В песнях без трипеснцев (только по Минее)




Богослужения Святой Четыредесятницы

Священник Сергий Ванюков.

 

В дни Великого поста Святая Церковь, призывая каждого верующего к духовному совершенствованию, предлагает в своем богослужении богословское осмысление аскетического опыта подвижников, раскрывает сотериологическое значение литургических празднований и являет глубину христианского вероучения. Сокровища аскетического, нравственного и литургического богословия, искусно вплетенные в ткань великопостного богослужения, во многом получают свое воплощение в уставных, зачастую чисто практических, указаниях богослужебных книг

По словам свт. Афанасия (Сахарова), «в богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Наше богослужение – высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы... И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, – это не значит, что его вовсе нет... Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе... Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь»1

Таким образом, выполнение предписаний Устава позволяет наиболее полно раскрыть и донести до каждого молящегося содержание православного богослужения. Уставные особенности великопостных седмичных служб, характер и строй которых значительно отличается от богослужения в прочие периоды года, нередко вызывают затруднения у совершителей богослужения. Данная статья является попыткой дать краткий обзор порядка и особенностей богослужения в седмичные дни св. Четыредесятницы, с тем, чтобы его участники, усвоив основные теоретические положения, приобрели необходимые для осмысленного и благоговейного совершения Божественной службы уверенность и спокойствие духа. В силу своего назначения, данная статья излагает материал в конспективной форме, располагая его в порядке совершения служб в течение астрономического дня.

 

О полунощнице в седмичные дни Великого поста

Согласно Уставу, полунощница совершается с поклонами. После возгласа «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

В первый день поста перед полунощницей «знаменает параекклисиарх к свету коснее, вечерняго ради утешения» (см. Типикон, гл. 49-я), и поклонов нет (кроме трех поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина).

 

Великопостная утреня

 

1. «Благословен Бог наш…»

2. Трисвятое по «Отче наш…», «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). Слава, и ныне;

3. «Приидите, поклонимся...» (3).

4. Двупсалмие (во время двупсалмия – каждение алтаря и храма):

a. Псалмы 19-й и 20-й; Слава, и ныне;

b. Трисвятое по «Отче наш…», «Яко Твое есть Царство...»;

c. Тропари: «Спаси, Гос­поди, люди Твоя…», Слава: «Вознесыйся на Крест…», И ныне: «Предстательство страшное...»

d. Малая сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», «Яко Милостив и Человеколюбец…», «Именем Господним благослови отче».

5. «Слава Святей…»

6. Шестопсалмие. (Утренние молитвы иерей начинает читать во время 102 псалма.)3

7. Великая ектения: «Миром Господу помолимся…», возглас: «Яко подобает...»

8. «Аллилуиа» во глас Октоиха со стихами: стих 1: «От нощи утренюет…»; стих 2: «Правде научитеся…»; стих 3: «Зависть приимет…»; стих 4: «Приложи им зла...». Певцы к каждому стиху поют: «Аллилуиа» (трижды).

9. Троичны гласа 4. Первый Троичен поется просто, окончание его зависит от дня седмицы: в понедельник – «Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас»; во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас»; в среду и пятницу – «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи»; в четверг – «Молитвами святых Апостол Твоих и святителя Николая помилуй нас». Перед вторым Троичном поется Слава. Окончание второго Троична во все дни седмицы – «Молитвами всех святых Твоих помилуй нас». Перед третьим Троичном поется И ныне. Окончание третьего Троична во все дни седмицы – «Богородицею помилуй нас».

10. Кафизмы три (с «заходами», «опевами» и «окончанием»).

11. Малых ектений нет, вместо них – «Господи, помилуй» (3), Слава, и ныне.

12. Седальны по кафизмах:

a. По 1-м стихословии – седальны Октоиха из приложения Триоди. Мученичен, напечатанный после Богородична седальнов и надписанный: «На 7 песни»5, поется перед Богородичном, предваряемый стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Если рядовой святой Минеи не имеет кондака, то мученичен в седальнах не поется, а поется по 6-й песни канона6. [Назидательное чтение – из творений прп. Ефрема Сирина]7.

b. По 2-м и 3-м стихословии – седален Триоди8 на ряду (дважды) и Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен). [Назидательное чтение: по 2-м стихословии – из творений прп. Ефрема Сирина, по 3-м стихословии – из Лавсаика.]

13. «Господи, помилуй» (3), Слава, и ныне: 50-й псалом.

14. Молитва литии: «Спаси, Боже, люди Твоя…»9; «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…»

15. Каноны:

a. Минея содержит полный канон (при службе двум святым – два полных канона). Триодь содержит два трипеснца (прп. Иосифа и прп. Феодора). Трипеснец состоит из песни, зависящей от дня седмицы (в понедельник – 1-й, во вторник – 2-й, в среду – 3-й, в четверг – 4-й, в пятницу – 5-й), а также обязательно из 8-й и 9-й. Первый трипеснец состоит из ирмоса (в Триоди – инципиты ирмосов), трех тропарей и Богородична. Второй трипеснец имеет ту же структуру, только после Богородична приводится дополнительный (5-й) тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»10.

b. Песни Священного Писания поются в великопостной редакции (см. в Ирмологии). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов (от отметки: на 4 (или: на 8 – при службе двум святым)).

В пятницу 1-й, 5-й и 6-й седмиц11 Великого поста на утрене 6-я и 7-я библейские песни пропеваются полностью, поскольку в субботы этих седмиц на службе с Бог Господь не стихословится великопостная редакция библейских песней, а в праздничной редакции, поемой в эти субботы, данные песни приводятся в значительно сокращенном виде, что не позволяет считать завершенным полный круг библейских песней в эти седмицы. В 6-й и 7-й песнях канона соответствующие библейские песни пропеваются подряд до отметки на 4, после чего поется ирмос Минеи и тропари с оставшимися стихами песней Священного Писания. В 6-й песни ирмос в начале (перед стихом на 4) не поется, а поется в качестве катавасии в конце песни (см. об этом в п. d).

c. В 9-й песни канона библейская песнь, по причине краткости, пропевается вся в запевах. Песнь канона начинается с ирмоса (без стиха перед ним), далее 1-й стих библейской песни – 1-й тропарь канона и т. д.

d. Покрывающий ирмос – после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песни + песни с трипеснцами. В песнях с трипеснцами покрывающим будет ирмос 2-го трипеснца. Поскольку 3-я (кроме среды) и 6-я песни не имеют покрывающего ирмоса, то в этих песнях ирмос поется не в начале, а в конце песни12. В среду ирмос Минеи поется в начале, т. к. в Триоди есть трипеснец, содержащий покрывающий ирмос. При службе двум святым в 3-й (кроме среды) и 6-й песнях – ирмос первого канона Минеи в начале, а ирмос канона второго святого – в конце.

e. Три типа исполнения песней великопостного канона:

1. В песнях без трипеснцев (только по Минее) – ирмос (в счет не входит) + тропари канона Минеи на 4 со стихами библейской песни (два последних стиха и Слава: И ныне:). В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях – ирмос поется не в начале, а в конце песни.

2. В песнях с трипеснцами (по Минее и Триоди) каноны на 14. Канон Минеи «предваряет», т. е. поется первым. Библейская песнь исполняется полностью. Стихи ее пропеваются «поскору» без тропарей до отметки: на 14. Далее – следующий стих библейской песни (на 14), после которого поется ирмос канона Минеи. Затем следует чередование стихов и тропарей. Канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8 без ирмосов (каждый трипеснец на 4) + дополнительный тропарь 2-го трипеснца с дополнительным стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песнь заканчивается катавасией – ирмосом 2-го трипеснца.

3. Песни без канона Минеи (только по Триоди). По этому типу поется 2-я песнь канона по вторникам св. Четыредесятницы. Библейская песнь исполняется от начала до конца без тропарей канона, после чего поется ирмос 1-го трипеснца, и далее поются прочие тропари с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».Катавасией служит ирмос 2-го трипеснца.

f. После 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения. По 3 песни – седален Минеи. Слава, и ныне: Богородичен. [Чтение из Лавсаика.] По 6 песни – кондак святого и икос (если есть). Если кондака в службе святого нет, то поется мученичен гласа Октоиха. Мученичен гласа заимствуется из приложения Триоди (приведен после Богородична седальнов по 1-м стихословии и озаглавлен: «на 7 песни мученичен») 13. [Чтение Пролога.] По 8 песни – «Честнейшую» (с поклонами). По 9-й песни – «Достойно есть» (с поклоном).

g. При службе двум малым святым:

Примечание. В Типиконе порядок пения канона при службе двум святым подробно описывается только для песней с трипеснцами. Современные богослужебные книги не содержат указаний, разъясняющих порядок пения канона в песнях без трипеснцев, поэтому на практике существует несколько вариантов.

В песнях без трипеснцев (только по Минее)

– Два канона Минеи на 8:

1) ирмос 1-го канона + тропари обоих канонов на 8 (ирмос 1-го канона не входит в счет, ирмос 2-го канона не поется). Поется ирмос 1-го канона, далее – 1-й стих библейской песни от отметки на 8, к которому припевается 1-й тропарь канона 1-го святого, далее – обычное чередование оставшихся стихов и тропарей. Ирмос 2-го канона в 3-й (кроме среды) и 6-й песнях – покрывающий.

Примечание. Данный способ пения канона из Минеи соответствует древней литургической традиции. Старопечатные Уставы предписывают в песнях без трипеснцев при службе двум святым исполнять каноны святых на 8 (ср.: Устав. М., 1610. Л. 31).

2) стих библейской песни на 8 – ирмос 1-го канона, следующий стих – 1-й тропарь и т. д. Богородичен 1-го канона не поется.

– Два канона Минеи на 6:

Примечание. Практика пения в песнях без трипеснцев двух канонов Минеи на 6 основана на указаниях Типикона, относящихся к песням с трипеснцами.

1) ирмос 1-го канона + тропари обоих канонов на 6 (ирмос 1-го канона не входит в счет, ирмос 2-го канона не поется). Первые два тропаря каждого канона поются «за един». Библейская песнь – от отметки на 6.

2) стих библейской песни от отметки на 6 – ирмос 1-го канона, следующий стих – два тропаря «за един», следующий стих – 3-й тропарь, следующий стих – два тропаря 2-го канона «за един» и т. д. Богородичен 1-го канона не поется.

1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
Ирмос 1-го канона -  
на 8: стих
1-й тропарь 1-го канона Ирмос 1-го канона
стих
2-й тропарь 1-го канона 1-й тропарь 1-го канона Ирмос 1-го канона -
на 6: стих
3-й тропарь 1-го канона 2-й тропарь 1-го канона 1-й и 2-й тропари 1-го канона «за един» Ирмос 1-го канона
стих
Богородичен 1-го канона 3-й тропарь 1-го канона 3-й тропарь 1-го канона 1-й и 2-й тропари 1-го канона «за един»
на 4: стих
1-й тропарь 2-го канона Богородичен 1-го канона 3-й тропарь 1-го канона
стих
2-й тропарь 2-го канона 1-й и 2-й тропари 2-го канона «за един»
Слава:
3-й тропарь 2-го канона 3-й тропарь 2-го канона
И ныне:
Богородичен 2-го канона Богородичен 2-го канона


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: