Чтение Псалтири во св. Четыредесятницу (Типикон, гл.17)




В течение Великого поста Псалтирь за седмицу прочитывается дважды. Типикон в 17-й главе излагает устав стихословия кафизм на службах суточного круга во св. Четыредесятницу. С понедельника по пятницу (кроме 5-й и Страстной седмиц) на утрене стихословится по три кафизмы, на вечерне – 18-я, на каждом из часов – по одной кафизме. На 1-м часе в понедельник, а также на 1-м и 9-м часах в пятницу – кафизм нет.

В 5-ю седмицу св. Четыредесятницы и в Страстную седмицу – особый порядок стихословия Псалтири.

По причине пения Великого канона прп. Андрея Критского на утрене четверга 5-й седмицы («Стояние Марии Египетской»), Устав, «труда ради бденнаго» и снисходя к немощи молящихся, сокращает количество кафизм утрени этого дня с трех до одной, а на 1-м часе отменяет кафизму совсем. Это приводит к изменению в обычном для седмичных дней Великого поста распределении кафизм. Отсутствующие на богослужении четверга кафизмы восполняются в течение 5-й седмицы за счет стихословия на вечернях рядовых кафизм вместо 18-й. Помимо ординарного для 5-й седмицы св. Четыредесятницы порядка чтения Псалтири, Типикон предлагает еще особый устав, в случае если на четверг этой седмицы выпадет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. При таком совпадении 18-я кафизма за седмицу будет прочитываться единожды (в отличие от прочих кафизм Псалтири), и 1-й час в понедельник будет совершаться с кафизмой.

В Страстную седмицу до Великой Среды Псалтирь прочитывается целиком (кроме 17-й кафизмы) единожды, а с Великого Четверга стихословие кафизм отменяется, за исключением пения Непорочных с похвалами на утрене Великой Субботы. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает.

В богослужении седмичных дней Великого поста и первых трех дней Страстной седмицы на вечерне и 6-м часе поется по два прокимна (из Триоди). Текст этих прокимнов заимствован из псалмов Псалтири по порядку их следования21. Таким образом, в виде прокимнов, в древности включавших в себя все стихи псалма, Псалтирь пропевается за Великий пост еще раз.

 

  1–4 и 6 седмицы 5 седмица
  утреня 1-й час 3-й, 6-й, 9-й часы вечер-ня утреня 1-й час 3-й, 6-й, 9-й часы вечерня
вс 2, 3, 17 - - - - - 2, 3, 17 - - - - -
пн 4, 5, 6 - 7, 8, 9   4, 5, 6 - 7, 8, 9  
вт 10, 11, 12   14,15, 16   11, 12, 13   15, 16, 18  
ср 19, 20, 1   3, 4, 5   20, 1, 2   4, 5, 6  
чт 6, 7, 8   10, 11, 12   8 - - - 9, 10, 11  
пт 13, 14, 15 - 19, 20   13, 14, 15 - 19, 20  
сб 16, 17 - - - -   16, 17 - - - -  

 

  5 седмица с праздником Благовещения в четверток Страстная седмица
  утреня 1-й час 3-й, 6-й, 9-й часы вечерня утреня 1-й час 3-й, 6-й, 9-й часы вечерня
вс 2, 3, 17 - - - - - 2, 3, полиелей - - - - -
пн 4, 5, 6   8, 9, 10   4, 5, 6 - 7, 8 -  
вт 12 - - - 13,14, 15   9, 10, 11 - 12, 13 -  
ср 19, 20, 1   3, 4, 5 - 14, 15, 16 - 19, 20 - -
чт 6, 7, 8   10, 11, 12 - - - - - - - - -
пт 13, 14, 15 - 19, 20   - - - - - - - -
сб 16, 17 - - - -     - - - - -

Великопостные часы

Великопостные часы совершаются во все седмичные дни св. Четыредесятницы, а также в Страстные Понедельник, Вторник и Среду.

Устав предусматривает совместное пение 3-го, 6-го и 9-го часов с присоединением к ним чина изобразительных и вечерни, а также совершение 3-го и 6-го часов и отдельно от них 9-го часа и последующих служб. Во втором случае22 на 6-м часе после поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина полагается Конечное Трисвятое, а также отпуст, поскольку далее предполагается «расход» братии. В свое время, в отдельном богослужебном собрании совершается 9-й час, начинающийся общим началом, и последующие службы.

В основе чинопоследования великопостных часов лежат обычные трипсалмные часы, но совершаются они с особенностями, характерными для постового богослужения св. Четыредесятницы. Великопостные часы поются без междочасий23.

 

Общие особенности великопостных часов:

1)Поются тропари часов (с поклонами).

После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: Слава, и ныне, «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих. Певцы – тропарь часа. Иерей (или «учиненный чтец») – следующий стих. Певцы – снова тропарь. Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон. Иерей (или «учиненный чтец»): Слава: (поклона нет). Чтец: И ныне: и Богородичен часа.

2) Стихословится кафизма24 (за исключением 1-го часа в понедельники Великого поста и в четверг 5-й седмицы, а также кроме 1-го и 9-го часов в пятницы св. Четыредесятницы и в первые три дня Страстной седмицы).

3) На 6-м часе после Богородична часа – паримия Триоди (прор. Исаии; на Страстной седмице – прор. Иезекииля): тропарь пророчества (дважды), прокимен паримии, паримия, 2-й прокимен.

После Богородична 6-го часа: «Яко не имамы дерзновения…» – тропарь пророчества (см. в Триоди), Слава, и ныне – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен паримии со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина (на Страстной седмице: Иезекиилева) чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вонмем». Чтец – 2-й прокимен со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…».

4) Согласно Уставу, на часах должны читаться назидательные поучения.

На 3-м, 6-м и 9-м часах после Богородична часа (на 6-м часе – после паримии и 2-го прокимна) назначается чтение из Лествицы. Начинает цикл чтений из Лествицы «сам предстоятель, или первый певец деснаго лика» (Типикон, гл. 49). На Страстной седмице Лествица на часах не читается.

После отпуста 1-го часа в среду и пятницу предписывается чтение Оглашений прп. Феодора Студита. По Уставу, Оглашения читает предстоятель или екклисиарх.

5) В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах после Богородична часа (на 6-м часе – после паримии и 2-го прокимна) – чтение Четвероевангелия25. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея и Марка делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три. Евангелие от Иоанна, делясь на две части, читается не целиком, а до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (13:31–32), с которых на утрене Великой Пятницы начинается 1-е Евангелие Святых Страстей26.

Перед чтением 3-го часа посреди храма поставляется аналой, отверзаются царские врата, и иерей, облаченный в фелонь, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом совершает полное каждение храма в следующей последовательности: Евангелие (окрест), алтарь, иконостас, настоятель, лики, молящиеся (с амвона) и весь храм. Во время псалмов 6-го часа совершается малое каждение: Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как на 3-м часе.

Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед последующими чтениями из того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста слова: «И о сподобитися нам…», возглашаются.

После чтения Евангелия на 9-м часе иерей, в преднесении свечи и кадила, уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.

1. Стихи 1-го часа («Стопы моя направи...») поются по дважды (последний стих: «Да исполнятся уста наша…» – трижды, «велегласно и косно»).

2. Конечный возглас иерея на всех часах – «Боже, ущедри ны…».

3. В конце каждого часа – молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (на 9 часе – с 3 поклонами).

4. На 1-м часе (и на 6-м, если после него предполагается «расход») после молитвы прп. Ефрема Сирина читается Конечное Трисвятое 27: Трисвятое по «Отче наш...», «Яко Твое есть Царство…», «Господи, помилуй» (12 раз).

1-й час 3-й час 6-й час 9-й час
  «Благословен Бог наш...» и начало общее   [«Благословен Бог наш...» и начало общее (если был «расход» после 6 часа)]
«Приидите, поклонимся...» (3)
псалмы 5, 89, 100 псалмы 16, 24, 50 псалмы 53, 54, 90 псалмы 83, 84, 85
Слава, и ныне: «Аллилуиа» (3)
Кафизма(если есть): «Заход» на кафизму: «Господи, помилуй»(3), Слава: Чтец: И ныне: и стихословит кафизму (с «опевами» и «окончанием»)
«Господи, помилуй» (3) Тропарь часа со стихами После тропаря – Слава: Чтец: И ныне: и Богородичен часа
    тропарь пророчества (дважды); прокимен паримии; паримия Триоди; 2-й прокимен  
  [Чтение из Лествицы]
Стихи часа (на 1-м часе поются)
Трисвятое по «Отче наш…» Постовые тропари по Трисвятом (из Часослова) «Господи, помилуй» (40) '>«Иже на всякое время…» «Господи, помилуй» (3), Слава, и ныне: '>«Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…» «Боже, ущедри ны…» Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (на 9 часе – с 3 поклонами)
Конечное Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12)   [Конечное Трисвятое (если есть «расход»)]  
Молитва часа
Отпуст и многолетие   [Отпуст (если есть расход»)]  
Лития за упокой в притворе. [В среду и пятницу – чтение Оглашений прп. Феодора Студита]     Изобразительны (с пения Блаженн)

Чин изобразительных

Чин изобразительных совершается ежедневно в седмичные дни Великого поста. Изобразительны во св. Четыредесятницу начинаются не с обычных псалмов (102-го и 145-го), а с Блаженн: «Во Царствии Твоем...». С началом пения Блаженн, по обычаю, отверзается завеса царских врат.

Окончание изобразительных зависит от совершения Литургии Преждеосвященных Даров в этот день. В дни без Преждеосвященной Литургии в состав изобразительных включается вечерня, которая присоединяется к изобразительным без начального возгласа. Вечерня в таком случае завершает собой цикл служб. При совершении Литургии Преждеосвященных Даров богослужение заканчивается изобразительными, а вечерня (с Преждеосвященной) не присоединяется к ним и совершается самостоятельно (по Уставу, в отдельном богослужебном собрании, на практике – сразу после отпуста изобразительных).

Схема чина изобразительных:

Блаженны (поются на 8-й глас, на оба лика, «велегласно и косно»): «Во Царствии Твоем…». К каждому стиху припев: «Помяни нас, Господи, егда приидеши…». После припева на И ныне: оба лика вместе поют: «Помяни нас, Господи…» (трижды) «высочайшим гласом», с поклонами.

– Троичны тропари: «Лик Небесный…»

– На И ныне: – «Верую...» (Символ веры)

– Молитва: «Ослаби, остави…»

– «Отче наш…»

– Кондаки:

  Господский храм Храм Богородицы Храм святого
понедельник, вторник, четверг Дня (в четверг – 2); Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: Храма Храма; Дня (в четверг – 2); Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: «Предстательство…» Дня (в четверг – 2); Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: Храма Дня (в четверг – 2); Храма (кроме храма Предтечи во вторник и храма Апостолов и свт. Николая в четверг);28 Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: «Предстательство…»  
среда и пятница Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: Храма Дня; Минеи; Слава: «Со святыми…»; И ныне: «Предстательство…»  
               

- «Господи, помилуй» (40), Слава, и ныне:

- «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Возглас: «Боже, ущедри ны…»

- Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами)

В дни без Литургии Преждеосвященных Даров В дни с Литургией Преждеосвященных Даров
«Приидите, поклонимся...»(3), и вечерня (по чину) Конечное Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Премудрость», «Достойно есть…», «Пресвятая Богородице, спаси нас». «Честнейшую Херувим…». «Слава Тебе, Христе Боже…», Слава, и ныне: «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Отпуст.

Вечерня во св. Четыредесятницу

В период Великого поста совершается вечерня следующих видов29:

1. Вечерня в Неделю вечера (начиная с Недели сыропустной до 5-й Недели Великого поста включительно)30;

2. Вечерня в седмичные дни без Литургии Преждеосвященных Даров;

3. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров31.

Вечерни в Неделю вечера и в седмичные дни (без Преждеосвященной Литургии) – вседневные.

По Уставу, вседневная вечерня в Неделю вечера предваряется 9-м часом с междочасием, в седмичные дни следует за изобразительными (после молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами).

Вечерня в Неделю вечера Вечерня в седмичные дни(без ЛитургииПреждеосвященных Даров)
«Благословен Бог наш…» без возгласа (т. к. совершается в составе изобразительных)
'>«Приидите, поклонимся…» 103-й псалом, светильничные молитвы Слава, и ныне: «Аллилуиа» (3) Великая ектения
кафизмы нет малой ектении нет кафизма 18-я (кроме 5-й седмицы)32 малая ектения
Псалмы «Господи, воззвах», каждение Стихиры на «Господи, воззвах»:
стихиры на 10: Октоиха – 4 покаянны (две со стиховен вечерни, две со стиховен утрени понедельника)33, Триоди – 3 (подобны), Минеи – 3 Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен Минеи на ряду, или от меньших по гласу Славы (приложение 2-е). стихиры на 6: Триоди – 3 (подобны), Минеи – 3 Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен (под среду и пятницу – Крестобогородичен) Минеи на ряду, или Богородичен от меньших по гласу Славы (приложение 2-е).
Вход с кадилом34 Входа нет
'>«Свете Тихий…»
Прокимен великий, глас 8-й: в Неделю сыропустную, во 2-ю и 4-ю Недели Великого поста: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели Великого поста: '>«Дал еси достояние боящимся Тебе, '>Господи» 1-й прокимен Триоди; 1-я паримия Триоди (кн. Бытия); 2-й прокимен Триоди; 2 паримия Триоди (кн. Притчей)
'>«Сподоби, Господи…» Просительная ектения и молитва главопреклонения
Стихиры на стиховне Триоди: самогласен дня (дважды) и мученичен (с обычными стихами, см. Часослов). Слава, и ныне – Богородичен (под среду и пяток – Крестобогородичен) Триоди на ряду. Если в Минее есть славник, то Слава – Минеи, И ныне – Богородичен по гласу Славы, от меньших (приложение 2-е), а под среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду.
«Ныне отпущаеши…» Трисвятое по «Отче наш…» Тропари великопостные из Часослова (с поклонами): «Богородице, Дево, радуйся…»; Слава: «Крестителю Христов…»; И ныне: «Молите за ны…» «Под Твое благоутробие…»(без поклона)
«Господи, помилуй» (40 раз), Слава, и ныне: 35 «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…» «Сый благословен…» Молитва: «Небесный Царю…»
Молитва прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами) Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами)
  Конечное Трисвятое по «Отче наш…»; «Господи, помилуй» (12 раз)
Молитва:«Всесвятая Троице…» «Буди имя Господне...» (трижды); Слава, и ныне: Псалом 33-й
«Премудрость»; «Достойно есть…» (до половины); «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Честнейшую Херувим…»
'>«Слава Тебе, Христе Боже…» Слава, и ныне: «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Отпуст дневной. Многолетны.
Литии за усопших не полагается36 Лития за усопших в притвор при пении храмовой стихиры, и совершенный отпуст

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: