби, остави…»
– «Отче наш…»
– Кондаки:
Господский храм | Храм Богородицы | Храм святого | |||||
понедельник, вторник, четверг | Дня (в четверг – 2); Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: Храма | Храма; Дня (в четверг – 2); Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: «Предстательство…» | Дня (в четверг – 2); Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: Храма | Дня (в четверг – 2); Храма (кроме храма Предтечи во вторник и храма Апостолов и свт. Николая в четверг);28 Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: «Предстательство…» | |||
среда и пятница | Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: Храма | Дня; Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: «Предстательство…» | |||||
- «Господи, помилуй» (40), Слава, и ныне:
- «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».
Возглас: «Боже, ущедри ны…»
- Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами)
В дни без Литургии Преждеосвященных Даров | В дни с Литургией Преждеосвященных Даров |
«Приидите, поклонимся...»(3), и вечерня (по чину) | Конечное Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Премудрость», «Достойно есть…», «Пресвятая Богородице, спаси нас». «Честнейшую Херувим…». «Слава Тебе, Христе Боже…», Слава, и ныне: «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Отпуст. |
Вечерня во св. Четыредесятницу
В период Великого поста совершается вечерня следующих видов29:
1. Вечерня в Неделю вечера (начиная с Недели сыропустной до 5-й Недели Великого поста включительно)30;
2. Вечерня в седмичные дни без Литургии Преждеосвященных Даров;
3. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров31.
Вечерни в Неделю вечера и в седмичные дни (без Преждеосвященной Литургии) – вседневные.
По Уставу, вседневная вечерня в Неделю вечера предваряется 9-м часом с междочасием, в седмичные дни следует за изобразительными (после молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами).
Вечерня в Неделю вечера | Вечерня в седмичные дни(без ЛитургииПреждеосвященных Даров) |
«Благословен Бог наш…» | без возгласа (т. к. совершается в составе изобразительных) |
'>«Приидите, поклонимся…» 103-й псалом, светильничные молитвы Слава, и ныне: «Аллилуиа» (3) Великая ектения | |
кафизмы нет малой ектении нет | кафизма 18-я (кроме 5-й седмицы)32 малая ектения |
Псалмы «Господи, воззвах», каждение Стихиры на «Господи, воззвах»: | |
стихиры на 10: Октоиха – 4 покаянны (две со стиховен вечерни, две со стиховен утрени понедельника)33, Триоди – 3 (подобны), Минеи – 3 Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен Минеи на ряду, или от меньших по гласу Славы (приложение 2-е). | стихиры на 6: Триоди – 3 (подобны), Минеи – 3 Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен (под среду и пятницу – Крестобогородичен) Минеи на ряду, или Богородичен от меньших по гласу Славы (приложение 2-е). |
Вход с кадилом34 | Входа нет |
'>«Свете Тихий…» | |
Прокимен великий, глас 8-й: в Неделю сыропустную, во 2-ю и 4-ю Недели Великого поста: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели Великого поста: '>«Дал еси достояние боящимся Тебе, '>Господи» | 1-й прокимен Триоди; 1-я паримия Триоди (кн. Бытия); 2-й прокимен Триоди; 2 паримия Триоди (кн. Притчей) |
'>«Сподоби, Господи…» Просительная ектения и молитва главопреклонения | |
Стихиры на стиховне Триоди: самогласен дня (дважды) и мученичен (с обычными стихами, см. Часослов). Слава, и ныне – Богородичен (под среду и пяток – Крестобогородичен) Триоди на ряду. Если в Минее есть славник, то Слава – Минеи, И ныне – Богородичен по гласу Славы, от меньших (приложение 2-е), а под среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду. | |
«Ныне отпущаеши…» Трисвятое по «Отче наш…» Тропари великопостные из Часослова (с поклонами): «Богородице, Дево, радуйся…»; Слава: «Крестителю Христов…»; И ныне: «Молите за ны…» «Под Твое благоутробие…»(без поклона) | |
«Господи, помилуй» (40 раз), Слава, и ныне: 35 «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…» «Сый благословен…» Молитва: «Небесный Царю…» | |
Молитва прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами) | Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами) |
Конечное Трисвятое по «Отче наш…»; «Господи, помилуй» (12 раз) | |
Молитва:«Всесвятая Троице…» «Буди имя Господне...» (трижды); Слава, и ныне: Псалом 33-й | |
«Премудрость»; «Достойно есть…» (до половины); «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Честнейшую Херувим…» | |
'>«Слава Тебе, Христе Боже…» Слава, и ныне: «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Отпуст дневной. Многолетны. | |
Литии за усопших не полагается36 | Лития за усопших в притвор при пении храмовой стихиры, и совершенный отпуст |