О повечерии во св. Четыредесятницу




В седмичные дни поста совершается великое повечерие. Малое повечерие совершается в Неделю вечера, в среду 5-й седмицы вечера (под четверток Великого канона), в пятницу 5-й седмицы вечера (под Субботу Акафиста), в день Благовещения вечером. На Страстной седмице великое повечерие совершается вечером в Понедельник и Вторник, малое – в остальные дни (в Великую Субботу вечером повечерия нет). Накануне праздника Благовещения в седмичные дни поста великое повечерие входит в состав всенощного бдения (совершаемого по образцу богослужений Рождества Христова и Богоявления).

Повечерие совершается при закрытой завесе алтаря; священник облачен в епитрахиль37.

Каноны на повечериях св. Четыредесятницы:

1. С понедельника вечера 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы из Октоиха и канонов тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»)38.

Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу…» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и святого из Минеи (без ирмосов) с молебными припевами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце: Слава – тропарь, И ныне – Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3-й песни – кондак и седален Минеи. По 6-й песни – седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»), по 9-й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). Слава, и ныне – Богородичен или Крестобогородичен39.

Согласно книге Н. Сырникова «Ключ к Церковному Уставу», по 3-й песни – седален Минеи, Слава, и ныне – Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни – седален Богородицы. Если святой имеет кондак, то по 3-й песни – седален святого, Слава, и ныне – седален Богородицы (см. по 6-й песни), а по 6-й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), Слава – святого (если есть), И ныне – Богородичен или Крестобогородичен. Если Славы святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), Слава – третья стихира святого, И ныне – Богородичен или Крестобогородичен.

В конце канонов и стихир обычно поется «Достойно есть».

2. В первые четыре дня св. Четыредесятницы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского, но не в заключительной части (после вседневного славословия), а в самой первой – после общего начала и 69-го псалма, который обычно читается в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует пение канона прп. Андрея Критского.

3. На Страстной седмице на повечериях поются трипеснцы Триоди (прп. Андрея Критского), в Великий Пяток – канон о Распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы Симеона Логофета.

Заключение

Завершая обзор служб седмичных дней св. Четыредесятницы, нужно отметить, что в целом великопостное богослужение своим строем и содержанием открывает нам главное назначение постного подвига – обретение полноты жизни во Христе через покаяние, молитву и духовное делание, преображение души для достойной встречи Светлого Христова Воскресения. Святитель Афанасий исповедник, еп. Ковровский, в своем труде «Настроение верующей души по Триоди Постной» писал: «Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление, ибо покаянный по преимуществу характер молитвословий Триоди наиболее отвечает настроению души верующего, сознающего свою греховность и плачущего об утраченном небесном блаженстве... Через все великопостное богослужение красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения»40. Совершение богослужения в точном соответствии с многовековой литургической традицией позволяет глубже осознать эту цель поста и помогает ее достичь через неуклонное следование совету ап. Павла: «Тeмже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2, 15).

1 Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999. С. 22, 26.

2 В чинопоследовании великопостной утрени полужирным выделены те части богослужения, которые отличаются от утрени, совершаемой вне периода св. Четыредесятницы. В квадратные скобки заключены элементы богослужения, которые на практике обычно опускаются.

3 Священник, согласно Уставу, прочитывает утренние молитвы Служебника за два последних псалма шестопсалмия, из чего следует, что шестопсалмие читается Великим постом медленнее, чем обычно.

4 Троичны гласа принадлежат системе Октоиха (см. приложение Октоиха), находятся в приложении к Постной Триоди. Также есть в Ирмологии и Следованной Псалтири.

5 Подразумевается, что он может петься вместо кондака по 6-й песни канона, т. е. перед 7-й песнью.

6 По мнению В.Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви». М., 1902. С. 490–491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

7 Творения прп. Ефрема Сирина читаются, согласно Типикону (гл. 49), «до пятка цветоносной (т. е. шестой. – Авт.) седмицы... от предстоятеля, или от певца перваго десныя страны».

8 Седальны по 2-м стихословии принадлежат прп. Иосифу, по 3-м стихословии – прп. Феодору.

9 Читается, по Уставу, иереем, на практике – диаконом.

10 В понедельник 1-й седмицы Великого поста во втором трипеснце два дополнительных тропаря с этим припевом.

11 А также пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц, если в субботы этих седмиц на утрене поется Бог Господь.

12 Исполнение одного и того же ирмоса в начале песни и в конце (на катавасию) было бы признаком праздничного богослужения (ср. с богослужением большинства двунадесятых праздников).

13 По мнению Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви». М., 1902. С. 490–491), мученичен по 6-й песни канона исполняется с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

14 Отличается от поемых на службе с Бог Господь ексапостилариев Октоиха. В Типиконе эти светильны названы Троичными, потому что в Триоди Постной они помещены вместе с Троичными тропарями, поемыми после Аллилуиа. Принадлежат системе Октоиха (приложение: «Светильны дневнии во всю седмицу»), но обычно берутся из приложения Постной Триоди. Есть также и в Следованной Псалтири.

15 Как и первого Троична гласа.

16 При совершении службы двум святым стихиры второго святого на «Господи, воззвах» не поются. Если в службе святых на «Господи, воззвах» есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени.

17 Таким образом, в честь полиелейного святого в седмичные дни Великого поста совершаются две вечерни: одна – накануне дня его памяти, а другая (с Литургией Преждеосвященных Даров) – в сам день его памяти.

18 В седмичные дни Великого поста на утрене всегда читается вседневное славословие, даже в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

19 На великопостной утрене «Господи, помилуй» (40 раз) и Слава, и ныне: заменяет собой сугубую сокращенную ектению вседневной утрени периода пения Октоиха.

20 Мученичны, Богородичны и Крестобогородичны стиховных стихир Триоди, как правило, заимствованы из служб Октоиха.

21 В Триоди отсутствуют прокимны из 81-го, 82-го, 95-го и 116-го псалмов.

22 Этот вариант на практике обычно не используется.

23 Междочасия часов отменяются, поскольку на часах стихословятся кафизмы.

24 По мнению В. Розанова, «заход» на кафизму на великопостных часах не поется хором, а читается чтецом (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви». М., 1902. С. 501).

25 Устав придает особое значение чтению на часах Страстной седмицы всего Четвероевангелия, которое символически являет молящимся проповедь Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме перед Своими Страданиями (ср.: Лк. 19, 47). Евангельскими чтениями на часах подчеркивается отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, в которые чтение Евангелия Уставом изъято из всех служб суточного круга и отсутствует даже на Литургии Преждеосвященных Даров (за исключением полиелейных праздников). Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, в некоторых храмах Русской Церкви установилась практика чтения Четвероевангелия заранее на часах предшествующих седмиц.

26 Всех евангельских чтений – 9. Евангелие от Матфея читается на 3-м и 6-м часах в Понедельник. Евангелие от Марка – в Понедельник на 9-м часе и во Вторник на 3-м часе. Евангелие от Луки читается во Вторник на 6-м и 9-м часах и в Среду на 3-м часе. Евангелие от Иоанна читается в Среду на 6-м и 9-м часах (до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...»).

27 Конечное Трисвятое после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами) назначается Уставом на постовых службах суточного круга, завершающихся отпустом.

28 Кондак храма Предтечи во вторник, также как кондак храма Апостолов и свт. Николая в четверг и храма Безплотных Сил в понедельник, не произносится, поскольку эти святые в данные дни «именованы» в дневном кондаке.

29 Вечерня, совершаемая в субботу вечера (под воскресный день), по своему составу не относится к великопостным службам.

30 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (начиная со 2-й Недели) чинопоследование пассии.

31 Церковный Устав указывает дни, когда может совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Это среды и пятницы первых шести седмиц Великого поста, четверток 5-й седмицы, Понедельник, Вторник и Среда Страстной седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый или полиелейный праздник (если случится в седмичные дни – не в субботу и Неделю).

32 Кафизма без «захода», но с «опевами» и «окончанием».

33 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две стихиры – покаянные. На «Господи, воззвах» поются стиховные стихиры Октоиха, поскольку на стиховне и на вечерне, и на утрене будут петься стихиры из Триоди.

34 Вход с кадилом совершается «великих ради прокимнов» (Типикон, глава 49).

35 На великопостной вечерне «Господи, помилуй» (40 раз) и Слава, и ныне: заменяет собой сугубую сокращенную ектению вседневной вечерни периода пения Октоиха.

36 После вечерни в Неделю сыропустную вечера, по традиции, совершается чин прощения.

37 Исключение составляет повечерие в составе всенощного бдения.

38 О канонах повечерий Великого поста см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. М., 1902. С. 636–649.

39 Богородичен и Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду Богородична нет, то он заимствуется из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (приложение 2-е).

40 Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной.// Славы Божия ревнитель: Житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). М., 2006. С. 235, 273.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: